- Ааааа, - завопил вдруг мужик, вскидывая пистолет, - не хочу! – ослеплённый страхом он жал и жал курок пистолета, не видя, что тот стрелял. Пока не закончились патроны. Сковорода исчезла, пороховой дым рассеялся. Шиша увидел напротив себя изрешечённого пулями подельника Кисту.
Разбуженный грохотом из соседней комнаты прибежал Ваван. Увидев расстрелянного схватился за голову.
- Ты что наделал Шиша? – зашипел подбегая к гостю и схватил зачем – то его пистолет.
Повернувший к нему голову Шиша увидел вместо Вавана чёрта в полицейской фуражке. И выдернув из кармана нож, мужик кинулся на Вавана. Тот на автомате сунул ему навстречу пистолет и нажал на курок. Грохнул выстрел. Пуля попала Шише прямо между глаз.
А в дверь уже ломились вызванные соседями полицейские. Ваван кинулся к дверям балкона. Но с грохотом упала входная дверь. И ворвавшийся полицейский заорал: - Стоять, руки на голову!
Крутнувшись, Ваван вскинул руки. В правой он продолжал держать пистолет. Очередь из автомата полицейского отбросила мужика на стену, и он сполз по ней, оставляя кровавые полосы.
- Твою дубинку! – выругался вбежавший следом старший, - зачем стрелял? – но увидев в руках Вавана пистолет, опять выругался и хлопнул подчинённого по плечу. – Молодец. Только теперь сфоткой всё это для ССБ, а то мозг высосут.
- Ну, вот и всё само собой и решилось, - поморщился Джин, покидая квартиру Вавана.
Остаток ночи он провёл в машине, читая прихваченную из библиотеки книгу. На окна пришлось накинуть плотную пелену и зажечь волшебный фонарь.
.............................................................................
- Так, что тут у нас? – Джин раскрыл книгу. – Евреи в Америке, - прочитал название. – Интересно, а туда они как попали?
Евреи были одними из первых народов-мореплавателей, некоторые колена Израиля занимались мореходством задолго до создания Израильского царства. А при Соломоне они, вместе с финикийцами, отправляли корабли в Таршиш и Офир.
В Средние века евреи-торговцы — рахданиты — за века до европейцев ходили морем не только в Индию, но и в порты Китая. Этой торговой активностью объясняется еврейская диаспора, раскинувшаяся по крупным торговым центрам.
- Так они оказывается ещё те мореплаватели, - дёрнул Джин головой.
Еврейские поселения в Испании тоже были созданы торговцами и купцами, колонистами времён Таршиша или Карфагена.
- Ну, правильно, - Джин поднял глаза, - древних финикийцев не зря асоцируют с евреями.
Унаследованная от предков тяга к торговым предприятиям переполняла испанских евреев, толкая их предпринимать далёкие путешествия. Некоторые полагают, что ими двигала жажда золота, другие считают, что они просто хотели подальше сбежать от инквизиции или даже найти легендарные пропавшие колена.
Испанские и португальские евреи были не только купцами, но и учёными. Так, Христофор Колумб, которого и самого некоторые историки считают потомком марранов, пользовался астрономическими таблицами Авраама Закуто и навигационными приборами Иосифа (Хосе) Весиньо и Герсонида.
Новые христиане и марраны активно участвовали в завоевании Америки
В 1510 году новые христиане стали селиться на Кубе, а в 1519 году новые христиане, в том числе чуэтас, поселились и на Пуэрто-Рико. Крицлер Эдвард в книге «Еврейские пираты Карибского моря» приводит данные о еврейской торговле в Америке в XVI веке:
В Лиме (Перу) инквизиторы сообщали: «Город переполнен евреями. Все проходит через их руки, от парчи до мешковины, от бриллиантов до тмина, от прекрасного жемчуга до гнусных черных гвинейцев».
В Потоси (Боливия) инквизитор писал: «Торговля серебром почти полностью находится в руках тайных евреев».
В Порт-Рояле (Ямайка) английские купцы жаловались: «Потомки тех, кто распял благословенного Христа, вытеснили нас и наших детей из торговли. Они покупают весь груз судна, делят его согласно паям и распределяют товары между своими агентами в колониях».
