Приветствую, друзья! Давайте сегодня поговорим о новой Ладе Largus с электрическим приводом. На мой взгляд, это ярчайший пример того, насколько АвтоВАЗ оторвался от наших реалий. Эту машину иначе как абсурдной не назовешь.
Сам по себе Largus - это удачная модель, которая раньше выпускалась в Тольятти. После кризиса её производство перенесли в Ижевск, и вот с мая этого года бензиновый Largus сходит с конвейера именно там. Стоит он от 1 660 000 руб., что, конечно, гораздо больше, примерно вдвое, чем раньше, но тем не менее машина востребованая. АвтоВАЗ сразу анонсировал, что будет и электрическая версия автомобиля.
Что же такое электрический Largus? Это машина, очень похожая на бензиновый вариант, у которой вместо бензобака установлена тяговая батарея, а у некоторых версий под капотом расположена еще одна тяговая батарея чуть меньшей емкости. Базовый Largus фургон будет иметь батарею на 46 кВт•ч, что, в принципе, немало для городских электромобилей, но маловато для дальних поездок. А у пассажирских версий Largus в сумме будет уже 61 кВт•ч.
Сам АвтоВАЗ заявляет пробеги с маленькой батареей до 300 км, с батареей побольше - до 400 км, но Ларгусу еще предстоит подтвердить заявленные характеристики, ведь пока это только обещания АвтоВАЗа.
Двигатель развивает 120 кВт, это примерно 163 лошадиные силы, чуть больше, чем анонсировалось раньше. Но это пиковая мощность. Номинальная, то есть 30-минутная мощность, составляет 68 лошадиных сил. Для электродвигателей такая разница является абсолютно нормальным явлением. У Зикров, например, тоже есть пиковая мощность и 30-минутная, которую они способны развивать длительное время.
Плюс электрического Largus в том, что он стал самым динамичным в линейке. Разгон менее 10 секунд до сотни - это вообще впервые в истории модели, ведь она никогда не отличалась особой резвостью. Но с электродвигателем Largus немного похорошел в плане динамики.
Главный и самый очевидный минус - это цена. Честно говоря, я был шокирован, хотя и не питал никаких иллюзий. Когда меня спросили, сколько он будет стоить, я, не задумываясь, ответил: "3 млн руб". И вот глава АвтоВАЗа анонсирует Ладу e-Largus буквально несколько дней назад и называет цену 3 млн руб.
Я думаю: "Ну вот, дебет с кредитом сошелся". Но потом выясняется, что Максим Соколов назвал цену уже с учетом государственной скидки в 925 000 руб. То есть почти 4 млн, и это за базовую комплектацию! Честно признаюсь, даже для меня это стало настоящим шоком. Тем более что пассажирские версии с батареей большей емкости будут стоить еще дороже, я так понимаю, 4,5 млн руб., а может, и все 5 млн.
Для архаичного Largus, который выпускается, напомню, изначально с 2005 года как Dacia Logan MCV, это, конечно, какая-то совершенно абсурдная цена. Что касается скидки в 925 000 рублей, то она распространяется только на машины в кредит и даётся эта скидка не покупателям и даже не салонам - она даётся банкам. Т.е. скидка на погашение банковского интереса. Поэтому я думаю, что про эту скидку можно по большому счету забыть.
Цена в 4 млн руб. - это абсолютно новая реальность, это самая дорогая Лада. Она переплюнула даже недавно вышедшую Ладу Aura.
Сегодня это грубо 40 000 тыс. долларов. В Америке за эти деньги можно купить уже Tesla Model 3 или Tesla Model Y в базовых комплектациях. Понятно, что это автомобили совсем другого уровня, размерного класса и динамических характеристик, просто по уровню техники.
В Китае за эти деньги можно приобрести Zeekr 001, причем не в самой базовой комплектации, а уже в полноприводной версии с 789 лошадиными силами. Вдумайтесь, это Zeekr, который разработан в наше время, с 2021 года выпускается на платформе SEA, которую проектировали совместно с Volvo.
Эта машина очень серьезного уровня, она не зря пользуется спросом в России. А ведь она гораздо крупнее, это пятиметровый лифтбэк, и он стоит в Китае дешевле, чем у нас якобы локализованный Largus с электроприводом, который, конечно, на фоне Zeekr выглядит бедным родственником.
