Приветствую Вас мои уважаемые любители космоса.
"Никаких испытаний не было. Посадили людей и отправили в космос, а так как этого не может быть - все сняли в Голливуде", - именно такую фразу в разных вариациях любят повторять как мантру люди отрицающие полеты американцев на Луну. Но мы то с Вами знаем что все было не так.
Сегодняшним материалом я завершаю цикл статей об испытании системы аварийного спасения космического корабля "Аполлон" (Apollo Launch escape system - LES).
После первого испытания на аварийное прерывание, которое было проведено 7 ноября 1963 года, получившее обозначение PA-1, проводившееся с использованием шаблонного макета Apollo BP-6 , первым испытанием с использованием ракеты Little Joe II стала миссия Apollo A-001.
Стартовавшая 13 мая 1964 года, миссия "Аполлон" A-001 выполнила все поставленные задачи, несмотря на то, что один из трех парашютов на макете капсулы BP-12 не раскрылся должным образом; после того как капсула достигла максимальной высоты в 9 километров. Этот сбой обеспечил непреднамеренное испытание капсулы корабля, для безопасной посадки с использованием только двух парашютов. Эта возможность, фактически была использована во время посадки лунной миссии "Аполлон-15" в 1971 году, когда один из парашютов капсулы не раскрылся.
Имея за плечами первый испытательный полет "Аполлона" на ракете Little Joe II, инженеры и подрядчики НАСА приступили к дополнительным испытаниям системы аварийного спасения. Основной целью полета Apollo A-002 было испытание системы аварийного спасения (LES) в самых напряженных аэродинамических условиях при максимальном аэродинамическом сопротивлении или "Max Q". Это будет первый полет, в котором использовался обтекатель, защищавший внешний корпус капсулы и окна командного модуля корабля во время его первоначального подъема и сброса системы LES. Для этого испытания использовался шаблонный макет BP-23, который имел массу 11492 килограмма, включая LES.
Для проведения испытания на ракете Little Joe II использовались два твердотопливных ракетных двигателя Algol. В сочетании с четырьмя разгонными двигателями Recruit, которые помогали поднять 42788 килограммовую ракету со стартовой площадки, общая взлетная тяга этой конфигурации составила 1600 килоньютон.
Испытательный полет "Аполлон" A-002 стартовал с площадки №36 ракетного полигона Уайт-Сэндс (WSMR) в штате Нью-Мексико в 8:00 утра по местному времени 8 декабря 1964 года. Во время подъема ракета Little Joe II начала выполнение маневра кабрирования на 2,4 секунды раньше, чем планировалось, подвергая капсулу бОльшим нагрузкам, чем предполагалось. Тем не менее, система аварийного спасения LES была активирована, и она увела капсулу BP-23 от ракеты-носителя. Капсула достигла максимальной высоты 15,35 километра над уровнем моря. Капсула BP-23 благополучно приземлилась в пустыне Нью-Мексико на трех парашютах, после полета продолжительностью 7 минут и 23 секунды. Единственная цель, которая не была достигнута во время испытательного полета, заключалась в том, что новый защитный обтекатель был поврежден, что указывало на недостатки его конструкции. Шаблонный макет капсулы BP-23 был позже переоборудован в капсулу под номером BP-23A, которая 29 июня 1965 года совершила второе (и последнее) испытание на аварийное прерывание полета, PA-2.
Следующим полетом с использованием ракеты Little Joe II стал испытательный полет Apollo A-003. Основной целью этого полета была демонстрация характеристик LES на высоте, приближающейся к верхнему пределу работы системы "утка", используемой для стабилизации LES и командного модуля, после аварийного прерывания полета. Для этого полета ракета Little Joe II была оснащена шестью двигателями Algol. Три двигателя были запущены при старте, а остальные во время полета. Эта ракета развивала при старте тягу в 1395 килоньютон, чтобы достичь максимальной высоты 36,6 километра. Полезная нагрузка общей массой 12 626 килограммов состояла из шаблонного макета капсулы BP-22 и системы LES. Это была самая мощная и тяжелая конфигурация ракеты Little Joe II со стартовой массой 80 372 килограмма.