Тот же автор пишет:
Уже в 1501 году появился королевский эдикт, гласивший: «Мавры, евреи, еретики, reconciliados („раскаявшиеся“ — те, кто вернулся в лоно церкви) и новые христиане не имеют права жить в Индиях». Но в 1508 году епископ Куды сообщал: «Почти каждый корабль, прибывающий в Гавану набит евреями и новыми христианами». Декреты, запрещавшие евреям приезжать в Новый Свет, регулярно перемежались жалобами на еврейское засилье в Индиях. Конверсос, способные торговать и имевшие капитал для развития колониальной торговли, устремились в Новый Свет. Так как члены экипажей судов не нуждались в разрешениях на поездку в Америку, а многие суда принадлежали конверсос, то желающие обойти запрет записывались моряками. Слугам также не требовалось никаких документов на выезд, и еврей, сумевший заполучить каким-либо способом разрешение, мог взять с собой огромную свиту.
Испанский король Карл как-то сказал своему советнику Франсиско Кобосу: «Пошлите за да Костой (да Коста — придворный еврей), нам нужны новые колонисты для Ямайки». Основанная этими переселенцами в 1534 году Вилла-де-ла-Вега почти 3 века была столицей Ямайки.
В 1638 году инквизиторы арестовали сотни перуанских евреев. Их лидеры, обвинённые в заговоре с целью взрыва гавани Лимы для голландского вторжения, были казнены.
В 1640 году евреев Мексики обвинили в намерении сжечь Священное судилище.
Отнятые у выявленных марранов богатства поровну разделили корона и инквизиция.
- Церковь и там не спала спокойно выискивая себе жертвы и богатства, - усмехнулся Джин.
Евреи организовали огромные плантации сахарного тростника и приучали к труду негров-рабов и индейцев.
31 марта 1493 года португальский король приказал захватить 700 еврейских детей. Хронист короля Жуана писал:
Вырванных из рук родителей детей силой крестили и отправили на Сан-Томе. Всех их отняли у кастильских евреев, которые не выполнили обязательства уехать в положенный срок, как оговаривалось при разрешении на въезд… Вне своей среды они должны были превратиться в добрых христиан; в итоге население острова увеличилось, и он стал процветать.
Как пишет В. Зомбарт, в 1492 году португальские евреи снова поселились на острове Св. Фомы и стали там вести в крупных размерах плантаторское хозяйство; основали многочисленные сахароварни, на них работало 3000 негров-рабов, и добавляет:
В 1550 г. мы застаем на этом острове сахарную промышленность уже в полном расцвете: 60 плантаций, снабженных сахарными мельницами и котлами, производят ежегодно, судя по вносимой в пользу короля «десятине»,— 150 000 арробов сахару (по 25 фунтов в каждом). Отсюда же или из Мадеры, где они также издавна занимались сахарным производством, евреи переносят эту отрасль промышленности в самую крупную из американских колоний — Бразилию, вступающую тем самым в первый период своего расцвета, основанного на господстве сахарной промышленности.
Евреи становятся вскоре господствующей кастой: значительная часть самых богатых бразильских купцов состояла из «новых христиан». Евреем был также генерал-губернатор, приведший в порядок администрацию колонии. Но своего полного расцвета колония достигает лишь с переходом в руки голландцев (в 1624 г.), когда туда начинают стекаться богатые голландские евреи. В 1624 г. многочисленные американские евреи объединяются и основывают в Бразилии колонию, в которую переселяется 600 именитых евреев из Голландии. В этой первой половине XVII в. все крупные сахарные плантации находятся в руках евреев, о всесторонней деятельности и богатстве которых сообщают нам путешественники той эпохи. Так, Нингофф, объезжавший в 1640 — 1649 гг. Бразилию, рассказывает следующее: «Из свободных обитателей Бразилии, не находившихся на службе (голландско-вест-индийской) компании, самыми многочисленными были евреи, переселившиеся сюда из Голландии. Торговля их превосходила своими размерами торговлю остального населения; они имели сахарные мельницы и строили богатые дома в Ресифе. Все они были купцами; это могло бы иметь большое значение для голландской Бразилии, если бы они держались в должных границах торговли».
В отчете о путешествии Ф. Пайрарда мы читаем: «Барыши, которые они получили за 9—10 лет пребывания в этих странах, должны быть огромны, ибо все они возвращаются назад богачами»
Один богатый торговец из Лиссабона сообщал королю:
Короли Португалии владеют морем… а живая кровь всего — торговля, которая поддерживается исключительно людьми еврейского происхождения. Благодаря им торговля процветает, а без них она зачахнет, так как старые христиане из дворян не уважают торговцев и не имеют таких навыков, как торговцы еврейского происхождения. Евреи в значительной степени контролировали морскую торговлю Португалии. Евреи доминировали в торговле сахаром и владели 20 из 34 сахарных фабрик.
В 1623 году из 50 тысяч колонистов в Бразилии 15% населения составляли новые христиане, в том числе около 1 тысячи марранов.
