Найти тему

"Кар-Мэн". История "экзотик-поп-дуэта".

  • Сергей Лемох: "В шоу-бизнес, если так можно сказать, я пришел в 81-м году. Тогда единственной профессиональной сценой был кабак. Я играл на клавишных, пел в ресторане “Арбат”, в гостинице “Измайлово”, работал ди-джеем в ДК “Каучук”, там когда-то была очень популярная дискотека, названия уже не помню. Ее закрыли за то, что мы устроили там видеопоказ фильма “Мальчишник”.

В начале 1989 года Сергей Лемох (его настоящая фамилия - Огурцов) организовал группу "Кармен". Название позаимствовано у распавшейся группы, которая была членом мытищенской рок-лаборатории. Тогда же он познакомился с Андреем Горзием, который работал аранжировщиком на одной из студий и серьёзно занимался акустической гитарой. Горзий получает приглашение присоединиться к новой группе и зовёт в неё своего армейского друга, бас-гитариста Андрея Шлыкова (оба служили в Серпухове, в военном оркестре).

Очень скоро новая группа стала выступать на разогреве у Дмитрия Маликова. который тогда уже был настоящей звездой.

Летом 89-го, после концерта в Магнитогорске, произошло знакомство с менеджером Центра досуга "Союз" Перовского района города Москвы (на базе которого затем была организована студия звукозаписи "Союз" - прим. автора) Константином Гончаруком. Он занимался подбором музыкального состава для группы Владимира Мальцева, директора того же центра. Гончарук пригласил ребят в Долгопрудный, где на студии группы "Дюна" им предстояло подготовить и записать новую программу для Мальцева. Тогда же Сергеем Огурцовым и была написана песня "Париж", которую поначалу исполнял Владимир Мальцев. К записи так же был привлечён гитарист Валерий Долгин.

Там, на студии, происходит знакомство с Богданом Титомиром, которого пригласили на запись в качестве аранжировщика.

Богдан Титомир в то время учился в Московском государственном институте культуры на факультете режиссуры культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений и подрабатывал аранжировщиком на студии "Рекорд", а также успел засветиться как ударник на концертах Димы Маликова.

  • Богдан Титомир: "Понимаешь, мы простые парнишки, талантливые просто. Я тогда был номер один среди аранжировщиков и успел сделать Разину аранжировку его нетленного хита. Ну, этого — ”Белые розы”. Вот там как раз спер у Дитера Болена один прием, который он, в свою очередь, тоже украл".

После недолгих раздумий была создана группа Владимира Мальцева, в которую вошли Огурцов (чуть позже он сменит фамилию на Лемо́х), Титомир, Горзий (в скором будущем он станет Грозным) и Шлыков.

Владимир Мальцев - Париж, Париж
  • Богдан Титомир: "Собирались мы как группа Владимира Мальцева - владельца первого музыкального кооператива ”Союз”. В группе были я, Серега Огурцов, Андрюха Грозный и еще один Андрюха — как я помню, из Серпухова. Началось все на телешоу ”50/50”: Андрюшки с гитарами сзади стояли, а мы с Огурцом впереди скакали. Он с клавишами, а я на бас-гитаре... Тогда нашу программу посмотрели все и стали нашептывать: ну что вы играете какую-то лабуду".

В октябре 1989 года, параллельно с работой у Мальцева, Лемох и Титомир решили объединиться в дуэт и стали готовить свою программу.

  • Сергей Лемох: "Естественно, что сначала были некоторые склоки по этому поводу, тем более что новообразованный дуэт начал работать больше, чем сам Владимир Мальцев. Но в этой ситуации нам очень помог Гончарук, который сумел договориться: помимо мальцевской программы, мы будем работать и над собственным альбомом".

Уже в ноябре 1989 года на концертах "Магия Звёзд" состоялись первые выступления "экзотик-поп-дуэта", который оставляет за собой название прежней группы Лемоха, трансформировав его на новый лад - "Кар-Мэн" (по английски "Car-Man" - "человек-машина").

Что значит "экзотик-поп"?