Полет Apollo A-003 стартовал в 6:01 утра поместному времени 19 мая 1965 года. Всего через несколько секунд после старта ракета Little Joe II начала выходить из-под контроля и вращаться, прежде чем вторая группа двигателей успела зажечься. Вскоре ракета начала разрушаться под воздействием нагрузок, и система аварийного спасения была активирована автоматически, всего через 26,3 секунды после старта. Несмотря на незапланированное прерывание полета на малой высоте, и высокую скорость крена, которые повлияли на характеристики системы LES, испытательный полет сумел выполнить все поставленные задачи.
Более подробно об этом полете читайте тут👇
После пяти испытательных полетов, система аварийного спасения LES подверглась воздействию ряда напряженных условий, несмотря на незначительные аномалии и отказ ракеты Little Joe II. Целями финального испытания были демонстрация системы LES и проверка структурной целостности командного модуля корабля "Аполлон" в его проектных пределах. В отличие от более ранних испытаний, в которых использовались шаблонные макеты, в этом полете должна была быть испытана серийная модель командного модуля. Это будет первый полет реального оборудования космического корабля "Аполлон". Для миссии A-004 был использован командный модуль Apollo Block I CM-002, построенный компанией North American, который вместе с макетом служебного модуля и системой LES имел общую массу 14 717 килограмм. Это была самая тяжелая полезная нагрузка, когда-либо запущенная на ракете Little Joe II.
Ракета Little Joe II для этого испытательного полета была сконфигурирована для использования с пятью двигателями Recruit в качестве ускорителей и четырех двигателей Algol. Два из них запускались при старте, а два других, позже во время полета. Стартовая тяга этой 63 381-килограммовой ракеты составляла 1766 килоньютон. Это был самый высокий показатель тяги среди всех полетов ракет Little Joe II.
После нескольких задержек из-за технических трудностей и плохой погоды старт полета Apollo A-004 произошел в 8:17:01 20 января 1966 года, с площадки №36 в WSMR. По расписанию, маневр кабрирования начался по команде с Земли при достижении Max Q, примерно через 78,1 секунды после старта, а прерывание полета началось через 2,9 секунды. Капсула CM-002 с прикрепленной системой LES достигла максимальной высоты 23,83 километра, прежде чем начать спуск обратно. Башня LES была сброшена через 194 секунды после старта, а раскрытие парашюта произошло через две секунды. Первый командный модуль корабля "Аполлон" завершил свой полет через 6 минут и 50 секунд после старта, успешно приземлившись в 34,63 километрах от стартовой площадки.
После успешной миссии A-004 командный модуль CM-002 был отремонтирован и переименован в CM-002A. Первоначально он был предназначен для проведения испытаний на сброс с воздуха для проверки системы спасения с реальным летным оборудованием. Когда эти испытания были отменены, модуль был модифицирован и переименован в CM-002B. CM-002B был использован в программе наземных испытаний для оценки влияния продольных вибраций называемых "пого". После того, как испытания с этим командным модулем были завершены, он был отремонтирован и выставлен на обозрение в музее "Колыбель авиации" в Гарден-Сити, штат Нью-Йорк, где и остается по сей день.
С успешным завершением программы аварийных испытаний, и пятью орбитальными испытательными полетами ракеты "Сатурн-1" с использованием шаблонных макетов и первым коротким полетом реальной летной модели командного модуля, космический корабль "Аполлон" был готов к своему первому космическому полету, на этот раз с использованием новой ракеты "Сатурн-IB". Но это уже совсем другая история, для будущих публикаций.
Ну а на сегодня все. Спасибо за внимание!