Существо чрезвычайной исторической стабильности и по крайней мере на отдельных этапах развития достаточно высокой эффективности Византийской системы государственного управления, когда его ультрастабильность можно было бы взять за пример, в современной научной литературе за малым исключением описаний особенностей бюрократии объявлено сокровенной тайной, так как о таковой де не имеется точных исторических письменных документальных источников. Данная точка зрения основана на крайнем невежестве в понимании особенностей византийской культуры, так как во всех своих основах, в том числе и в построении государства, византизм исходил просто из особенностей прямого толкования святыми отцами Восточной христианской Церкви слов Святого Писания. Посему подлинные культурные источники по системе государственного управления в Византии действительно содержатся, только в византийской святоотеческой, по существу своему монашеской литературе, которая к сожалению, в полном соответствии с достаточно странными традициями в западноевропейской науке[1] ученому сообществу совершенно не известна.
По существу, для Византийской культуры социального управления было крайне характерно четкое воплощение в государственной жизни наивысших примеров и образцов монастырской культуры управления, что подкреплялось непререкаемым авторитетом нравственного подвижничества святых отцов Восточной Церкви, использовавших ее в своем совместном общежитии. Это существенное обстоятельство породило такую культурную особенность, которую можно назвать эманацией культуры управления от религии к государственно-правовой сфере. Поэтому именно в традиционных святоотеческих литературных источниках того времени, оказалось крайне легко обнаружить самые подробные описания всех так называемых «тайн» и сущности, и особенностей византийской системы социального управления.
В соответствии с византийской святоотеческой традицией, в первую очередь и в самом главном, государственное управление должно основываться на тотальном и абсолютном единоначалии особого рода на всех уровнях системы власти. Основу понимания абсолютного единоначалия как основы не только духовной, но и любой власти в человеческом обществе наиболее точно выразил Святой Преподобный Феодор Студиит, основные труды которого были непосредственно посвящены проблемам управления монастырями не только в чисто духовной, но и во всех прочих, в том числе сугубо житейских сферах их жизни. Согласно Св. Преп. Феодору Студииту, полное отсечение личного произвола на всех уровнях любой системы управления является основой основ ее эффективности, так как любой произвол человека всегда полностью и абсолютно заражен падшей частью его природы и с необходимостью несет в себе зло. Произвол в отличие от доброй воли это все то, что идет у человека в его мыслях и деяниях в разрез с исполнением Божественных Заповедей. Природа человека такова, что для всех без исключения характерна такая особенность, как сугубая склонность ко греху, удобосклонность, удобопреклонность сердца к нарушению Божественных Заповедей. В крайнем случае хотя бы хотя бы какой-нибудь одной или нескольких. По своеобразию естества своего, тот или иной отдельный человек может легко и с радостью выполнять какие-то определенные Заповеди, и иметь связанные с этим добродетели; но точно без преткновения исполнять сразу все Заповеди и не быть при этом особо предрасположенным и легко склонным к тому или иному пороку, он в абсолютном большинстве случаев, за исключением родившихся в Святом Духе общезначимо быть не может. Такова деформированная грехопадением праотцев Адама и Евы падшая человеческая природа. Именно поэтому нравственным правилом для всех и каждого в начале христианского подвига исполнения Заповедей является полностью отсекать свою зараженную грехопадением волю перед Святым Писанием и перед волей опытно проверенных людей святой и благочестивой жизни. Мы ниже будем называть это отсечением своеволия или произвола.
Отсечение своеволия помимо прочего есть главное, необходимое и непременное условие устроения самого высокого уровня дисциплины и самодисциплины не только в жизни Церкви, но и в государстве. В процессе реального социального управления отсечение произвола крайне важно; так как оно, во-первых, порождает исключительную дисциплину и связанный с ней эффективный социальный порядок, то есть состояние дел где как у людей, так и у вещей «у каждого свое место, и каждый на своем месте»[2]. Во-вторых, оно максимально отсекает природную человеческую удобосклонность ко злу. Причем разумеется, что правило отсечения произвола касается не только управляемых, но и управляющих, в том числе и первого лица во всей системе управления. Чем выше лицо в иерархии управления, тем не ниже, а значительно выше должна быть его и дисциплина, и самодисциплина, равно умение отсечь свою волю, свой произвол. Наиболее же эффективной система социального управления может быть только при исполнении, как подчиненными, так и руководством исключительно всех Заповедей Божьего Закона, так, как только в этом случае будет подаваться самая прямая помощь Божия во всех делах. В Византийском случае исполнение Заповедей - это исполнение 10 Заповедей Закона Божьего в понимании толкований святых отец Восточной Церкви[3][4] и 9-ти Заповедей из Нагорной проповеди Христа Спасителя, так же понимаемых не на свой ум, а основанных на толкованиях Святых Апостолов и в контексте перекрестно согласованного мнения святых отец, утвержденного и принятого Церковью. Всеобщее отсечение воли перед Заповедями принципиально не дает пути различным катастрофическим деформациям от падшей человеческой природы и падших духов в любой системе управления, как духовного, так и светского.
Очень хорошо эта мысль разъясняется Святым Преподобным Амвросием Оптинским: «На земле людей бесстрастных ((имеются в виду людей без греховных страстей – авт.)) очень мало; а где страсти человеческие действуют, и особенно в главных лицах, там правильного порядка видеть невозможно. Впрочем, где главные лица по возможности исправны и действуют по Богу, там и в подчиненных, хотя бы и страстных, может быть порядок, во исполнение псаломских слов: браздами и уздою челюсти их восстягнеши, не приближающихся к Тебе, то есть удаляющихся от Господа. Но где действуют по Богу, там Бог и подает свою помощь»[5].
Таким образом, именно отсечение и устранение своеволия, произвола вообще является самым главным критерием уровня эффективности любой управленческой системы и главным критерием особой успешности любых добрых начинаний. Именно, исходя из понимания этого важного обстоятельства, а не по причине природной склонности народов, населявших в то время Малую Азию и входящих в Византийскую империю к рабству, как это ныне иногда принято понимать, в Византии провозглашалась непреходящая ценность полного и абсолютного единоначалия на всех уровнях государственной власти. Справедливо считалось, что такой и только такой механизм управления наиболее тотально мог противостоять порочному людскому своеволию на всех уровнях иерархии власти.
В китайской традиции культуры государственного управления из логики явного превосходства абсолютного единоначалия и отсечения своеволия подчиненных видимо исходит и Конфуций, когда говорит, что лучше жить в эпоху крайней смуты в Поднебесной, чем в эпоху наибольшего расцвета в обществе у варваров[6].
Абсолютное единоначалие понималось в Византии отнюдь не как тотальный личный деспотичный произвол на высшем уровне или тем более на всех нижестоящих уровнях. Деспотичный произвол совершенно невозможен при выполнении первым лицом Божественных Заповедей. Абсолютное единоначалие порождало наиболее эффективную систему управления, построенную на всеобщем отсечении своеволия, народа перед начальством, начальства перед царем, царя перед пред Самим Богом и перед Его Заповедями. Само собой, это была и эффективная система борьбы с гнусным произволом характерным для предерзких людей из народных низов. Византийская монархия – это не неограниченная ничем монархия как сейчас часто полагают, это монархия, очень даже жестко ограниченная духовностью – духовными законами. Она жестко конституитивно ограничена в морально-религиозном смысле, перед десятью ветхозаветными и девятью евангельскими Заповедями.
Согласно библейской истории древнееврейского царя Давида, который с юных лет отличался наибольшей из всех прочих кротостью, равно отсутствием произвола пред Богом и людьми, он именно потому получил не по кровному наследованию, а по прямому выбору Божию еврейское Царство вместо впавшего в нечестие терпимости к идолопоклонству первого царя евреев Саула. По аналогии истинное помазанничество царя в Византии в идеале конечно определялось с точки зрения того, насколько насаждаемый Базилевс являлся наиболее из всех представителей аристократических семейств смиренным перед Богом, то есть духовно кротким. Абсолютная кротость первого лица государства перед Богом[7], далее всего начальства перед государем, наряду с абсолютным смирением народа перед начальством, и задавало идеал социальной гармонии в системе управления Византийской Империей. Это правда не исключало жизненности и в этот период истории политических идей Аристотеля о необходимости в идеальном политическом устройстве – политии гармонии между монархическим, аристократическим и в сегодняшнем понимании демократическим началами в государстве. Но в Византии эту гармонию прецедентно опытно определили и понимали именно так, отсечение произвола перед Заповедями во всех трех началах плюс абсолютное единовластие Базилевса.