В 1618 году в Португалии инквизиторы арестовали более 100 богатых торговцев из новых христиан, имевших агентов в Амстердаме, и захватили их бразильские грузы, которые должны были проследовать в Нидерланды. Амстердамские евреи, связанные со многими из арестованных и хранившие их деньги, подали протест в Генеральные Штаты.
Так как преследование новых христиан привели к полному запустению, начались послабления. Декретом от 2 марта 1768 года все списки о новых христианах были уничтожены, а законом 25 марта 1773 года новые христиане были полностью уравнены в правах со старыми христианами.
С 1644 года евреи жили в британском Суринаме, и вскоре были наделены привилегиями «ибо мы нашли, что еврейская нация оказалась полезной и благотворной для колонии».
- Только на них наезжают, те сразу перекрывают торговлю, - хмыкнул Джин, - выгодная позиция, однако.
Зомбарт пишет: Из 344 суринамских плантаций, на которых, главным образом, производилась культура сахарного тростника, евреям в 1730 г. принадлежало 115. Ту же картину, как в английских и голландских владениях, мы застаем и в важнейших французских колониях на Мартинике, Гваделупе, Сан-Доминго. И здесь сахарная промышленность служит источником благосостояния, и здесь евреи являются доминирующим элементом в производстве и торговле сахаром.
На Мартинике первая большая плантация и сахароварня были основаны в 1655 г. Беньямином Дакостой, бежавшим туда из Бразилии с 900 единоверцами и 1100 рабами (в 1655 г.)
В целом Зомбарт разделял мнение, что «значительная часть английской колониальной торговли морем в течение долгого времени находилась в руках евреев».
Занимались евреи и работорговлей, например купец Аарон Лопес продал в Северную Америку
1 165 чёрных рабов.
Стоит указать, что в Вест-Индии сефарды часто вступали в брак с негритянками, а вообще новые христиане в Америке быстро смешались с индейскими женщинами, так как женщин из Европы в колониях поначалу было очень мало. Негритянок евреи пытались видимо обратить в иудаизм, и до XX сохранялись общины евреев-негров и евреев-мулатов на Виргинских островах
В феврале 1537 года испанский король Карл передал Ямайку под управление семьи Колумба, которые запретили там устраивать инквизицию и остров стал заселяться марранами.
В 1624 году голландцы захватили столицу португальской Бразилии — Баийю, где проживали и марраны. В составе войск вторжения было несколько десятков евреев. Голландцам и евреям помогали местные марраны, узнавшие, что в провинции, где жили 200 марранов, предполагалось учредить трибунал инквизиции. На следующий год испанский король Филипп IV послал 12-тысячное войско и на накоторое время время выбил голландцев из Бразилии. Доклады инквизиторов гласили:
Тайные евреи писали голландцам и просили освободить их. Они разрабатывали планы вторжения и соглашались нести расходы. Еретики, вскормленные грудью матери-церкви, когда пришли голландцы, открыто заявили о своей приверженности еврейской религии.
- Как не крести еврея, он всё равно им останется, - усмехнулся Джин, перелистывая книгу.
В 1630 году здесь вновь появились голландцы, которые высадившись к северу от Баийи, захватили Ресифи и окружающие провинции на северо-востоке Бразилии. Под владычеством голландцев евреи процветали 24 года. Они называли свою общину «Цур Исраэль» («Твердыня Израиля»), торговали сахаром и взимали налог в 3% с еврейских пиратов, а также налагали огромные штрафы на тех, кто водил в микву христианок. Сахар и пиратство превратили Ресифи в богатейший порт Америки после Гаваны.
В 1630—1654 годах в голландской Бразилии евреи были главными розничными работорговцами. В 1654 году португальцы отвоевали Ресифи и община «Цур Исраэль» была вновь запрещена. Евреям дали 3 месяца, чтобы уехать или сдаться инквизиторам. Они покинули Ресифи на 16 кораблях. 15 благополучно добрались до Нидерландов.
Ещё один корабль евреев Ресифи, державший курс на Новый Амстердам, попал в шторм и затонул в водах Ямайки, которая была домом тайных евреев, называвшихся «португальцами» и занимавшимися торговлей с тех времён, когда сын Колумба колонизовал Ямайку в 1510 году. Колумбы владели Ямайкой и не пускали туда инквизицию, защищая марранов. Но, узнав, что голландские беглецы были евреями, ямайские лидеры, желавшие избавиться от клана Колумб, воспользовались предлогом и пригласили на Ямайку инквизиторов из Колумбии.
