Найти тему

Бамбуковая флейта синобуэ: несправедливо забытая, но удивительно мелодичная

Оглавление

Когда любители японской культуры слышат звуки японской флейты, они чаще всего думают о сякухати. Однако сякухати – далеко не единственный японский духовой инструмент. Незаслуженно непопулярной остаётся синобуэ — небольшая поперечная флейта из бамбука с более высоким тембром и свистящим звуком.

Чем синобуэ отличается от сякухати?

Синобуэ записывается иероглифами как 篠笛, дословно «флейта из сазы». Саза – особенный вид бамбука, который хорошо приживается в холодном климате. Иногда синобуэ называют ещё 竹笛 такэбуэ, что так и переводится — «бамбуковая флейта». Так что из названия инструмента сразу становится понятен материал, из которого его изготавливают. Но ведь флейту сякухати тоже изготавливают из бамбука, в чём их различия?

И синобуэ, и сякухати относятся к семейству японских флейт 笛 фуэ. Сякухати делают из сорта бамбука мадаке, а синобуэ, как было уже сказано, из сорта саза. У сякухати чаще всего пять отверстий для извлечения звука, у синобуэ их шесть. И главное отличие, которое сразу бросается в глаза при сравнении, – положение флейты относительно исполнителя. Сякухати располагается продольно, а синобуэ – поперечно. Отличное от сякухати положение при игре, материал и размеры как раз и создают другой, уникальный звук синобуэ.

Синобуэ
Синобуэ

Сякухати
Сякухати

Происхождение

Как и многие другие японские инструменты, синобуэ пришла из Китая. А если быть точнее, в V веке в Японию пришла именно бамбуковая флейта, от которой уже произошли все японские традиционные флейты. Синобуэ активно использовали в период Хэйан (794–1185 гг.) в сельскохозяйственном ритуале дэнгаку. Дэнгаку проводили в честь посадки риса, во время представления танцевали под мелодии флейт и японских барабанов тайко.

Поэтому синобуэ широко распространилась именно среди деревенского населения. В отличие от сякухати и других бамбуковых флейт, которые предпочитали аристократы, синобуэ была музыкальным инструментом для простого народа, под её звуки развлекались и проводили сельскохозяйственные ритуалы. И по этой же причине синобуэ не были специально богато украшены.

Устройство синобуэ

Синобуэ изготавливают из разновидности бамбука под названием саза. У стебля сазы удаляют все естественные внутренние узлы, чтобы создать открытое цилиндрическое отверстие, однако конец трубки закрывают воском. Отверстие покрывают лаком для защиты от влаги. Оба конца трубки оборачивают полосками материала ротанга, которые служат для предотвращения раскалывания бамбука и придания декоративности. Вдоль верхней стороны трубки располагают в линию дульце (отверстие для вдувания) и, после промежутка, шесть или семь равноудалённых друг от друга отверстий для пальцев. В отличие от сякухати, отверстия для большого пальца на задней стороне флейты нет. Дульце расположено относительно близко (по сравнению с большинством других поперечных флейт мира) к концу трубки.

Синобуэ разной длины
Синобуэ разной длины

Исполнитель держит синобуэ обеими руками, с левой или правой стороны, так, чтобы дульце располагалось перед его ртом. Отверстия для пальцев закрывают не подушечками пальцев, а средними фалангами обеих рук, а большие пальцы используют для поддержания флейты с обратной стороны. Диапазон синобуэ составляет около двух с половиной октав, хотя самая нижняя октава используется мало.

-5

Стили исполнения

Для синобуэ существует два стиля исполнения: хаяси и ута.

Хаяси (囃子, «аккомпанимент») – в этом стиле исполняли музыку в основном на фестивалях и церемониях. Для игры в стиле хаяси отверстия у синобуэ делают одинакового размера на одинаковом расстоянии. Такие синобуэ не настроены в соответствии с западной нотной шкалой, поэтому могут использоваться только для исполнения японской народной музыки. Например, в стиле хаяси исполняют синтоистские мелодии кагура под аккомпанемент барабанов тайко, нагаута – камерную музыку для сямисэна, музыку для театров Но и Кабуки. В этом стиле звук получается более высоким.

Синобуэ, изготовленное для стиля хаяси. Имеет одинаковые отверстия, расположенные на одинаковом друг от друга расстоянии
Синобуэ, изготовленное для стиля хаяси. Имеет одинаковые отверстия, расположенные на одинаковом друг от друга расстоянии

Ута (唄, «песня») – стиль, который который используют практически для любой музыки, так как в этом случае синобуэ настраивают на западную нотную шкалу. Это позволяет играть на синобуэ сольно или под аккомпанемент. Стиль ута появился достаточно поздно, в начале периода Сёва (1926–1989 гг.). Для этого стиля строение синобуэ немного изменили: некоторые отверстия стали меньше и ближе друг к другу, чтобы исполнителю было легче играть народные песни. Стиль ута рекомендуют тем, кто только начинает учиться играть на синобуэ – он отлично подойдёт для аккомпанемента западным инструментам, например, фортепиано.

Синобуэ для стиля ута. Некоторые отверстия отличаются по размеру и промежуткам между ними
Синобуэ для стиля ута. Некоторые отверстия отличаются по размеру и промежуткам между ними

В каком бы стиле ни исполняли мелодии на синобуэ, высокий и уникальный звук этого инструмента не оставит равнодушным меломанов и поклонников японской народной музыки. Этот, можно сказать, недооценённый японский инструмент точно стоит большего внимания и популяризации. Для этого молодые японские музыканты обучаются игре на синобуэ и записывают каверы на известные мелодии, чтобы вызвать интерес среди молодёжи и не потерять особую культуру синобуэ.