Святой преподобный Феодор Студиит точно указывает духовные канонические первоосновы социального порядка и обосновывает систему управления в виде абсолютного единоначалия тем, что управление в обществе у человека, как твари созданной по образу и подобию Божию, обязательно должно быть нисходящей аналогией предельно совершенного устроения власти в самой Святой Троице. Устроение же единоначалия в Святой Троице очень хорошо выражено у Святителя Григория Богослова: «Три древнейших мнения о Боге: безначалие, многоначалие и единоначалие. Два первых были (и пусть остаются) игрой ума сынов эллинских. Ибо безначалие беспорядочно, а многоначалие возмутительно; вследствие же сего и безначально, и беспорядочно. То и другое ведет к одному концу, к беспорядку, а беспорядок к разрушению, потому что беспорядок есть упражнение в разрушении. Но мы чтим ((в Святой Троице – авт.)) единоначалие … то которое составляет равночестность единства, единодушие воли, тождество движения и направления к единому Тех, Которые из Единого …»[8].
Святой Преподобный Феодор Студиит, цитируя библейское: «сотворим человека по образу нашему и подобию (Быт. 1, 26) и, ссылаясь на другие фрагменты из Святого Писания о том, что в Святой Троице царит абсолютное единоначалие Бога Отца, пишет следующее: «Отсюда учреждение между людьми всякого начальства и всякой власти, особенно в Церквах Божиих: один патриарх в патриархате, один митрополит в митрополии, один епископ в епископии, один игумен в монастыре, и в мирской жизни, если хочешь послушать, один царь, один полководец, один капитан на корабле. И если б во всем этом не управляла воля одного, то ни в чем не было бы строя и порядка, и не на добро бы это было, ибо разноволие разрушает все»[9].
Приведенное непререкаемое богословское положение явилось центральным в византийской традиции понимания истинной христианской государственности. Отсечение своеволия и наличие связанной с этим исключительной дисциплины и самодисциплины задавали в Византии критерий социальной зрелости и действительной силы любых общественных субъектов: отдельного человека, семьи, племени, народа, государства в целом. Задавали уровень соответствия религиозному и социальному идеалу, и соответственно давали возможность оценки социального статуса того или иного социального субъекта в общей социальной иерархии. Именно по мере отсечения своеволия, по кротости, определялся уровень не социальной низости как это зачастую считается недалекими людьми в современную нам эпоху, а наоборот уровень истинной высоты не только духовного, но и социального статуса любого человека. В духовной сфере истинная иерархия нисходила от самой высшей степени святых аскетов к высшему священноначалию, далее к епископату и рядовому священству, и подчиненному им клиру, наконец к православному народу - прихожанам. В государственной области социальная иерархия нисходила от царя к высшему военному руководству и армии, затем к высшему чиновничеству, затем к рядовому чиновничеству, далее к ремесленному люду и крестьянам, а после того к «низкому», равно крайне своевольному, а также склонному к крайнему, равно «гнусному» произволу люду. Отметим, что подобный критерий использовался в Византии для суждений и оценок не только о христианском, но и обо всем прочем мире, в том числе о мире язычников. Согласно именно данному критерию язычников делили на более или менее нечестивых, или на даже считали их «склонными к благочестию».
Исходя из вышеприведенной логики, наиболее радикально устраняющее своеволие и разноволие полное и абсолютное единоначалие на всех уровнях власти при выполнении Заповедей чиновниками по всей линии иерархии власти считалось единственно подлинным и наиболее совершенным социальным устроением. Сверху и донизу оно зиждилось на идеале полного и совершенного отсечения своеволия и произвола подчиненных перед начальством, начальства перед царем, царя перед святыми библейскими Заповедями, апостольскими, общецерковными и святоотеческими установлениями, а тем самым пред Самим Богом.
При этом справедливо общезначимо полагалось, что данный институциональный государственный механизм принципиально не может являться абсолютно идеальным в силу природной отягощенности всякой мирской жизни грехом. Вместе с тем данный механизм считался кардинально наилучшим и наиболее совершенным из потенциально возможных. Он считался максимальным по эффективности среди прочих, так как насколько это только возможно, кардинально предохранял от проникновения в конкретный процесс государственного управления и в жизнь народа чрезвычайно пагубного влияния падшей человеческой природы. Повторимся. По христианскому святоотеческому православному учению падшая природа не только является общей и причастной для всех и каждого, но и очень легко возникает и широко произрастает вследствие возникновения любого факта личного произвола. Согласно святоотеческому учению, именно прорвавшаяся в социальную жизнь, падшая часть, которая вполне сродни бесовской, человеческой природы приводит к наиболее тяжким социальным бедствиям. Поэтому в случае возникновения смут и раздоров в обществе главной причиной их считался нарушающий исполнение Заповедей вторгшийся человеческий произвол. При этом главной задачей государства считалось не устроение наибольшего для всех счастья, а точное насколько это возможно устроение наименьшего количества зла и прежде всего для всего народа в целом. То есть государство прежде всего призвано исключительно для неукоснительного устранения наибольшего зла, остальное как получится. Очень мудро!
По поводу абсолютного единоначалия в Византии считалось крайне рациональным и удобопонятным, что благочестивому народу, гораздо легче дозволенными мирными способами, в том числе усиленными молитвами и увещеванием со стороны святых угодников аскетов-монахов и священноначалия, удержать от устремления в своеволие и сопутствующее ему социальное зло кого то одного - монарха, тем более как представителя лучшего из благородных аристократических семейств; чем обуздать хоть как-нибудь крайне дурные социальные последствия своеволия «власти некоторых» в олигархии или в аристократии; или тем более, ужасные последствия разбушевавшегося своеволия «власти всех» - охлократии.
Эти религиозные и социальные воззрения логически вытекают из Церковных Посланий Святого апостола Павла. Они в частности укоренились во всей святоотеческой традиции, в виде буквального понимания его евангельских слов об «… удерживающем теперь». Речь идет о 2-ом Послании Св. Апостола Павла к Фессалоникийцам гл. 2 стих 7, в котором в контексте разъяснений признаков последних времен говорится: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь». Если быть более точными, то в святоотеческой литературе вполне обоснованно существует именно такое основное толкование этого фрагмента, в котором под «удерживающим теперь», разумеется Сам Господь Бог, который соделывает сие пока не произойдет полное отпадение - апостасия абсолютного большинства людей, за исключением самого последнего крайне малого остатка. Но такое толкование отнюдь не исключает некоторые другие святоотеческие христианские толкования, говорящие об «удерживающем теперь» в нисходящем смысле подразумевая под этим царскую вселенскую власть благочестивого государя. Нам в наше время эти слова очень хорошо понятны из самого последнего исторического и политического опыта.
Отметим так же, что по поводу конкретного механизма государственного и всякого другого мирского управления еще с IV века имелись очень четкие установления, содержащиеся в творениях одного из самых великих вселенских учителей Восточной православной Церкви Святителя Василия Великого. В частности, согласно Святителю Василию, важными особенностями правителя, наряду с полным отсечением личного произвола перед Богом, должны являться «быстромыслие»[10] и крайняя сдержанность[11].
