Есть такой мем:
«— Почему я никогда не получаю того, чего хочу?
— А чего ты хочешь?
— Ну, я не знаю».
«Почему я не могу получить желаемое? Почему я получаю не то, чего хочу?» — вопросы, знакомые многим.
Самое очевидное, что мешает получить именно то, в чём я нуждаюсь, — моя неспособность понять, какого рода нужду я испытываю, в чём мой голод. Если я не умею распознать свои состояния, обнаружить свои потребности, удовлетворить эти потребности я смогу, лишь случайным образом выхватив из среды первое, что попадётся. Может, конечно, попасться именно то, что нужно. Но в финале возникает ещё одна загвоздка — едва ли я пойму, что получил именно то, что нужно. Ведь, чтобы понять, нужно уметь осознавать, что со мной происходит, как я себя чувствую, в чём нуждаюсь.
Если у меня нет проблем с пониманием, в чём именно заключается мой голод, всего-то и остаётся — себя насытить. Но с этим тоже может быть не всё просто.
Чтобы выбрать то, что, действительно, мне подходит для удовлетворения конкретной моей потребности, мне нужно иметь возможность выдерживать свою неудовлетворённость, свою нуждаемость. Чем лучше я могу её выдерживать себя нуждающимся, тем больше у меня возможностей и времени для того, чтобы искать именно то, что подходит мне наилучшим образом, не хватаясь за первое попавшееся и наиболее доступное.
Опорой в этом процессе выбора может стать общий уровень удовлетворённости жизнью: если я хронически нуждаюсь во многом, не получая почти ничего из необходимого, каждую следующую обнаруженную потребность мне будет выдерживать сложнее, захочется сбросить напряжение поскорее, дав себе хоть что-нибудь. Также опорой может быть знание о том, что я умею в конечном итоге находить и давать себе необходимое: если я все случаи, когда мои потребности были удовлетворены, списываю на счастливые случайности, я не смогу выбирать долго. Ещё одной опорой может стать знание о том, что я могу продолжать жить, причём хорошо жить, даже не получив желаемого, а также моё умение горевать, признавая свои ограничения.
После того, как наилучший выбор сделан, мне приходится иметь дело с новым вызовом — с умением выдерживать себя в неопределенности, когда нет гарантий, что я могу взять выбранное, что у меня хватит на это «взять» ресурсов. Если я не умею выдерживать себя в неуверенности, когда нет гарантий благополучного исхода, я могу либо преждевременно прекратить любые попытки получить желаемое, либо заплатить слишком высокую, непосильную для себя цену.
Если человек задаётся вопросом, как так ему либо не удаётся получить желаемое, либо получается не то, необходимо понять, на какой из фаз возникают затруднения, и как эти затруднения выглядят. Если не удаётся получить желаемое в какой-то одной конкретной ситуации, имеет смысл сравнить её со всеми прочими, чтобы обнаружить разницу. Если сложность хроническая и возникает в разных сферах, иногда бывает достаточно справиться с чем-то совсем небольшим, чтобы впредь опираться на опыт получения желаемого.
Это я вам сейчас описала суть гештальттерапии сквозь призму моего восприятия.
Пожалуй, здесь важно добавить, что для того, чтобы заметить сложности на каждом из этапов, вовсе необязательно бывает препарировать множество жизненных ситуаций. Достаточно бывает присмотреть к тому, что происходит в рамках сессий: удаётся ли получить желаемое в рамках того часа, который есть в распоряжении клиента, если удаётся, то как, если не удаётся, то на каких этапах происходит сбой. Если человек научается получать желаемое в рамках сессий, он становится тем, кто умеет получать то, чего хочет.