Когда я покупал эту Гранту, ни о чем плохом и не думал. Стоковая машина, ничего особенного — под такси, на зиму, ну и для всякого колыма. Гранта ведь, чего тут бояться? Дешёвка, как и запчасти к ней. Ну и, конечно, 16-клапанный мотор. Это единственное, что немного напрягало. Ведь сталкивался с ними раньше и знал: клапана тут гнёт, и менять ГРМ нужно сразу, как только забираешь машину. Не дай бог, ремень провернёт, и всё, «приплыли».
Но, как говорится, покупка совершена — и давай кататься. Пробег-то у неё вроде нормальный был — сто тысяч. Думаю, ну кто-то же явно менял ремень, на таком пробеге это точно делается. Вроде не повод для паники, но всё равно не спокойно как-то. На душе скребёт: а если нет?
– Слушай, давай лучше проверим, – сказал я другу, с которым катался на проверку. Мы подъехали к гаражу, и он с серьёзным видом начал осматривать мотор.
– Да вроде всё нормально, – пожав плечами, бросил он, глядя на ремень.
– Всё равно закажу новый, – ответил я. Лучше перебдеть, как говорится.
Жду ремень, а сам, конечно, катаюсь на Гранте. Всё в порядке, ездила как надо. Ну не гоняешь ведь на таком ведре, для города нормально. Но вот когда ремень наконец пришёл… В самый неподходящий момент всё пошло наперекосяк. Я еду, всё вроде тихо-мирно, и тут — БАЦ! Мотор заглох, и машина встала. Стою на трассе, обескураженный, паника накрывает: "Что это было?!"
Позвонил другу. Приехал он быстро, мы сразу поняли, что произошло. Ремень ГРМ провернуло. А значит, загнуло клапана. Вот это поворот! Сказать, что настроение упало — это ничего не сказать. Простоял я у машины, глядя на неё, как на вражину: "Ну и что мне теперь делать?" Гранта, думал я, дешёвка, а запчасти ещё дешевле, но вот этот мотор… С этим 16-клапанником хлопот не оберёшься. И знаешь, что обидно? Я же знал! Чувствовал, что надо было сразу поменять ремень, а не надеяться на чудо.
На следующий день, собираясь на работу, всё это крутилось в голове. Конечно, я понимал, что сам виноват — поспешил. Взял бы паузу, проверил всё как надо, ничего бы не случилось. Но разве так устроена жизнь? Как раз в моменты, когда спешишь, и случается самая нелепая хрень. И тут меня осеняет мысль: а могу ли я вернуть машину?
Полез в интернет, начал искать информацию по договорам купли-продажи. Читал, вчитывался, смотрел видео на YouTube, но увы — вся юридическая система была против меня. Выяснилось, что по закону, вернуть авто можно в течение 3 дней, но при этом, доказать, что проблема была до покупки, а не случилась из-за тебя, — практически невозможно.
– Да ты же сам сказал, что ГРМ меняли, а значит, ты вроде как согласился с состоянием машины, – выдал мне очередной ролик, в котором юрист объяснял права покупателей.
– Чёрт, и правда… – буркнул я себе под нос, закрывая видео. Получается, что вернуть авто не получится. Всё — попал на ремонт.
Настроение на нуле. Еду к другу, который помогал с осмотром. Встречает меня с обычной улыбкой, но когда видит моё лицо, сразу настораживается: – Что такое?
– Да ГРМ провернуло, – грустно выдохнул я.
– Ну вот, – качает головой. – Я ж тебе говорил, надо сразу менять было.
– Да я знаю… – начинаю оправдываться, но какая уже разница.
Мы загнали машину в гараж и начали разбирать. Как и следовало ожидать, несколько клапанов были загнуты, и ремонт предстоял не из дешёвых. Я смотрел на мотор с каким-то внутренним протестом: "Ну почему, почему это случилось именно со мной?! Ведь был же шанс, что всё нормально, ну хоть какое-то время!"
И тут мысль снова возвращается к попытке вернуть авто. Ну как же так? Купил машину, а через несколько дней вот такой косяк. Неужели нет никакой защиты для покупателей? Но стоило подумать об этом глубже, как стало ясно: за такую цену не стоит надеяться на что-то сверхъестественное. Гранта — это бюджетная машина, и если на ней что-то не так, то сразу видно по состоянию. И если ты сам не перестраховался, не проверил заранее, то претензии, по сути, только к себе. Закон тут бессилен, и все эти три дня — просто миф.
– Ладно, чего уж теперь, – сказал я, когда мы уже практически закончили диагностику. – Буду чинить.
– Ну, хоть опыт получишь, – подмигнул друг, пытаясь меня приободрить.
Прошло несколько недель. Весь этот период я таскался по магазинам запчастей, искал редкие детали и узнал о Гранте больше, чем когда-либо мог себе представить. В итоге ремонт вышел дороже, чем я думал, но зато теперь мотор работал как часы. Да, этот случай был для меня уроком, и довольно дорогим. Я больше не надеюсь на авось и всегда заранее проверяю такие критические узлы.
Мораль всей истории проста: не бывает бесплатных уроков. И даже если на первый взгляд кажется, что ты удачно купил машину, обязательно нужно смотреть глубже, проверять всё до последнего болта. Особенно когда дело касается таких вещей, как ремень ГРМ. В итоге вернуть авто у меня не получилось, зато получил ценный урок: пока не заменишь основные узлы, доверять автомобилю на все сто нельзя.
И ещё одно. Когда покупаешь машину по договору купли-продажи, не надейся на лёгкий возврат. Закон может быть на твоей стороне, но только если ты сам всё сделал правильно с самого начала.