Или, говоря современным языком, властителю необходима чрезвычайная быстрота управленческих реакций на окружающие перемены, вызовы и угрозы, с одной стороны; и стабильность эмоций и крайние сдержанность и выдержка с другой. Подчеркнем особо, что основными природными свойствами и способностями истинного правителя Святитель Василий считал не высокую квалификацию, для этого существуют эксперты в подчинении у первого лица; и не ярую приверженность тем или иным политическим идеям; а «остроту и быстроту ума» в совокупности с железной жизненной выдержкой в невзгодах. Святитель Василий Великий по этому поводу пишет: «Кто хочет приняться за какое-нибудь искусство, тому надо иметь готовыми естественные способности, борцу – хорошее сложение и крепость тела, скороходу – стройность и легкость членов, так же и правителю – остроту и быстроту ума[12]. Потому и Писание не всякого призывает к правлению, но разумного. Что же такое управление? Не без всякого ли сомнения, оно есть сознание души о непостоянстве дел человеческих и о том, как надобно переплыть непостоянную жизнь… потому как счастливое и вожделеваемое многими не имеет твердости и постоянства, так несчастное и плачевное не установляется в неподвижности, но все подвержено колебаниям, волнению и неожиданным переменам. Поэтому как море не может оставаться надолго в том же положении …, так и житейские дела принимают тот и другой оборот. Для этого нужен правитель, который бы в благоведрие жизни, как все у него несется попутным ветром, ждал перемен и не успокаивался бы настоящим…, и в горестном состоянии дел не терял надежды и не утопал, поглощенный излишней скорбью…, а напротив того, и среди этого благоведрия жизни ожидал иногда непогоды… Посему тот разумный правитель, кто, вникая в действительную природу, управляет приключениями жизни, остается всегда сам себе равен, не превозносится в благодушии, не падает духом в несчастьях»[13]. Предельная сдержанность как решающее свойство правителя прямо вытекала из текста учительной книги Притч Соломоновых из Ветхого Завета. Царю Соломону, по Святому Писанию была дана Богом высшая премудрость в мирских житейских делах. По одному из высказываний Соломона только «тот, кто умеет сдерживать себя, может взять любую крепость»[14].
То, что мысли Свт. Василия Великого и Св. Преп. Феодора Студиита об управлении были общезначимы для всей Византийской традиции в частности свидетельствует следующая характеристика другим самым высшим авторитетом церкви Святителем Григорием Богословом по поводу основателя Византийской империи римского императора Константина Великого, который по словам этого вселенского учителя «благоразумием и быстротой ума во многом превосходил не только современных …, но и прежних царей»[15]. Характеризуя царя Константина Святитель Григорий далее пишет: «Ибо кроме прочего рассуждая истинно царски и выше многих других, он ясно усматривал, что с успехами христиан возрастало могущество римлян, что с пришествием Христовым явилось у них самодержавие, никогда дотоле не достигавшее совершенного единоначалия»[16].
Не менее важным у Свт. Григория является и подробное описание царствования особо нечестивого византийского царя Юлиана Отступника. Пот нему явствует что в святоотеческих писаниях не было никакого и ни в чем оправдания гнусного произвола по отношению к Божественным Заповедям первого лица государства и такая власть не считалась законной.[17]
Таким образом, подлинная основа эффективности социального управления в социальной культуре Византийской империи состояла из следующих четырех составляющих:
1) абсолютного единоначалия на всех уровнях;
2) отсечения и самоотсечения произвола у каждого управляющего;
3) наличия свойств «быстромыслия» и крайней сдержанности, как у правителя, так в свою меру по нисходящей и у всех начальствующих;
4) всеобщей деятельной приверженности начальства христианской вере. Последнее, говоря современным языком, есть наличие общей моральной вменяемости всего состава управленческого аппарата.
Для лучшего прояснения приведем апологию рационального смысла византийской системы управления через некоторые ключевые высказывания по поводу порядка в обществе и государстве у Святителя Григория Богослова. Святитель Григорий о глубинном смысле устроения социального порядка пишет: «Воззрите на небо горе, и на землю низу (Исайа 8; 22) и размыслите, как и из чего составилась вселенная, чем была до своего устройства и как называется она теперь. Все устроялось по порядку, и устроялось словом, хотя все могло быть произведено вдруг, как нечто единое. Ибо Кто несуществующему дал бытие, Тот не был бессилен вместе все и произвести, и устроить. Но для того считается одно первым, другое вторым, иное третьим и так далее, чтобы в тварях был тотчас введен порядок. Итак, порядок ((здесь библейская жесткая последовательность на основе непререкаемого закона крайней постепенности Творения – авт.)) устроил вселенную, порядок держит и земное, и небесное… Порядок есть матерь и ограждение существующего, и он один прекрасно мог бы сказать, что провещало все сотворившее Слово… Но к чему говорил я обо всем этом и к чему давно поспешало мое слово? Порядок и в Церквах распределил, чтобы одни были пасомые, а другие пастыри, одни начальствовали, а другие были подначальными; кто составлял как бы главу, кто – ноги, кто – руки, кто – глаз, кто – иной из членов тела – для устройства и пользы целого, как низших, так и высших… Для чего представляешь из себя Пастыря, когда ты овца? Для чего делаешься головой, когда ты - нога? Для чего берешься предводительствовать войском, когда поставлен в ряду воинов? Для чего гоняешься на море за великими, но сомнительными выгодами, когда можешь безопасно возделывать землю, хотя и с меньшим приобретением?»[18]. Далее Святитель Григорий восклицает: «Овцы не пасите пастырей и не выступайте из своих пределов; для вас довольно, если вы на доброй пажити. Не судите судей, не предписывайте законов законодателям. Несть бо нестроения и беспорядка Бог, но мира и порядка (1 Кор. 14; 33). Посему да не замышляет стать головой, кто с трудом служит рукой, или ногой, или другим еще менее важным членом тела; напротив того, братия, кийждо в звании, в нем же призван бысть, в том да пребывает (1 Кор. 7; 20), хотя бы и достоин был высшего. Довольствоваться настоящим гораздо похвальнее, нежели домогаться звания, какого не получил. Кому можно без опасности следовать за другим, тот не желай начальствовать с опасностью для себя. Да не нарушится закон подчинения, которым держится и земное, и небесное, чтобы через многоначалие не дойти до безначалия»[19].
Для того чтобы рационально в современных условиях всеобщего духовного отпадения и нравственного измельчания понять учение о социальном порядке Святителя Григория Богослова уместно в целях экспликации для лучшего вживания в рациональный смысл сказанного им прокомментировать его слова через более удобопонятное в нынешнем веке известное изречение Конфуция которое можно было бы перевести так: «Благородный муж способен на большое и не способен на малое, малый муж способен только на малое, в этом его ценность»[20].
Добавим так же, что святоотеческим воззрениям на роль государственного управления не было свойственно оправдание всевластия богатых, как это порой хотят выдать современные исследователи атеистической направленности. Им совсем не было чуждо призвание к устроению социальной жизни по канонам христианской справедливости, и даже активный призыв к борьбе с бедностью за счет личного примера и активной деятельности каждого члена современного им общества. На самом деле, Святые отцы Восточной Церкви никогда не были защитниками богатых в ущерб бедным, тем более защитниками хищнических социальных порядков. Призывая имущих к деятельному социальному служению и помощи бедным, Святитель Григорий Богослов в частности обличительно воскицает: «Нет, други и братия! Не будем неправедными распорядителями вверенного нам, чтобы не услышать нам грозных слов Петра: «Постыдитесь вы, удерживающие у себя чужое, подражайте равной для всех благости Божией, и тогда не будет ни одного бедного»[21].
Еще одно крайне важное, что хотелось бы сказать о святоотеческом понимании государственного и социального управления в Византии. О канонических первоосновах понимания основного принципа подбора начальствующих для византийской бюрократии. Все, касающееся системы управления в обществе понималось святыми отцами в неразрывности с полным контекстом Писаний Ветхого и Нового Заветов. Поэтому особенности истинного социального мироустроения управления воспринимались ими в сугубом контексте библейского отношения к подлинным критериям подбора начальства по всей нисходящей иерархии управления, которое характеризуется следующим особо важным - ключевым отрывком из Ветхого Завета.
«На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред Моисеем с утра до вечера. И видел тесть Моисеев все, что он делает с народом, и сказал: что это делаешь ты с народом? Для чего ты сидишь один, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера? И сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у Бога; когда случается у них какое дело, они приходят ко мне и я сужу между тем и другим, и объявляю уставы Божии и законы Его. Но тесть Моисеев сказал ему: не хорошо ты это делаешь: ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его; итак послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела; научай их уставам и законам, указывай им путь, по которому они должны идти, и дела которые они должны делать; ты же усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя; если ты сделаешь это, и Бог повелит тебе, то ты можешь устоять, и весь народ сей …» (Исход 18; 13-23).