Опасаясь, что расследования против новоприбывших затронет их самих, ямайские марраны написали агенту О. Кромвеля, что Ямайку можно завоевать, не встречая особого сопротивления, и пообещали свою помощь. На следующий год еврей с Невиса привёл 36 британских кораблей в гавань, 2 местных еврея провели переговоры и подписали мирный договор, передав Ямайку англичанам. По договору, испанцы были изгнаны, а евреи остались, и стали открыто исповедовать иудаизм.
- А испанцы остались с носом, дураки, - фыркнул Джин.
К 1660 году Ямайка превратилась не только в убежище евреев, но и стала базой евреев-пиратов и контрабандистов. Ямайские евреи убедили англичан, что лучшим способом защитить Ямайку и обеспечить процветание колонии станет приглашение карибских пиратов. Столицей пиратов стал Порт-Рояль. Евреи заметно присутствовали в рядах грабивших испанские каравеллы пиратов.
Еврейские пираты на Ямайке называли свои корабли в честь древних еврейских героев и пророков, например, «Пророк Самуил», «Королева Эстер», «Щит Авраама», «Прекрасная Сара».
В 2008 году около Кингстона обнаружилось старое еврейское кладбище. На некоторых могильных камнях имеются надписи на иврите и пиратский символ — череп и кости. Могилы со звездой Давида рядом с черепом и перекрещёнными костями, найдены на Барбадосе и Кюрасао.
Постепенно подавляющее большинство сефардов, марранов и новых христиан в Америке ассимилировались с индейцами, испанцами, португальцами и т. д.
Согласно генетическим исследованиям, опубликованным в Nature Communications в декабре 2018 года, 23% городского населения Латинской Америки могут быть потомками «конверсос» — испанских евреев, вынужденных принять христианство. Можно предположить, что потомки евреев, переселявшиеся в Америку, были, как оказывается, очень активны с индейскими женщинами, так что «почти четверть латиноамериканцев имеют значительную часть еврейского ДНК» (около 200 миллионов человек):
Исследование мтДНК (передающейся строго по женской линии от матери к дочери) и Y-хромосомы (передающейся по мужской линии от отца к сыну) населения северо-запада Колумбии показало, что среди мужчин-иммигрантов многие имели Y-хромосому, типичную для евреев. Здесь они вступили браки с местными женщинами.
Стоит отметить, что и современные израильтяне любят посещать Колумбию из-за местных девушек.
Очевидно, что столь высокий процент потомков евреев доказывает огромный вклад «новых христиан» в колонизацию Америки, можно предположить, что это означает, что крещённые евреи составляли существенную часть конкистадоров, купцов и других колонистов.
Еврейским конкистадорам удалось каким-то невероятным образом породить четверть латиноамериканцев, из чего можно заключить, что в некоторой степени, Латинская Америка является «криптоеврейской».
Также можно заметить некоторую разницу между латиноамериканскими потомками евреев и евреями ашкеназами. Последние дали множество учёных, чего сложно сказать о жителях Латинской Америки. Возможно, дело в матерях: у латиноамериканских потомков евреев матерями были индейские женщины, а у ашкеназов — римские и другие европейки. Хотя может быть интеллектуальные достижения ашкеназов объясняются средой, а не материнскими генами, то есть могли играть роль социальные и прочие факторы. Также интересно, что евреи быстро ассимилировались в Латинской Америке, не сохранив еврейской идентичности (современные латиноамериканские евреи — потомки ашкеназов, недавние переселенцы). Возможно, что конкистадоры, истребляя мужчин-индейцев, насиловали индейских женщин, или сожительствовали с ними вне брака, и дети часто вырастали не зная отцов, тем более о их еврейских корнях. Возможно, забвение еврейских предков произошло ещё и из-за страха перед инквизицией и дискриминацией.
- Во дают евреи, - засмеялся Джин, - целый континент наследников оставили. Считай с китайцами сравнялись. Только детей – то своих нищими так и оставили, родители, блин.
..............................................................................
Захлопнув книгу, Джин потянулся и посмотрел на часы. И тут же из подъезда выпорхнула Алла. Пока девушка шла к машине, Джин любовался ею.
- Привет, - Алла села рядом с парнем и улыбнулась, - утро сегодня хорошее.
- И ты такая красивая, - невольно вырвалось у Джина.
- Я красивая, а вот платье забыла вчера купить, - улыбка погасла на лице Аллы, - пришлось у соседки одалживать. У меня – то тут нет ничего подходящего.
- Платье? – Джин нахмурился, - так заедем в магазин сейчас и купим.
- Магазин? – засмеялась саркастически Алла, - какой магазин работает в восемь утра?
- Я знаю такой, - заверил Джин, включая зажигание.