Найти в Дзене
Аксолот

Как и почему кинематограф пришел к кинофраншизам?

Оглавление

Думаю, никто не будет спорить, что последние лет 10-15 в индустрии кино можно назвать эпохой франшиз. Серия Форсаж началась еще в 2001 году, а в 2023 вышла юбилейная 10 часть. Все еще продолжаются съемки фильмов по вселенной Чужого, не отстают киноделы от Звездных Войн, а пиком всей этой франшизной культуры стала киновселенная Марвел. И это я еще не сказал про огромное количество сериалов, многие из которых не планируют завершаться.

Кажется, что раньше кино было разнообразнее, а делать серии на кучу частей стали не так уж и давно, но оказалось, что все совсем не так. В общем, давайте разберемся, как кинематограф пришел к современному состоянию с конвейером, штампующим номерные части каждый год, и попробуем понять, почему так получилось?

Как и почему кинематограф пришел к кинофраншизам? – Аксолот – Podcast.ru

Как кино пришло к концепции франшизы?

Вообще история кинематографа длится уже больше ста лет, и за это время кино успело развиться и сильно измениться. Подробную историю кинематографа мы расскажем как-нибудь в другой раз, потому что она заслуживает отдельного выпуска. А сейчас давайте найдем тот момент этой истории, в котором появились первые кинофраншизы.

Появившись в 90-х годах 19 века, кинематограф сначала искал себя и свой собственный язык. Первые фильмы были черно-белыми, без звука, очень короткими, а по содержанию и стилю больше всего похожи на театральные постановки. Но это были только самые первые шаги.

Чем дальше, тем больше нового придумывали режиссеры, а сам кинематограф превращался из нишевой темы в полноценную индустрию развлечений для всех. Уже в начале 20 века главным местом всей мировой киноиндустрии стал Голливуд, а после Первой Мировой Войны, когда в США случился экономический подъем, Голливуд окончательно стал главным производителем кино в мире.

Чтобы вы не думали, что 100 лет назад киноиндустрия была маленькой и незаметной, вот вам пара фактов о том периоде: к середине 1920-х общие инвестиции в производство кино достигали двух миллиардов долларов, если пересчитать это на современные деньги, то получился больше 32,5 миллиардов; а еще в 20-х и 30-х годах в США снималось рекордное количество фильмов — в среднем 800 картин в год. Сейчас, для сравнения, в год выходит около 500 фильмов.

И уже в этот момент вся работа в Голливуде стала складываться в первую очередь как бизнес, а потом уже как творчество. Продюсеры полностью подчинили себе весь процесс, они диктовали свои условия всей съемочной группе, в том числе режиссеру, а главным критерием качества фильма были кассовые сборы.

Важным моментом во всей этой схеме было то, что студии, производящие фильмы, постепенно стали скупать кинотеатры. То есть вся индустрия концентрировалась в руках одних и тех же людей. Главная цель, очевидно, делать максимум прибыли.

В 1929 году 90% всей киноиндустрии от производства до проката поделили между собой 5 студий. Их так и называли «Большая Пятерка». Именно им будет принадлежать Голливуд в течение следующих 50 лет, да и сейчас каждый из вас знает эти названия.

В Пятерку входили: Warner Bros. Pictures, Paramount, RKO (Radio-Keith-Orpheum) Pictures, Metro-Goldwyn-Mayer (MGM) и Fox Film Corporation, которая чуть позже переименовалась в 20th Century Fox,

А кроме «Большой Пятерки», была еще «Маленькая Тройка». «Маленькими» эти студии назывались потому, что у них не было собственных кинотеатров. В «Тройку» входили: Universal Pictures, United Artists и Columbia Pictures.

И вот эти ребята делали огромное количество фильмов на любой вкус и цвет, продавая их как у себя в стране, так и в Европе. Киноделы настолько не стеснялись, что ради сборов запихивали в фильмы огромное множество провокационных сцен, жестокости и всего, что привлекает людей. Это привело к тому, что в 1930 году в США был принят Кодекс Хейса, который по сути ввел цензуру и запретил показывать многое из того, чем раньше завлекали людей в кинотеатры.