Таким образом, при подборе начальствующих в византийской технологии власти, главными критериями, опять же в абсолютном идеале, в отличие от отягощенного мирским влиянием реального положения дел, говоря сегодняшним языком, были не специальные профессиональные способности и познания, и не высокая воинская доблесть, а наибольшая моральная вменяемость по сравнению с другими, а вместе с ней способности к быстромыслию и сдержанности своих чувств и собственного своеволия, были главными способностями для годных к социальному управлению.
Для более глубокого понимания рационального смысла данного устроения подбора начальства современному человеку хорошо поразмыслить над другим ключевым изречением Конфуция: «Если поставить честных над бесчестными, то можно всех бесчестных сделать честными»[22]. В учительной библейской книге Притчей Соломоновых по этому же поводу сказано следующее: «удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою» (гл. 25 стих 5). А в другом месте: «Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление» (гл. 19 стих 25). И еще об этом же: «Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание» (гл. 21 Стих 11).
Окончательную каноническую ясность в учение о государстве и социальном управлении в Византии внес и Святитель Иоанн Златоуст. По поводу социального порядка в государстве Свт. Иоанн писал: «Всяка душа, говорит Апостол, властем предержащим да повинуется (Рим. 13, 1) … Несть бо власть аще не от Бога (Рим. 13,1), - говорит Апостол. Ужели скажешь, всякий начальник от Бога поставлен? Не о том говорю, отвечает Апостол, не о каждом начальнике теперь мое слово, но о существе дела – о том, что должно быть начальствование и что одни должны управлять, другие же быть управляемы, а не просто по своей воле жил бы каждый, и люди подобно волнам, носились бы туда и сюда. Это называю я делом Божией премудрости. Апостол не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но, рассуждая вообще о начальстве, говорит: несть бо власть аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть (Рим. 13, 1). Так как равенство доводит до ссор, то Бог установил многие виды начальства и подчиненности, именно: между мужем и женой, между сыном и отцом, между старцем и юношей, рабом и свободным, между начальником и подчиненным, между учителем и учеником. И удивляться ли такому установлению между людьми, когда тоже самое устроил Бог в теле нашем? Ибо Он так устроил, что не все члены имеют равное достоинство, но один ниже, другой важнее, одни управляют, другие состоят под управлением. То же усматриваем и у бессловесных – у пчел, у журавлей, в стадах диких животных… Напротив, безначалие везде есть зло и производит замешательство. Апостол, сказав, кем установлены начальства, присовокупил: темже противляйся власти, Божию повелению противляется (Рим. 13, 2). Он доказывает, что повиноваться начальству есть наша обязанность и что он подчиняет нас не начальству, но Богу. Впрочем, апостол не говорит сего прямо и такими словами: кто слушается начальства, тот повинуется Богу, но устрашает противным и то же самое подтвердил с большей силою, сказав: кто не повинуется начальнику, тот противится Богу, учредившему начальства; как и везде пытается внушить, что повиновение начальству есть не добровольная с нашей стороны уступка, а наш долг»[23]. Само собой разумеется, что полный контекст этого высказывания – это повиновение начальству во исполнение Заповедей, призыв же к нарушению Заповедей позволяет каждому уклоняться даже если того потребует не только начальство, но и родители или даже духовный отец.
Другая ключевая цитата Святителя Иоанна Златоустого для окончательной экспликации проблемы: «Тысячами выгод государства обязаны своим правительствам. Если упразднить начальство, все расстроится и разрушится, не устоят ни города, ни селения, ни дома, ни торговые рынки, никакое другое заведение, напротив, все ниспровергнется от того, что сильнейшие поглотят слабейших»[24]. Духовный смысл социального миропорядка в устройстве общества вселенский учитель канонически крайне точно раскрывает следующим образом: «Итак, как сказал я, знание о добре и зле положено в совести всех людей, и мы не нуждаемся ни в каком учителе, чтобы узнать о них, но само исполнение предоставлено уже свободе, старательности и трудам нашим. Почему так? Потому что, если бы Бог все сделал даром природы, мы остались бы без венцов и без наград… Ибо совершенства естественные служат к похвале и чести не обладающих, а Давшего их. Так вот почему Бог не предоставил всего природе. С другой стороны, не допустил Он и свободе взять на себя бремя и знания, и исполнения, чтобы она не ужаснулась труда и добродетели, напротив, совесть предписывает ей что делать, а к исполнению этого она сама от себя приносит труды… Много и других учителей, кроме совести, приставил к нам Бог, как то: родителей к детям, господ к рабам, мужей к женам, наставников к ученикам, законодателей и судей к подначальным, и друзей к друзьям. Часто и от врагов мы получаем пользы не менее, чем от друзей: когда они укоряют нас в проступках, то побуждают нас и против воли к исправлению от оных. А столько учителей приставил к нам Бог для того, чтобы нам легко было найти и сделать полезное, так как множество побуждающих нас к этому не дает нам уклониться от полезного. Если мы пренебрежем родителями, то, убоясь начальников, верно, будем скромнее; если и их презрим и будем грешить, то никак не можем избегнуть упрека совести; если и ее не уважим и не послушаем, то, опасаясь общего мнения, будем лучшими; если и этого не устыдимся, то врожденный страх перед законами может образумить нас и против воли. Так молодых людей берут на свое попечение законодатели и отцы, а возрастных – законодатели и начальники; рабы, как более склонные к беспечности понуждаются к лучшей деятельности, кроме сказанных лиц, еще и господами, а жены мужьями; вообще у нашего рода много со всех сторон оград, чтобы не увлекаться легко и не впасть в грех. Но сверх того учат нас и болезни, и несчастные обстоятельства: так и бедность удерживает, и потеря вразумляет, и много другого тому подобного … А еще важнее то, что великую приносят нам пользу не только наши собственные но и чужие несчастья, и тогда как сами ничего не терпим, а видим что другие наказываются, мы вразумляемся не меньше этих»[25].
По поводу места семьи в социальном мироустройстве Иоанн Златоуст говорит: «Муж занимает место царя, жена – место управителя и военоначальника, дети получили власть третьей степени, затем власть четвертой степени принадлежит рабам, ибо и они имеют власть над низшими, и часто какой-нибудь один бывает поставлен над всеми, заменяя господина, будучи, впрочем, сам себе рабом, потом и между ними есть другие степени власти, иная у жен, иная у детей, и у самих детей так же различные, сообразно с возрастом и полом, ибо и у детей женский пол имеет власть неодинаковую с мужским. Везде Бог устроил степени и разнообразие власти, абы все пребывало в единодушии и великом согласии». И далее: «Вначале Он установил одну власть, поставив и мужа над женой, но когда род наш пришел в великое расстройство, то Он учредил и другие власти – господ, правителей, и это так же для любви»[26].
Особо отметим каждый уровень власти по нисходящей по отношению к нижестоящему – абсолютен. Это абсолютная власть. Абсолютна власть матери по отношению к детям. Абсолютна власть малых детей по отношению к их домашним животным. Абсолютная власть не столько привилегия сколько тяжелый крест, так несет абсолютную ответственность и перед Богом, и перед людьми. Под реальной абсолютной властью в святоотеческом понимании нужно осознавать совершенно конкретные с сегодняшней точки зрения вещи. Во-первых, на любом данном вам уровне власти все ключевые и всякие прочие управленческие решения по отношению к нижестоящему уровню локализованы вернее сконцентрированы только в одной точке именно на вашем уровне власти и переданы вам лично – персонально. Никто из вышестоящих и нижестоящих не вправе тотально контролировать вас на вашем уровне и вмешиваться кроме сверх чрезвычайных ситуаций как разово, так и постоянно в принятие вами ваших управленческих решений. Во-вторых, для принятия управленческих решений на вашем уровне, у вас должны наличествовать строго определенные компетенции, и вы будете принимать в таком случае все соответствующие вашему уровню решения в «рамках своей компетенции». В-третьих, за принятые на вашем уровне в рамках вашей компетенции решения вы несете абсолютную персональную ответственность не только вышестоящими инстанциями, но и перед самим Богом. В-четвертых, в силу всех вышеописанных причин, вы должны отвергать как личный произвол в отношении Заповедей, так и прямо нарушающий Заповеди произвол своего начальства. Решения которого бывают троякими. Первые это житейские не имеющие отношения к Заповедям, вторые нейтральные к Ним, третьи имеют к Ним прямое отношение. Соответственно распоряжения начальства первого и второго плана выполняются беспрекословно, а по отношению к третьим прямо относится личный выбор.
