Как я уже упоминала, школьники с трудом постигают внутреннее строение моллюсков, особенно двустворчатых. Для них и внешнее-то непонятно, даже если есть возможность покопаться в тельце настоящего моллюска. Поэтому упор в этом уроке делаю не на строении, а на процессах.
Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
Начинаем обычно с устного опроса, где, собственно только один вопрос:
Как устроена раковина и какие плюсы и минусы ее вы можете назвать?
К опросу готовлю раковину крупной рапаны, чтобы ученик мог показать внешний и внутренний ее слои. Главное, не забыть про известковый)
Можно задать дополнительный несложный вопрос:
Печень наземных улиток содержит островки особых клеток, способных к накоплению извести. Какую роль играют эти клетки в жизни моллюсков?
Поскольку школьники уже знают, что такое питание, дыхание и кровообращение, эти вопросы они рассказывают сами. Добавляем важные детали, которые ранее в курсе зоологии ни разу не упоминались: печень, жабры, легкие, сердце, почка.
Очень хорошо обсудить зависимость строения дыхательной и пищеварительной систем от среды обитания, а также взаимосвязь между степенью развития раковины и способом передвижения.
Когда-то давно у меня была возможность показать всем школьникам живых моллюсков. Я специально разводила ампуллярий: они крупные, эффектные. На каждый стол ставила банку с ампуллярией, и с какой-то момент урока школьники по команде бросали в банку небольшую сухую макаронину. Улитка «стремглав» бросалась к лакомству, а мы наблюдали процесс поедания пищи путем соскабливания.
Наевшись, улитка поднималась подышать, и мы наблюдали дыхательную трубочку.
Я считаю, что даже простое наблюдение этих двух моментов для абсолютного большинства школьников гораздо важнее, чем полное усвоение тонкостей их внутреннего строения.
Однако два фактора свели на нет мой «живой уголок». Во-первых, при нынешних объемах и темпах работы ухаживать за живыми животными стало невозможно. Во-вторых, руководство стало косо смотреть на животных и даже на растения в кабинетах биологии. «Все есть в интернете».
Тьфу...
Еще я люблю приводить на уроках цитаты из художественных произведений. Для подводки к вопросу о размножении моллюсков подходит такая:
«Бухта Вайлея, видимо, была велика; и если бы не злейшие враги устриц морские звезды и крабы, пожирающие молодых моллюсков в громадных количествах, скопление раковин привело бы к полному обмелению бухты, если учесть, что каждый моллюск до двух миллионов яиц». Жюль Верн, «Двадцать тысяч лье под водой», стр. 142.
Весьма полезно рассмотреть симбиоз личинок (глохидий) беззубки и горчака.
Еще в этой статье хочу поделиться с читателями разработкой, которую я не довела до логического конца, а потому ни разу не применила, но, на мой взгляд, довольно перспективную для классов естественно-научного профиля.
Она может пригодиться для почти самостоятельного изучения темы. «Почти» означает, что школьники в парах или группах сами что-то там читают и обсуждают по заданному учителем маршруту, но учитель где-то рядом, подскажет и направит. Кроме того, по итогам этого самостоятельного изучения предусмотрено что-то вроде конференции, на которой спикеры от разных групп докладывают результаты своих исследований.
В общем, держите «Опорную схему для изучения типа Моллюски» и допиливайте до конца.
А вы глубоко копаете внутреннее строение моллюсков? Делитесь в комментариях.