Про Кодекс Хейса мы подробно рассказывали в одном из выпусков. Если вам интересна история самой жесткой цензуры в американском кино, то чекайте тот выпуск.

Но даже цензура не помешала Голливуду снимать фильмы и делать на них большие деньги. Постепенно режиссеры стали обходить ограничения и запреты, наложенные Кодексом, а в период Второй Мировой кинематограф стал одним из главных средств пропаганды, за что студиям тоже платили хорошие деньги.

Первые проблемы начались уже после войны. В 1948 году Верховный суд США постановил, что крупные киностудии не должны быть и производителями и распространителями фильмов. Полная монополия на кинобизнес была нарушена. Той самой «Большой Пятерке» пришлось продать кинотеатры, а фильмам, которые снимались этими студиями, с этого момента приходилось конкурировать с другим кино за прокат.

А самое главное, что после потери Голливудскими студиями контроля над кинопрокатом, на американские киноэкраны стали все чаще попадать фильмы из Европы. Там была иная культура производства кино и другие процессы. Европейские фильмы не были так сильно похожи на коммерческий продукт, в них чувствовалась рука режиссера, новые относительно Голливудского кино идеи, приемы и многое другое. Все это привлекало людей, а вот американское кино уже не казалось таким интересным.

Еще одной серьезной проблем было телевидение, которое набирало популярность. В 1948 году в США уже был 1 миллион телевизоров и 60 работающих телестанций. Через 2 года, в 1950, в Америке было уже больше 6 миллионов телевизоров, телестанций стало 106, а кроме них еще 300 заявок от предпринимателей на запуск новых телестанций.

-2

Телевизор по сути полностью уничтожал старую систему, в которой Голливуд был единственным поставщиком кино для людей. Мало того, что у студий отобрали контроль над кинотеатрами, так еще и у каждого дома стоял телевизор, по которому показывали и фильмы, и разные телепередачи, так что ходить за развлечением в кинотеатр стало совсем не обязательно.

Голливуду пришлось приспосабливаться к новым условиям и придумывать новые способы завлечь людей в кинотеатры. Выделять себя продюсеры решили с помощью нового широкоэкранного формата и фильмов, снятых с учетом этого формата. В 50-х стали появляться первые по-настоящему масштабные ленты с большим количеством спецэффектов и в целом большим размахом.

Под эти условия идеально подходили исторические и библейские сюжеты. Именно в 50-х годах снимались и выходили на киноэкраны такие картины как «Бен-Гур», «Спартак» и «10 заповедей». Ставка была на то, что масштабные фильмы с эпическими сюжетами на киноэкранах будут смотреться куда лучше, чем на телевизорах, так что люди снова пойдут покупать билеты на сеансы.

Но и это помогло ненадолго. В 60-х европейское кино обогнало Голливуд и по качеству картин, и по свежести идей. Режиссеры из Франции, Швеции, Польши и других стран Европы изобретали новые приемы и техники съемки, а также экспериментировали с сюжетами. В итоге европейское кино стало привлекать гораздо больше зрителей, чем классические на тот момент голливудские картины.

Американским режиссерам снова пришлось адаптироваться. После окончательного падения Кодекса Хейса Голливуд начинает выпускать фильмы, вдохновленные опытом европейских коллег. Одной из знаковых картин того периода стал фильм «Бонни и Клайд» 1967 года.

-3

Эпоха «Нового Голливуда» вернула популярность авторскому кино. От классических вестернов и пеплумов все уже устали, а вот умные фильмы с глубоким смыслом отлично заходили аудитории. К тому же тут снова удалось выиграть конкуренцию у телевидения. ТВ тогда сильно регулировалось, там действовали почти такие же жесткие ограничения, как в Кодексе Хейса, а вот кинопрокат только недавно освободился от цензуры и мог снова показывать сцены 18+ и все, чего так не хватало зрителю.