Такая система полностью вне тотальности подлого и пошлого рабства. Подлым и пошлым рабством тотально наполнены как раз фридомализм, равно ультралиберализм как и все прочие атеистические системы отношений, включая коммунистическую; которые по опыту длительных и пристальных наблюдений являются тщательно скрываемой для внешних жесточайшей тоталитарной системой свободы психотеррора, равно «пожирания душ в снедь хлеба» вышестоящими всех нижестоящих, в том числе и в семье.
О способности сдержанности как свойстве истинного начальника Святитель Иоанн Златоуст сказал очень точно следующее: «Начальник не тот, кто так называется, а кто таков на самом деле. Как врачом или ритором не может сделать и царь, так и начальником, потому что не грамота и не название делают человека начальником… Начальники – те, которые управляют самими собой. Ибо к душе имеют отношение эти три предмета: дом, город и государство, во всем есть постепенность. Кто хочет быть начальником дома и хорошо управлять им, тот, прежде всего, должен устроить свою собственную душу, ибо она – ближайший его дом. Если же он не в состоянии управлять самим собой, там где одна душа, где сам он господин, где он всегда сам у себя, то как он будет управлять другими? Кто мог устроить свою душу и одно (разум) в ней сделать господствующим, а другое (страсти) подчиненным, тот будет в состоянии управлять и домом, кто – домом, тот и – городом, а кто – городом, тот и – государством. Если же кто не в состоянии управлять своей душой, то как он будет править государством? Это все сказано мною для того, дабы мы не превозносились властью, дабы знали, что такое власть. Иначе это не власть, а посмешище, рабство и тысячами других подобных наименований можно назвать это. Ибо скажи мне, что свойственно начальнику? Не приносить ли пользу и благодетельствовать подчиненным? Что же если этого не будет? Как может другим принести пользу тот, кто не сделал добра самому себе? У кого в душе господствуют бесчисленные страсти, тот как обуздает их в других? Не говори мне, что такой то восседает на колеснице, высоко поднимает брови, и окружен толпою телохранителей, не говори мне не о его поясе не о крике глашатая. Нет, покажи мне отличие начальника не в этом, но в его состоянии по душе, то есть управляет ли он своими страстями, побеждает ли порочные стремления и пожелания, например, обуздывает ли пристрастие к деньгам, укрощает ли гнев и порочную похоть, не сохнет ли от зависти, не возмущается ли тщеславием, не боится ли и не трепещет ли бедности или неблагоприятной перемены, не умирает ли от этого страха. Такого покажи мне начальника, вот это – власть. Но если он, управляя людьми, сам раболепствует своим страстям, о таком я скажу, что это раб более всех людей … А кто сбросил с себя эту власть, не увлекается злыми пожеланиями и не страшится, не трепещет безрассудно нищеты, и бесславия, и прочих неприятностей настоящей жизни, того, хоть он одет в рубище, сидит в тюрьме и закован в цепи, назову начальником, и свободным и царственнее царей»[27].
«Если и теперь, когда между начальниками есть много дурных, - говорит Святитель Иоанн Златоуст - само дело это так нужно, что при дурных качествах начальников бывает от них великая польза, то представь каким благоденствием наслаждался бы род человеческий, если бы имеющие в руках власть хорошо распоряжались ею. Впрочем, учреждение власти есть дело Божие, а то, что к ней допускаются люди порочные и пользуются ею не так, как должно зависит от испорченности людей. Страх со стороны начальников не позволяет расслабляться от беспечности. Посредством начальников гражданских и церковных Бог устраивает наше спасение. Бог вооружил начальников, дабы устрашали дерзких. Если бы не было совсем страха от начальников, до какого неистовства не дошли бы дерзкие люди? Не разрушили бы они у нас города до основания и, повернув все вверх дном, не лишили бы нас и самой жизни? Уничтожь судилища – и уничтожишь всякий порядок в нашей жизни, удали с корабля кормчего и потопишь судно, отними у вождя войско – и придашь воинов с плен неприятелям. Так, если отнимешь у городов начальников, мы будем вести себя безумнее бессловесных зверей, станем друг друга угрызать и пожирать, богатый – бедного, сильнейший - слабого, дерзкий – кроткого. Живущие благочестиво не имеют нужды в мерах исправления со стороны начальников: праведнику закон не лежит (1 Тим. 1, 9). Но люди порочные, если бы они не были удерживаемы страхом от начальников, наполнили бы города бесчисленными бедствиями. Что связи из бревен в домах, то и начальники в городах. Если те уничтожишь, стены распавшись, сами собой обрушатся одна на другую, так, если отнять у вселенной начальников и страх, внушаемый ими, - и дома, и города, и народы с великой наглостью нападут друг на друга, потому что тогда некому будет их удерживать, и останавливать, и страхом наказаний заставлять быть спокойными … благодари Его за то, что имеешь начальника, который печется о тебе и не дозволяет злым людям строить тебе козни»[28].
Вместе с тем все сказанное нужно обязательно понимать в полном контексте всего Святого Писания. В противоположность благочестивому царю - истинному правителю святыми отцами противопоставлялся нечестивый порочный правитель, власть которого, как сейчас порой принято считать в науке, отнюдь не считалась ими легитимной и истинной.
В Книге Притчей Соломоновых в Ветхом Завете есть ключевые отрывки, составляющие непререкаемую основу святоотеческих взглядов на этот счет.
Учительная книга Притч Соломоновых.
«Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый ((порочный-авт.)) властелин над бедным народом[29].
«Когда торжествуют праведники, великая слава, но когда возвышаются нечестивые, люди укрываются»[30].
«Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются, а когда они падают, умножаются праведники»[31].
«Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни»[32].
Притч. Гл. 29. Стих 2: «Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает».
Притч. Гл. 29. Стих 4: «Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее».
Притч. Гл. 29. Стих 12: «Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы».
Притч. Гл. 29. Стих 14: «Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится.»
Притч. Гл. 29. Стих 16: «При умножении нечестивых умножается беззаконие; но праведники увидят падение их.»
Притч. Гл. 29. Стих 18: «Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен».
Притч. Гл. 29. Стих 19: «Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает их, но не слушается.» По полному контексту Библии раб как правило – это предерзкий человек, обретший свое достойное наказание в низком социальном положении, а именно таком, когда он совершенно не может располагать собой ни в какой момент своего времени.
Притч. Гл. 29. Стих 21: «Если с детства воспитывать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном.»
Притч. Гл. 29. Стих 23: «Гордость человека унижает его, а смиренный духом ((перед Заповедями Божьими – авт.)) приобретает честь.»
Притч. Гл. 29. Стих 26: «Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека - от Господа.»
Притчи. Гл. 30. Стихи 21-23 «От трех трясется земля, четырех она не может носить:
раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб;
позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей.»
Притчи. Гл. 31. Стихи 4-5: «Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру ((крепкий алкогольный напиток не из винограда)) чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых.»
Книга пророка Иезекииля. Гл 22. Стихи 23-31.
«23 И было ко мне слово Господне:
24 сын человеческий! скажи ему: ты - земля неочищенная, не орошаемая дождем в день гнева!
25 Заговор пророков ее среди нее - как лев рыкающий, терзающий добычу; съедают души, обирают имущество и драгоценности, и умножают число вдов.
26 Священники ее нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святаго от несвятаго и не указывают различия между чистым и нечистым, и от суббот Моих они закрыли глаза свои, и Я уничижен у них.
27 Князья у нее как волки, похищающие добычу; проливают кровь, губят души, чтобы приобрести корысть.
28 А пророки ((официальные предсказатели – авт.)) ее все замазывают грязью, видят пустое и предсказывают им ложное, говоря: "так говорит Господь Бог", тогда как не говорил Господь.
