Найти тему

Колёса без газа и электричества – в Норильске нет альтернативы ДВС

На фото вверху: въезд на единственную ультрабыструю зарядку для электробусов в Норильске надёжно перекрыт бетонными блоками
На фото вверху: въезд на единственную ультрабыструю зарядку для электробусов в Норильске надёжно перекрыт бетонными блоками

В северном городе так и не нашли ответа: нужен ли людям электрический и газомоторный транспорт

Поддавшись очень модной «зелёной повестке» в начале двадцатых годов, в Норильске всерьёз задумались о переводе транспорта на электричество и газомоторное топливо. Импульс «думать в этом направлении быстрее» придало и включение Норильска в федеральный проект «Чистый воздух». По задумке авторов проекта, переход автопарка на альтернативные источники энергии должен существенно снизить загрязнение воздуха от традиционного автотранспорта. Как обычно бывает, об уже пройденном историческом опыте и арктическом климате, крайне суровом ко всем нововведениям, вспомнили поздно.

«Рафик ни у чём не уиноват!» – как бы говорит норильчанам прекрасно сохранённый владельцем в суровых условиях Заполярья микроавтобус Рижского автозавода РАФ «Латвия»
«Рафик ни у чём не уиноват!» – как бы говорит норильчанам прекрасно сохранённый владельцем в суровых условиях Заполярья микроавтобус Рижского автозавода РАФ «Латвия»

Несколько попыток завезти в Норильск электробусы власти предприняли три года назад, и несмотря на их безуспешность, не оставляют эту затею по сей день. Хотя ни один из отечественных производителей электрического транспорта так и не сумел удовлетворить требованиям норильчан – по эксплуатационным характеристикам, по надёжности и гарантии поставки – администрация рассчитывает, что, возможно, желающие найдутся. Главное, что получил северный город в результате прошлых конкурсов – три ультрабыстрые зарядные станции для электробусов за 47 миллионов рублей. Станции есть – транспорта нет. Сами технологические сооружения пока выступают в роли памятников «прогрессивной» мысли – норильчане и туристы любят фотографироваться на фоне зарядных станций, воображая себя эдакими путешественниками во времени. Вопрос в том, будут ли эти зарядные станции исправными, когда это самое время придет.

-3

В администрации города нас уверили, что:

«все три станции ультрабыстрой зарядки находятся в исправном работоспособном состоянии, а приобретение данного подвижного состава для осуществления пилотной эксплуатации и оценки дальнейших перспектив развития городского электротранспорта в городе… планируется».

С электромобилями в Норильске всё более или менее понятно – когда появятся, тогда и появятся. Интерес Норильска теперь, как оказалось, переключился на газомоторный транспорт после запуска «Норильсктрансгазом» первой за постсоветский период в регионе газовой заправки.

-4

Видит её каждый проезжающий по Вальковскому шоссе – аккуратная, просторная и… пустующая. Строил её «Норникель» в рамках уже упомянутого проекта «Чистый воздух» в течение года и обслуживает она сегодня аж 22 единицы транспорта горно-металлургической компании, хотя по мощности может обеспечить метаном хоть весь автопарк Норильского промышленного района. В компании признались, что посмотрят на то, как отработает год-два транспорт на газе, и лишь тогда будут увеличивать количество транспорта с газобаллонным оборудованием, ГБО. Что касается частных владельцев авто с ГБО, то уже сейчас заправка готова продавать им топливо по 45 рублей за кубометр. С одним условием:

– Газобаллонное оборудование автомобиля физического лица должно быть в обязательном порядке сертифицировано, иметь актуальные сроки поверок технических устройств, и, если оно было переоборудовано сторонней организацией, а не на заводе-изготовителе, данная организация должна иметь лицензию на выполнение такого вида деятельности. Что касается промышленного транспорта, то расширение парка газомоторной техники, безусловно, планируется в рамках группы компаний «Норникель», – пояснил корреспонденту «Сибирского.Новостного» руководитель по направлению ООО «Норильсктрансгаз» Ярослав Новиков.

Фото АГЗС из соцсетей Норникеля
Фото АГЗС из соцсетей Норникеля

Сами норильчане, опрошенные изданием, очень сдержанно относятся к идее внедрения электромобилей и газомоторного транспорта в городе. «Не вижу разницы особенной в цене на газ и на бензин – это не на материке, где выгода больше чем в два раза. И потом, в нашем климате электромобилю, а это, сами понимаете, само по себе кратно дорогое удовольствие, ездить удастся на вдвое-втрое меньшие расстояния, чем в более теплых краях. Он не окупится за всю свою жизнь», – считает норильский таксист Сергей Семёнов.

По газовой заправке, ещё в момент объявления об открытии якобы первой в истории города ГКНС, норильчане высказались очень просто и понятно. «Опять бред и враньё. В конце 80-х на том же месте была газозаправочная станция для автомобилей, попробовали на машинах Норильторга: измучили водителей и технику – мёрзнет газовое оборудование», – пишет норильчанин Николай. Впрочем, остается надеяться, что за сорок с лишним лет всё-таки технологии развились до такого состояния, когда и на Крайнем Севере было бы выгодно использовать газ в качестве топлива.

-6

Как сообщили в норильском отделе ГИБДД корреспонденту «Сибирского.Новостного», в городе не зарегистрированы пока ни частные электромобили, ни частный транспорт с ГБО, а количество авто с гибридной силовой установкой не превышает двух десятков.

А вот так выглядит в Норильске электрическая зарядная станция для частного транспорта - её превратили в парковку для авто и катеров
А вот так выглядит в Норильске электрическая зарядная станция для частного транспорта - её превратили в парковку для авто и катеров

Денис Бородин

Фото автора