Период умного, авторского кино в Голливуде длился около 10 лет, а затем зрителям снова потребовалась смена курса. Фильмы, ломающие привычные представления о кино, заставляющие думать и искать смыслы между строк, перестали собирать кассу. Что делать? Ну, например, переизобрести блокбастеры.

Вообще, блокбастеры существовали и до 70-х годов. Раньше этим словом называли просто кассовые фильмы, но в 70-х блокбастеры выделили в отдельный жанр.

Отцом жанра можно назвать Стивена Спилберга и его фильм «Челюсти», вышедший в 1975 году. Этот фильм считается переломным для всего мира кино, потому что именно с «Челюстей» берет свое начало такое понятие как летний блокбастер, а еще «Челюсти» собрали такую кассу, что Спилберг задумался о сиквеле, а потом еще об одном, и еще, и еще.

Франшиза это про деньги

Первый фильм в серии при бюджете в 9 миллионов долларов собрал в прокате 476,5 миллионов. Сами понимаете, при таком успехе не снять еще один фильм было бы просто преступлением. Правда эта франшиза была не самой удачной в плане долгосрочного заработка. Сиквел с бюджетом 20 миллионов собрал всего 208, третья часть с таким же бюджетом получила кассу уже 88 миллионов, да и критики чем дальше, чем прохладнее относились к фильмам.

Но в целом сборы одной конкретной франшизы, тем более первой в своем роде, не так уж важны. Важно то, что был дан старт той самой эпохи Голливуда, в которой мы до сих пор живем.

Второй по счету, но куда более важной по значению стала франшиза «Звездные войны», которая стартовала в 1977 году с пока еще одиночного фильма. Джордж Лукас еще в студенческие годы крутил в голове идею — снять героическое кино про космос, и в 1971 году он подписал контракт со студией United Artists на съемку своего фильма.

«Звездные войны» изначально разрабатывались как максимально коммерческий продукт. Оно и не удивительно, на реализацию задумок Лукаса нужны были большие бюджеты, а раз тебе кто-то дает столько денег, значит он очень хочет, чтобы вложения отбились и принесли прибыль.

Опасаясь как раз того, что прибыли может и не быть, Продюсеры из 20th Century Fox сначала решили выпустить книгу, описывающую события будущего фильма под авторством Алана Лина Фостера и Джорджа Лукаса. Книга вышла в 1976 году и через год получила награду. По сути история вселенной «Star Wars» начинается именно с этой книги.

-4

Через год, в 1977 на киноэкраны выходит и сам фильм. Пока было непонятно, окупится ли картина, никто и не думал о сиквелах, да и сам фильм назывался просто «Звездные войны». Но как только стало понятно, что кино собирает нужную кассу, фильму тут же придумали подзаголовок «Новая надежда» и пустили в разработку сразу 2 продолжения.

И ладно бы просто снимали сиквелы, но Лукас на этом не остановился. Он пошел гораздо дальше и заложил основы той формы, которую франшизы приобрели сейчас. К успешным и уже ставшим культовыми фильмам он бесконечно докидывал тонны мерча и дополнительного контента. Футболки с символикой «Star Wars», пластиковые фигурки персонажей фильмов и другие игрушки постоянно попадались людям на глаза и привлекали внимание к франшизе в перерывах между выходом фильмов.

И даже когда первая трилогия была завершена, Спилберг не остановился. В 1984 выходит телефильм «Караван смельчаков. Приключения эвоков», в 1985 еще один телефильм «Эвоки. Битва за Эндор», а также мультсериалы «Эвоки» (1985—1986) и «Дроиды» (1985—1986). В 1980-х годах была выпущена серия компьютерных игр для различных платформ по мотивам фильмов трилогии. Компания «West End Games» выпускала настольные ролевые игры по «Звёздным войнам».

Параллельно выходили комиксы, а когда в конце 80-х интерес к франшизе стал угасать, издательство «Bantam Spectra» выпустило серию книг «Трилогия Трауна» Тимоти Зана. Романы вернули вселенной Star Wars популярность, и в дальнейшем выходили десятки книг от разных авторов, рассказывающие истории из мира Звездных войн.