29 А в народе угнетают друг друга, грабят и притесняют бедного и нищего, и пришельца угнетают несправедливо.
30 Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел.
31 Итак изолью на них негодование Мое, огнем ярости Моей истреблю их, поведение их обращу им на голову, говорит Господь Бог.»
По поводу необходимости и обязательности соблюдения Заповедей Божиих правителями народов: царями, князьями и судьями.
Книга Премудрости Соломона гл. 6 стихи 1-27.
«1 Итак, слушайте, цари, и разумейте, научитесь, судьи концов земли!
2 Внимайте, обладатели множества и гордящиеся пред народами!
3 От Господа дана вам держава, и сила - от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения.
4 Ибо вы, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией.
5 Страшно и скоро Он явится вам, - и строг суд над начальствующими,
6 ибо меньший заслуживает помилование, а сильные сильно будут истязаны.
7 Господь всех не убоится лица и не устрашится величия, ибо Он сотворил и малого и великого и одинаково промышляет о всех;
8 но начальствующим предстоит строгое испытание.
9 Итак, к вам, цари, слова мои, чтобы вы научились премудрости и не падали.
10 Ибо свято хранящие святое освятятся, и научившиеся тому найдут оправдание.
11 Итак, возжелайте слов моих, полюбите и научитесь.
12 Премудрость светла и неувядающа, и легко созерцается любящими ее, и обретается ищущими ее;
13 она даже упреждает желающих познать ее.
14 С раннего утра ищущий ее не утомится, ибо найдет ее сидящею у дверей своих.
15 Помышлять о ней есть уже совершенство разума, и бодрствующий ради нее скоро освободится от забот,
16 ибо она сама обходит и ищет достойных ее, и благосклонно является им на путях, и при всякой мысли встречается с ними.
17 Начало ее есть искреннейшее желание учения,
18 а забота об учении - любовь, любовь же - хранение законов ее, а наблюдение законов - залог бессмертия,
19 а бессмертие приближает к Богу;
20 поэтому желание премудрости возводит к царству.
21 Итак, властители народов, если вы услаждаетесь престолами и скипетрами, то почтите премудрость, чтобы вам царствовать вовеки.
22 Что же есть премудрость, и как она произошла, я возвещу,
23 и не скрою от вас тайн, но исследую от начала рождения,
24 и открою познание ее, и не миную истины;
25 и не пойду вместе с истаевающим от зависти, ибо таковой не будет причастником премудрости.
26 Множество мудрых - спасение миру, и царь разумный - благосостояние народа.
27 Итак учитесь от слов моих, и получите пользу.
Книга Премудрости Соломона гл. 15. Стих 14:
« Самые же неразумные из всех и беднее умом самых младенцев - враги народа Твоего, угнетающие его …»
По поводу стоящих у власти нечестивцев, опустившихся до самого последнего уровня падения - принесения кровавых людских жертвоприношений. (Как современно – авт).
Книга пророка Иезекииля. Гл 22. Стихи 1-16.
«1 И было ко мне слово Господне:
2 и ты, сын человеческий, хочешь ли судить, судить город кровей? выскажи ему все мерзости его.
3 И скажи: так говорит Господь Бог: о, город, проливающий кровь среди себя, чтобы наступило время твое, и делающий у себя идолов, чтобы осквернять себя!
4 Кровью, которую ты пролил, ты сделал себя виновным, и идолами, каких ты наделал, ты осквернил себя, и приблизил дни твои и достиг годины твоей. За это отдам тебя на посмеяние народам, на поругание всем землям.
5 Близкие и далекие от тебя будут ругаться над тобою, осквернившим имя твое, прославившимся буйством.
6 Вот, начальствующие у Израиля, каждый по мере сил своих, были у тебя, чтобы проливать кровь
7 У тебя отца и мать злословят, пришельцу делают обиду среди тебя, сироту и вдову притесняют у тебя.
8 Святынь Моих ты не уважаешь и субботы Мои нарушаешь.
9 Клеветники находятся в тебе, чтобы проливать кровь, и на горах едят у тебя идоложертвенное, среди тебя производят гнусность.
10 Наготу отца открывают у тебя, жену во время очищения нечистот ее насилуют у тебя.
11 Иной делает мерзость с женою ближнего своего, иной оскверняет сноху свою, иной насилует сестру свою, дочь отца своего.
12 Взятки берут у тебя, чтобы проливать кровь; ты берешь рост и лихву и насилием вымогаешь корысть у ближнего твоего, а Меня забыл, говорит Господь Бог.
13 И вот, Я всплеснул руками Моими о корыстолюбии твоем, какое обнаруживается у тебя, и о кровопролитии, которое совершается среди тебя.
14 Устоит ли сердце твое, будут ли тверды руки твои в те дни, в которые буду действовать против тебя? Я, Господь, сказал и сделаю.
15 И рассею тебя по народам, и развею тебя по землям, и положу конец мерзостям твоим среди тебя.
16 И сделаешь сам себя презренным перед глазами народов, и узнаешь, что Я Господь.
Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова Гл. 35 Стихи 19-22.
«19 И Господь не замедлит и не потерпит, доколе не сокрушит чресл немилосердых;
20 Он будет воздавать отмщение и народам, доколе не истребит сонма притеснителей и не сокрушит скипетров неправедных,
21 доколе не воздаст человеку по делам его, и за дела людей - по намерениям их,
22 доколе не совершит суда над народом Своим и не обрадует их Своею милостью.»
Оставляю все последние цитаты без комментариев, кроме одного. Вслед за Д.Е. Галковским читавшим первый раз «Законы» Платона восклицаю: «Никогда не читал ничего более современного…».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Еще один ключевой фрагмент из книг Ветхого Завета аккумулирующий Божии благословения для тех кто исполняет Заповеди Божии, и налагающий Его прещения (проклятия) на безбожников. Здесь можно легко увидеть всю историю и последнего века у принявшего атеизм русского народа, в том числе легко узнаваемо и современное состояние русских безбожников.
Книга Второзаконие, глава 28.
1 Если ты, когда перейдете [за Иордан в землю, которую Господь Бог ваш дает вам], будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли;
2 и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего.
3 Благословен ты в городе и благословен на поле.
4 Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих.
5 Благословенны житницы твои и кладовые твои.
6 Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем.
7 Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя.
8 Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь Бог твой дает тебе.
9 Поставит тебя Господь [Бог твой] народом святым Своим, как Он клялся тебе [и отцам твоим], если ты будешь соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь ходить путями Его;
10 и увидят все народы земли, что имя Господа [Бога твоего] нарицается на тебе, и убоятся тебя.
11 И даст тебе Господь [Бог твой] изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле, которую Господь клялся отцам твоим дать тебе.
12 Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы [и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать].
13 Сделает тебя Господь [Бог твой] главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять,
14 и не отступишь от всех слов, которые заповедую вам сегодня, ни направо ни налево, чтобы пойти вслед иных богов и служить им.
15 Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя.
16 Проклят ты [будешь] в городе и проклят ты [будешь] на поле.
17 Прокляты [будут] житницы твои и кладовые твои.
18 Проклят [будет] плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих.
19 Проклят ты [будешь] при входе твоем и проклят при выходе твоем.
20 Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен, - и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил Меня.
21 Пошлет Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит Он тебя с земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею.
22 Поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною, и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь.
23 И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою железом;
24 вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать, падать на тебя, [доколе не погубит тебя и] доколе не будешь истреблен.
25 Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них; и будешь рассеян по всем царствам земли.
26 И будут трупы твои пищею всем птицам небесным и зверям, и не будет отгоняющего их.
27 Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться;
28 поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца.
29 И ты будешь ощупью ходить в полдень, как слепой ощупью ходит впотьмах, и не будешь иметь успеха в путях твоих, и будут теснить и обижать тебя всякий день, и никто не защитит тебя.
30 С женою обручишься, и другой будет спать с нею; дом построишь, и не будешь жить в нем; виноградник насадишь, и не будешь пользоваться им.
31 Вола твоего заколют в глазах твоих, и не будешь есть его; осла твоего уведут от тебя и не возвратят тебе; овцы твои отданы будут врагам твоим, и никто не защитит тебя.