Я понимаю, что такие сравнения несколько натянуты, в том смысле, что вы же не будете Zeekr использовать как грузовую/курьерскую машину, а Largus - это, видимо, в основном развозной фургончик. Но я сравниваю экономику, насколько дорогим получается российское производство и насколько оно вообще противоречит здравому смыслу в наших условиях.
Я произвел расчеты, чтобы определить срок окупаемости электрических Lada Largus. Как известно, электромобиль можно заряжать от бытовой электросети. В принципе, учитывая не очень большую емкость батареи, такой способ теоретически возможен.
При установке зарядного устройства мощностью 11 кВт или 22 кВт зарядка будет происходить достаточно быстро, и при этом будет применяться бытовой тариф. В своих расчетах я исходил из стоимости электроэнергии в 3 руб. за киловатт-час и расхода 20 кВт•ч на 100 км. В итоге у меня получилась стоимость километра пробега в 60 коп.
Что касается бензиновых версий Largus, я брал за основу расход топлива 10 л на 100 км и цену бензина 58 руб. за литр. Соответственно, получается 5,8 руб. за километр пробега. Таким образом, электрический Largus будет экономить чуть более 5 руб. с каждого километра.
Но поскольку разница в цене с бензиновой версией составляет более 2 млн руб. (если быть точным, 2 300 000 руб.), то для окупаемости необходимо проехать свыше 400 000 км. Это та точка, в которой электрический Largus окупится, и дальше он будет постепенно отбивать свою стоимость.
Но, честно говоря, Largus - это не тот автомобиль, который, тем более в столь жестких условиях эксплуатации, под которые он разработан, сможет проехать 400 000 км. Я считаю, что это абсолютно нерентабельная история.
Большинство компаний, принимая решение о покупке (если, конечно, не брать в расчет давление со стороны государства), безусловно, предпочтут бензиновый Largus, потому что с ним гораздо проще: не нужно думать о зарядных станциях, не нужно подстраивать график работы. Ведь электрические Largus не могут работать всю смену без подзарядки, им необходимо периодически какое-то время стоять на зарядке.
Зачем понадобилось создавать электрический Largus - большая загадка. Похоже, АвтоВАЗ пытается пускать пыль в глаза, стремится выглядеть компанией, работающей в передовых областях. Ну вот сейчас модное слово - электромобили.
АвтоВАЗ постоянно критикуют за то, что они выпускают Lada Granta, являющуюся эволюцией ВАЗ-2108, и вот АвтоВАЗ в ответ критикам заявляет: "А посмотрите, мы, как и мировые лидеры, тоже выпускаем электромобили". Но выглядит это, конечно, очень комично.
Одним из инициаторов такого подхода является Минпромторг, который в 2021 году заявил, что российский автопром должен сделать ставку на электромобили, и результатом этих заявлений стало выделение огромных денег на данную сферу.
В первую очередь, это "Evolute" в Липецке, который собирает китайские электромобили методом отверточной сборки, причем сразу ассортимент из шести моделей, популярностью они не пользуются, вчистую проигрывают Зикрам, но что-то там трепыхается.
Также на "Автоторе" начали сборку электромобилей под собственным брендом "Амберавто", но тоже абсолютно китайские электромобили, тоже с низкой локализацией. И вот АвтоВАЗ, видимо, на этой волне тоже решил как бы откусить от электромобильного пирога.
Более того, АвтоВАЗ сразу же попросил лишить все остальные компании господдержки, потому что у них якобы низкая локализация. Ну, что правда, то правда, но АвтоВАЗ тоже тут не может, я думаю, похвастаться стопроцентной локализацией, по крайней мере, электромобильной части. Тем не менее, он уже просит для себя какие-то исключительные условия.
Кто же будет покупать электрический Ларгус? Ну конечно никто в здравом уме это "чудо" покупать не будет. Возможно это будут корпоративные парки и какие-то госзакупки. Без фактора принуждения, неких, может быть, квот на покупку, под соусом заботы об экологии, здесь точно не обойдётся.
Я думаю электрический Largus, войдет в историю как одна из самых бесполезных Лад. Посмотрим. Спасибо за внимание. Подписывайтесь, и пока!