-5

Короче, говорить про Звездные войны можно очень много и долго, ведь эта франшиза жива до сих пор, и вы наверняка ее отлично знаете. Сейчас мы остановимся на том, что «Star Wars» стала не просто одной из первых кинофраншиз, она задала вектор движения и показала всем остальным режиссерам, продюсерам и студиям, что нужно делать, чтобы собирать отличную кассу.

Но если вам хочется узнать еще больше об успешном успехе и о том, как Лукас породил титана киноиндустрии, живущего по сей день, то подписывайтесь на наш бусти. Там мы подробно рассказали, почему франшизы «Star Wars» стала такой популярной, и в чем была ее инновационность.

Да и в целом для тех, кто поддержал нас рублем, на Бусти всегда выходят дополнительные материалы к выпускам. А еще наши подписчики имеют доступ в закрытый канал на нашем дискорд-сервере, так что переходите по ссылке и оформляйте подписку.

Аксолот - exclusive content on Boosty

Студии и продюсеры не были дураками, поэтому довольно быстро приняли новую формулу успеха и стали повторять то, что делал Лукас. Формула состояла из следующих частей: во-первых, кино должно быть максимально зрелищным. Для этого не так важны известные актеры и проработанный сценарий, для этого нужны спецэффекты.

Во-вторых, очевидно, фильмов должно быть много. Снимаем один и всегда оставляем возможность сделать сиквел, если первая картина окажется коммерчески успешной.

Ну и в-третьих, наваливаем максимум контента по вселенной и в целом расширяем пул товаров, которые можно продать под выход фильма. Это были и носители с саундтреками к фильмам, и различный мерч, и всякие книги, комиксы, сериалы и другой контент.

Само содержание фильма тоже подчинялось конкретной формуле успеха. Самое главное — сделать кино простым и понятным каждому, чтобы абсолютно любой зритель мог пойти в кино и без проблем получить свою дозу развлечений.

Если посмотреть на самые известные кинофраншизы 80-х, 90-х и даже 2000-х, то можно легко заметить, что сюжет там всегда строится вокруг условного «избранного». Этот избранный должен быть максимально простым и архитипичным, чтобы персонажа было легко воспринимать и можно было легко себя с ним ассоциировать.

Мир вокруг персонажа тоже архитипичный и довольно инфантильный. Всегда есть однозначный антагонист или антагонисты, который абсолютно точно плохой. И задача избранного — героически преодолевая все препятствия под взрывы, стрельбу и прочие спецэффекты с крутым саундтреком на фоне победить всех злых и плохих. Иногда в фильм добавляли сюжетный твист, который разбавлял линейность происходящего, иногда делали сцены для нагнетания драмы, но в целом все работало по шаблону. И так делалось раз за разом, пока фильмы по франшизе не перестанут приносить достаточно денег.

Просто посмотрите, например, на франшизу «Рокки» или на «Крепкого орешка». Думаю, вы легко увидите, что все они делались по одному шаблону.

Выполнение всех этих стандартов было не просто желательным, оно строго контролировалось. Голливуд постепенно возвращался к тому, что было в период, называемый золотой эрой Голливуда. Студии следили буквально за всем, а производство кино снова становилось максимально похожим на конвейер на заводе, где все должно быть четко подогнано под образец.

Фокус-группы и тестовые показы позволяли откалибровать продакшен так, чтобы на выходе получился идеальный коммерческий продукт. Огромные промо-кампании с гигантскими бюджетами загоняли людей в кинотеатры, чтобы этот кинопродукт потребили.

Еще сильнее эта тенденция усугублялась тем, что крупные корпорации увидели, как делать кино прибыльным, и стали скупать студии. С каждой новой такой покупкой возможностей делать что-то авторское и творческое оставалось все меньше.

Нельзя сказать, что все кино превратилось в блокбастеры и планировалось как франшизы, в 90-х независимое кино снова дало о себе знать. Во многом это заслуга распространения VHS-кассет и видеомагнитофонов, которые позволяли фильмам находить своих зрителей не только через экраны кинотеатров.