32 Сыновья твои и дочери твои будут отданы другому народу; глаза твои будут видеть и всякий день истаевать о них, и не будет силы в руках твоих.
33 Плоды земли твоей и все труды твои будет есть народ, которого ты не знал; и ты будешь только притесняем и мучим во все дни.
34 И сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои.
35 Поразит тебя Господь злою проказою на коленях и голенях, от которой ты не возможешь исцелиться, от подошвы ноги твоей до самого темени [головы] твоей.
36 Отведет Господь тебя и царя твоего, которого ты поставишь над собою, к народу, которого не знал ни ты, ни отцы твои, и там будешь служить иным богам, деревянным и каменным;
37 и будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов, к которым отведет тебя Господь [Бог].
38 Семян много вынесешь в поле, а соберешь мало, потому что поест их саранча.
39 Виноградники будешь садить и возделывать, а вина не будешь пить, и не соберешь плодов [их], потому что поест их червь.
40 Маслины будут у тебя во всех пределах твоих, но елеем не помажешься, потому что осыплется маслина твоя.
41 Сынов и дочерей родишь, но их не будет у тебя, потому что пойдут в плен.
42 Все дерева твои и плоды земли твоей погубит ржавчина.
43 Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже;
44 он будет давать тебе взаймы, а ты не будешь давать ему взаймы; он будет главою, а ты будешь хвостом.
45 И придут на тебя все проклятия сии, и будут преследовать тебя и постигнут тебя, доколе не будешь истреблен, за то, что ты не слушал гласа Господа Бога твоего и не соблюдал заповедей Его и постановлений Его, которые Он заповедал тебе:
46 они будут знамением и указанием на тебе и на семени твоем вовек.
47 За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего,
48 будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь [Бог твой], в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя.
49 Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь,
50 народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши;
51 и будет он есть плод скота твоего и плод земли твоей, доколе не разорит тебя, так что не оставит тебе ни хлеба, ни вина, ни елея, ни плода волов твоих, ни плода овец твоих, доколе не погубит тебя;
52 и будет теснить тебя во всех жилищах твоих, доколе во всей земле твоей не разрушит высоких и крепких стен твоих, на которые ты надеешься; и будет теснить тебя во всех жилищах твоих, во всей земле твоей, которую Господь Бог твой дал тебе.
53 И ты будешь есть плод чрева твоего, плоть сынов твоих и дочерей твоих, которых Господь Бог твой дал тебе, в осаде и в стеснении, в котором стеснит тебя враг твой.
54 Муж, изнеженный и живший между вами в великой роскоши, безжалостным оком будет смотреть на брата своего, на жену недра своего и на остальных детей своих, которые останутся у него,
55 и не даст ни одному из них плоти детей своих, которых он будет есть, потому что у него не останется ничего в осаде и в стеснении, в котором стеснит тебя враг твой во всех жилищах твоих.
56 [Женщина] жившая у тебя в неге и роскоши, которая никогда ноги своей не ставила на землю по причине роскоши и изнеженности, будет безжалостным оком смотреть на мужа недра своего и на сына своего и на дочь свою
57 и не даст им последа, выходящего из среды ног ее, и детей, которых она родит; потому что она, при недостатке во всем, тайно будет есть их, в осаде и стеснении, в котором стеснит тебя враг твой в жилищах твоих.
58 Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего,
59 то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными;
60 и наведет на тебя все [злые] язвы Египетские, которых ты боялся, и они прилипнут к тебе;
61 и всякую болезнь и всякую язву, не написанную [и всякую написанную] в книге закона сего, Господь наведет на тебя, доколе не будешь истреблен;
62 и останется вас немного, тогда как множеством вы подобны были звездам небесным, ибо ты не слушал гласа Господа Бога твоего.
63 И как радовался Господь, делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Господь, погубляя вас и истребляя вас, и извержены будете из земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею.
64 И рассеет тебя Господь [Бог твой] по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням.
65 Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души;
66 жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей;
67 от трепета сердца твоего, которым ты будешь объят, и от того, что ты будешь видеть глазами твоими, утром ты скажешь: "о, если бы пришел вечер!", а вечером скажешь: "о, если бы наступило утро!"
68 и возвратит тебя Господь в Египет на кораблях тем путем, о котором я сказал тебе: "ты более не увидишь его"; и там будете продаваться врагам вашим в рабов и в рабынь, и не будет покупающего.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Никогда не читал ничего более впечатляющего по поводу истинных (самых глубоких) причин революции 1917 года в России, чем эту приводимую ниже главу с обетованиями Божиими для народов соблюдающих заповеди, и прещениями для народов отвергших их. Это глава 26 Ветхозаветной книги Левит. Думаю, что в США сейчас начинает происходить нечто аналогичное революции в России, только субъекты революционных событий несколько разнятся. Но лишь несколько. Так называемый российский "пролетариат" в России, с одной стороны, и радикально настроенные цветные в США, с другой; и те, и другие четко подпадают под античное понятие охлос: "люди не имеющие ничего, ни собственности, ни собственного дела, ни компетенций и образования для независимого заработка, ровно ничего, кроме способностей создавать себе подобных и трудиться под жестким принуждением". Во всей античной философии непререкаемой была сформулированная Аристотелем и Платоном социальная закономерность, что охлос закономерно приходит на короткое время к полной власти только вследствие долгой власти олигархии, когда в результате войн кланов олигархов за власть, какой нибудь из кланов начинают использовать охлос и материально подкармливать его активные революционные выступления направленные против олигархов противников, находящихся у власти. Вдобавок к тому революционные движения охлоса начинают щедро материально поддерживать враги такого государства за рубежом. Результатом так или иначе всегда и общезначимо является развязанная охлосом гражданская война всех против всех, полная разруха и беды хорошо изображенные в этом тексте Библии.
ЛЕВИТ
26
1 Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш.
2 Субботы Мои соблюдайте и святилище Мое чтите: Я Господь.
3 Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их,
4 то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой;
5 и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле [вашей] безопасно;
6 пошлю мир на землю [вашу], ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли [вашей], и меч не пройдет по земле вашей;
7 и будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча;
8 пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча;
9 призрю на вас [и благословлю вас], и плодородными сделаю вас, и размножу вас, и буду тверд в завете Моем с вами;
10 и будете есть старое прошлогоднее, и выбросите старое ради нового;
11 и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами;
12 и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом.
13 Я Господь Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтоб вы не были там рабами, и сокрушил узы ярма вашего, и повел вас с поднятою головою.
14 Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих,
15 и если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой, —
16 то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их;
17 обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами.
18 Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши,
19 и сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь;
20 и напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастений своих, и дерева земли [вашей] не дадут плодов своих.
21 Если же [после сего] пойдете против Меня и не захотите слушать Меня, то Я прибавлю вам ударов всемеро за грехи ваши:
22 пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш и вас уменьшат, так что опустеют дороги ваши.
23 Если и после сего не исправитесь и пойдете против Меня,
24 то и Я [в ярости] пойду против вас и поражу вас всемеро за грехи ваши,
25 и наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; если же вы укроетесь в города ваши, то пошлю на вас язву, и преданы будете в руки врага;
26 хлеб, подкрепляющий человека, истреблю у вас; десять женщин будут печь хлеб ваш в одной печи и будут отдавать хлеб ваш весом; вы будете есть и не будете сыты.
27 Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня,
28 то и Я в ярости пойду против вас и накажу вас всемеро за грехи ваши,
29 и будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть;
30 разорю высоты ваши и разрушу столбы ваши, и повергну трупы ваши на обломки идолов ваших, и возгнушается душа Моя вами;
31 города ваши сделаю пустынею, и опустошу святилища ваши, и не буду обонять приятного благоухания [жертв] ваших;
32 опустошу землю [вашу], так что изумятся о ней враги ваши, поселившиеся на ней;
33 а вас рассею между народами и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены.
34 Тогда удовлетворит себя земля за субботы свои во все дни запустения [своего]; когда вы будете в земле врагов ваших, тогда будет покоиться земля и удовлетворит себя за субботы свои;
35 во все дни запустения [своего] будет она покоиться, сколько ни покоилась в субботы ваши, когда вы жили на ней.