Вообще, эпоха VHS была уникальной и неповторимой, новый формат потребления сильно повлиял на развитие всей индустрии, да и просто дал многим любителям кино совершенно новый опыт. Мы рассказывали о том, чем были прекрасны VHS-кассеты и та эпоха в одном из выпусков. Если хотите поностальгировать или узнать побольше о вайбе видеосалонов и видеопрокатов, то вот ссылка на тот выпуск.

Новый подъем «умного» авторского кино глобально картину не изменил. Голливуд плотно посадил всех зрителей на иглу блокбастеров и по возможности старался делать из фильмов франшизы, чтобы зарабатывать как можно больше. А то самое независимое кино тоже часто становилось частью каких-либо крупных игроков рынка. В конце концов раз на такие фильмы есть спрос, то можно и на них зарабатывать.

Даже события 11 сентября 2001 года не изменили тренд на франшизы. В целом эта трагедия оказала свое влияние на все сферы жизни в США да и в других странах тоже, в том числе изменения пришли и в Голливуд. Но успешная формула франшизы все равно продолжала работать.

Во многом это объясняется тем, что конвейер кинопроизводства был раскручен настолько, что просто так остановить его было нельзя. В начале 2000-х стартует франшиза про Гарри Поттера. Первый фильм выходит в 2001 году, и впереди зрителей ждут фильмы по всем книгам из этой серии. В 2003 на киноэкраны выходят «Пираты Карибского Моря». В тех же годах начинаются или продолжаются и другие кинофраншизы, которые вы все хорошо знаете: «Люди в черном», «Шрек», «Американский пирог», «Ледниковый период», «Дети шпионов» и много чего еще.

Но бесконечно делать одно и то же и получать хороший результат не выйдет. Зрители стали привыкать ко всему, что есть в блокбастерах, а значит каждый раз нужно повышать ставки, делая более крутые спецэффекты, приглашая более дорогих и известных актеров и вкладывая больше денег в маркетинг. К тому же сама концепция франшизы говорит, что для успешного сиквела нужно взять все то, чем цеплял зрителя предыдущий фильм, и умножить на два.

Формула успешной франшизы начинает дополняться новыми составляющими. Во-первых, продюсеры понимают, что лучше всего делать франшизу не с нуля, а на основе чего-то популярного. Фундаментом для фильмов может послужить книга, комиксы, древние мифы, любой популярный герой, про которого еще не снимали кино, да хоть библейские сюжеты. Главное — взять что-то, у чего уже есть некоторая фан-база. Так и денег на продвижение фильмов уйдет меньше, и больше шансов, что кино получится интересным, все-таки в основе будет лежать уже успешный исходник.

Также уменьшается количество фильмов, а вот бюджет каждого из них растет. Перекормленному зрителю теперь не подойдет все подряд, чтобы заработать, нужно хорошо просчитать все затраты и нюансы. Кино становится абсолютно полностью подчиненным корпоративным правилам и бизнес-процессам. Теперь главное это не режиссер, сценарист и актеры, а фокус-группы, подсчеты маркетологов и результаты совещаний.

На самом деле на этом моменте можно остановиться, потому что я описал как раз пик развития кинофраншиз. Примерно с начала 2000-х и по сути до сих пор продолжается эпоха номерных частей и постоянных продолжений, спин-оффов и приквелов. Каждый даже без подсказок назовет минимум штук 5 франшиз, которые работают как раз по описанной схеме, постоянно выдавая все новые и новые порции контента в разных видах и выискивая новые возможности собрать денег на фанатах того или иного фандома.

Почему франшизы захватили киноиндустрию?

Если погружаться в историю появления франшиз, то в любом случае возникает вопрос «А почему так получилось?» Ведь кинофраншизы изначально были гораздо ближе к деньгам и производству продукта, а не к творчеству, почему же они стали если не самым главным, то одним из главных трендов киноиндустрии на десятилетия?

И окажется, что именно такой продукт и привлекает большинство людей. Да, в истории Голливуда и всего мирового кинематографа были периоды, когда зритель хотел смотреть «умное» кино, поднимающее сложные проблемы, и говорящее на не самом прямом языке, но эти периоды либо быстро сменялись новой волной популярности киноаттракционов, либо вообще шли параллельно с блокбастерами и развитием франшиз.

Кинофраншиза, построенная по всем правилам, дает зрителям порцию эскапизма. Люди приходят в кинотеатр, видят знакомых и простых персонажей, понятные сюжеты, наполненные эпическими приключениями и все это завернуто в дорогие спецэффекты. Такая картина позволяет просто отвлечься от всего и провести пару часов в компании друзей, не напрягая голову.

-6

На самом деле большинство франшиз можно без проблем смотреть, начиная с любого фильма. Да, у них может и будет сквозная сюжетная линия, но зритель может подключиться с любой части и получить все то, что и должны давать такие фильмы. А сейчас, когда стандартные номерные части у многих франшиз уже перестают заходить публике из-за своей вторичности, студии постепенно начинают делать спин-оффы и прочий контент по популярным вселенным, потреблять который можно вообще без бэкграунда.

Самим студиям тоже гораздо проще снимать кино по уже известным вселенным с известными персонажами, которых играют уже знакомые всем актеры. Как ни крути, а фильмы должны приносить деньги, чтобы у студий были ресурсы на производство следующих картин, так что рисковать и запускать в продакшен что-то новое при возможности гарантированно заработать на франшизе мало кто согласится.

Ну и не стоит забывать о том, как изменилась модель потребления контента в целом. Когда кинотеатры были единственным местом, где люди могли потреблять видеоконтент, отношение к фильмам как у студий, так и у самих зрителей было совсем не такое, как сейчас. В наши дни есть куча стриминговых сервисов на выбор, в которых доступный сотни или даже тысячи фильмов и сериалов. И тут работает сразу два правила, которые делают франшизное кино более привлекательным.

Во-первых, стримингу нужно удерживать зрителя как можно дольше, чтобы он продлевал подписку, а значит надо делать как можно больше контента и оставлять крючки, которые будут поводом вернуться. Номерные части фильмов и сериалы на множество сезонов подходят для этого просто идеально.

-7

А во-вторых, самим зрителям среди всей этой массы контента порой очень сложно выбрать, что посмотреть. И тут на помощь приходят знакомые тайтлы. Этот продукт уже как бы проверен, ты смотрел его раньше, значит можно вернуться и сейчас, скорее всего не ошибешься.

Франшизы стали одновременно и открытием, и проклятием. С одной стороны они предлагают большое количество фансервиса, который так нравится многим зрителям, и даже иногда помогают объединять людей по интересам. Но с другой стороны франшизы стали настолько удобным для всех коммерческим продуктом, что кажется заняли почти все пространство в киноиндустрии и не дают расти новым авторам и жанрам.

В любом случае в киноиндустрии, как и везде, всегда происходили и происходят колебания от простого и зрелищного франшизного кино к авторскому и нагруженному смыслами, а потом назад. Возможно сейчас мы как раз находимся в той точке, когда маятник пойдет в обратную сторону, и скоро мы сможем увидеть на киноэкранах работы новых режиссеров со свежими сюжетами, персонажами и мирами.

В комментариях делитесь своим мнением и ощущением, не кажется ли вам, что франшизы убивают киноиндустрию и вообще уже надоели?

Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте и Телеграм-канал, там мы делимся новостями, анонсами стримов и другим годным контентом.

ВКонтакте | ВКонтакте
Аксолот

Еще залетайте на наш Дискорд-сервер. Там можно пообщаться с нами — авторами подкаста — и другими увлеченными гик и поп-культурой людьми. А заодно можно найти себе пати для игры, обсудить любимые фильмы, сериалы, комиксы и просто хорошо провести время.

Присоединяйтесь к сообществу «Аксолот» на сервере Discord!

Ну а если хотите поддержать нас рублем, то оформляйте подписку на наш Бусти. Для всех, кто оформил подписку, мы готовим дополнительные материалы и эксклюзивные выпуски подкаста.

Аксолот - exclusive content on Boosty