36 Оставшимся из вас пошлю в сердца робость в земле врагов их, и шум колеблющегося листа погонит их, и побегут, как от меча, и падут, когда никто не преследует,
37 и споткнутся друг на друга, как от меча, между тем как никто не преследует, и не будет у вас силы противостоять врагам вашим;
38 и погибнете между народами, и пожрет вас земля врагов ваших;
39 а оставшиеся из вас исчахнут за свои беззакония в землях врагов ваших и за беззакония отцов своих исчахнут;
40 тогда признаются они в беззаконии своем и в беззаконии отцов своих, как они совершали преступления против Меня и шли против Меня,
41 за что и Я [в ярости] шел против них и ввел их в землю врагов их; тогда покорится необрезанное сердце их, и тогда потерпят они за беззакония свои.
42 И Я вспомню завет Мой с Иаковом и завет Мой с Исааком, и завет Мой с Авраамом вспомню, и землю вспомню;
43 тогда как земля оставлена будет ими и будет удовлетворять себя за субботы свои, опустев от них, и они будут терпеть за свое беззаконие, за то, что презирали законы Мои и душа их гнушалась постановлениями Моими,
44 и тогда как они будут в земле врагов их, - Я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, чтоб разрушить завет Мой с ними, ибо Я Господь, Бог их;
45 вспомню для них завет с предками, которых вывел Я из земли Египетской пред глазами народов, чтоб быть их Богом. Я Господь.
46 Вот постановления и определения и законы, которые постановил Господь между Собою и между сынами Израилевыми на горе Синае, чрез Моисея.
[1] Полное и абсолютное незнание святоотеческой литературной традиции восточной христианской церкви, например, демонстрирует в конце 19 века пишущий по проблемам религиозной этики профессор филологии Фридрих Ницше, и к сожалению то же можно сказать и о всей прочей традиции философской мысли на Западе.
[2] Очень точное и качественное определение Анрико Файоля. [3] В наиболее сжатом кратком виде смотрите в изложении Святителя Филарета Дроздова в соответствующих главах книги «Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви», Ссылка: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/
[4] См. там же у Святителя Филарета Дроздова. [5] См. Собрание писем преподобного оптинсвого старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. – Козельск: Издание Оптиной Пустыни, 1995. - С. 379.
[6] «Учитель сказал: - У варваров при государе хуже, чем в китайских землях без него». Более точен следующий вариант перевода: «Учитель сказал: – Если даже у [варваров] и и ди есть свои правители, им никогда не сравниться со всеми ся, лишенными правителей) Гл. 3 Стих 5. Наш собственный вольный перевод смысла этого высказывания таков : «Лучше жить во время смуты в поднебесной Китая, чем во время процветания у варваров». См. Конфуций. Луньюй. Изречения. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. С. 35. (Вторящий текст буквального перевода «Лунь Юй»: Восточная литература; 2001, см. http://reeed.ru/lib/).
[7] «Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое». Ветхозаветная Книга Притчей Соломоновых глава 20 стих 8. « Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо». Ветхозаветная Книга Притчей Соломоновых глава 20 стих 26. «Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой». Ветхозаветная Книга Притчей Соломоновых глава 20 стих 28. «Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его». Ветхозаветная Книга Притчей Соломоновых глава 21 стих 1.
[8] См. Свт. Григорий Богослов. Полное собрание творений святых отцов церкви и церковных писателей в русском переводе. Т-1. – М.: Сибирская благозвонница. – 2007. - с. 351.
[9] см. Св. Преп. Феодор Студиит. Подвижнические монахам наставления. Добротолюбие в русском переводе. Том 4. – Репринт. М.:, 1901г. –М.: ТОО «Преображение», 1992г.- стр. 93.
[10] «Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость, на которую они надеялись». Ветхозаветная Книга Притчей Соломоновых глава 21 стих 22. «Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна». Ветхозаветная Книга Притчей Соломоновых глава 28 стих 2.
[11] «Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен». Книга Притчей Соломоновых глава 17 стих 27. Этому выводу вторит и Конфуций: «Учитель сказал: - У сдержанного человека меньше промахов». Конфуций. Луньюй. Изречения. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. С. 48.
[12] Здесь и далее в цитатах жирным шрифтом выделено нами.
[13] Свт. Василий Великий «О разумном управлении». На начало Книги притчей (1,1-5) Беседа 12. В книге Василий великий. Избранные поучения. – М, 2003. –с. 476-478.
[14] «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим» Ветхозаветная Книга Притчей Соломоновых глава 25 стих 28. «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» - Ветхозаветная Книга Притчей Соломоновых глава 16 стих 32. «Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость, на которую они надеялись». - Ветхозаветная Книга Притчей Соломоновых глава 21 стих 22.
[15] См. Свт. Григорий Богослов. Полное собрание творений святых отцов церкви и церковных писателей в русском переводе. Т-1. – М.: Сибирская благозвонница. – 2007. - с. 71.
[16] См. Свт. Григорий Богослов. Полное собрание творений святых отцов церкви и церковных писателей в русском переводе. Т-1. – М.: Сибирская благозвонница. – 2007. - с. 72. [17] См. Святитель Григорий Богослов. Слова. Слово 4. Первое обличительное на царя Юлиана. https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slova-izd-2007-g/4 Слово 5. Второе обличительное на царя Юлиана. https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slova-izd-2007-g/5 [18] См. Свт. Григорий Богослов. Полное собрание творений святых отцов церкви и церковных писателей в русском переводе. Т-1. – М.: Сибирская благозвонница. – 2007. - с. 395 - 397.
[19] См. Свт. Григорий Богослов. Полное собрание творений святых отцов церкви и церковных писателей в русском переводе. Т-1. – М.: Сибирская благозвонница. – 2007. - с. 249.
[20] Более точно: «Учитель пояснил: - Благородный муж неценен в малом, но ему по силам все великое; малым людям не по силам все великое, но они ценны в малом». Конфуций. Луньюй. Изречения. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. С. 161.
[21] Эти слова апостола Петра взяты отцом Григорием из «Постановлений Апостольских» См. свт. Григорий Богослов. Полное собрание творений святых отцов церкви и церковных писателей в русском переводе. Т-1. – М.: Сибирская благозвонница. – 2007. - с. 187.
[22] Конфуций. Луньюй. Изречения. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – с. 125.
[23] Свт. Иоанн Златоуст. Из 21 Беседы на 1-е послание к Римлянам, 5 Беседы по случаю низвержения статуй, Беседы на 147 Псалом. Избранные творения в 2-ух томах.– М.: Изд-во «Локид-Пресс», 2006. Т.1. - С. 378-379.
[24] Свт. Иоанн Златоуст. Из 21 Беседы на 1-е послание к Римлянам, 5 Беседы по случаю низвержения статуй, Беседы на 147 Псалом. Избранные творения в 2-ух томах.– М.: Изд-во «Локид-Пресс», 2006. Т.1. - С. 380.
[25] Свт. Иоанн Златоуст. Из 12 Беседы по случаю низвержения статуй. Избранные творения в 2-ух томах.– М.: Изд-во «Локид-Пресс», 2006. Т.1. - С. 180-182.
[26] Из 34 Беседы на 1-е послание к Коринфянам. Избранные творения в 2-ух томах.– М.: Изд-во «Локид-Пресс», 2006. Т.1. - С. 258, 260.
[27] Свт. Иоанн Златоуст. Отрывки из 52 Беседы на Деяния апостолов, Беседы о наслаждении благами. Избранные творения в 2-ух томах. – М.: Изд-во «Локид-Пресс», 2006. Т.1. - С. 184-186.
[28] Свт. Иоанн Златоуст. Из 21 Беседы на 1-е послание к Римлянам, 5 Беседы по случаю низвержения статуй, Беседы на 147 Псалом. Избранные творения в 2-ух томах.– М.: Изд-во «Локид-Пресс», 2006. Т.1. - С. 381-382.
[29] См. Притчи Соломоновы гл. 28 стих 15. [30] См. Притчи Соломоновы гл. 28 стих 12. [31] См. Притчи Соломоновы гл. 28 стих 28. [32] См. Притчи Соломоновы гл. 28 стих 16.