  • Богдан Титомир: "Дело в том, что наш первый альбом называется "Вокруг света", и в нём мы в сущности с помощью музыки путешествуем по всем странам и континентам земного шара. А попадая по ходу путешествия в любую из этих стран, в музыке мы обязательно исповедовали национальный колорит и мелодизмы данной страны. Музыка, таким образом, начинала приобретать экзотический характер".

1 января 1990 года студия "Гала" Аркадия Укупника заключает с "Кар-Мэн" контракт. Этот день принято считать днём рождения коллектива.

  • Сергей Лемох: "Нам очень помог Аркадий Укупник – мы его зацепили именно потому, что наша музыка была совсем не похожа на то, что он делал... Он помог нам записаться и выпустить диск на студии Gala – там мы со всеми и перезнакомились: с Машей Распутиной, с группой "Комбинация", с самой Аллой Борисовной..."
  • Сергей Лемох: "Фактически я был продюсером всегда. Сам делал аранжировки, писал песни. Укупник пробил нам бесплатную студию и имел связи в шоу-бизе, которые нам очень помогли. Игорь Силиверстов тоже сыграл большую роль, он приглашал нас на все тусовки, в том числе и на самую крутую по тем временам - “Интершанс”. Много, кстати, сделала газета “Московский комсомолец”.
-2

В марте 1990 года "Кар-Мэн" выпустили свой дебютный магнитоальбом "Вокруг света", в который вошли десять композиций в стиле хай-энерджи (пост диско) с вкраплениями тяжёлых гитарных риффов и хип-хопа, а с апреля того же года дуэт начал активно гастролировать по стране. Конец мая - начало июня: "Кар-Мэн" участвуют в первом международном телефестивале "Шлягер-90", который проводился в Ленинграде. Исполнив песню "Багама мама", дуэт получает первое место.

Кар-Мэн - Багама мама

В июне в Останкино снимается передача "Эстрадный вернисаж", где "Кар-Мэн" исполнили две своих песни "Париж, Париж" и "Моя девчонка из Америки" (через месяц эта программа вышла в эфир на Первом канале Центрального телевидения, а "Моя девчонка из Америки" была показана ещё и в передаче "Утренняя почта").

Кар-Мэн-Париж
Кар Мэн - Моя девочка из Америки

Появление группы на телевидении вызвало невероятный отклик у изголодавшейся по чему-то новому и необычному публики. Ребята выглядели и звучали стильно, модно, молодёжно, с приставкой супер к каждому слову.

  • Богдан Титомир: "Ни с кого мы имидж не слизывали, тогда он воздухе витал.. Нужно было на повседневку закупить себе модные ботинки, волосы коротко постричь, куртки-косухи а-ля "Depeche Mode"… И с понтом под зонтом, там, под дождем".

24 июня дуэт с успехом выступил в Лужниках на празднике газеты "Московский комсомолец", а 6 июля песня "Париж" дебютировала на 10 месте в Лучшей двадцатке песен июня "Звуковой дорожки". Через месяц в двадцатку "Звуковой дорожки" попадает песня "Лондон, гуд-бай!" и держится там 5 месяцев. Осенью в 10-ку лучших вернулась "Чио-Чио-Сан".

Кар-Мэн - Чио-Чио-Сан Car-Man - Cio-Cio-San (Russian Disco Rare Video 1990 With English Subtitles)

По итогам года, которые подвела газета "Московский комсомолец" "Кар-Мэн"стали лидерами в двух номинациях: "Открытие года" и "Группа года". Альбом "Вокруг света" был выбран "Лучшим альбомом года". "Лондон, гудбай!" заняла 7 место в списке "Лучших песен года", а "Чио-Чио-Сан" оказалась на 10-м.

В начале января 1991 года на малой спортивной арене в Лужниках дуэт даёт концерты, отмечая год своей работы.

В феврале 1991 года в передаче "МузОбоз" состоялась премьера клипа на песню "Лондон, гудбай!", который снял Михаил Хлебородов.

Кармен-Лондон Гудбай
  • Михаил Хлебородов, режиссер клипа: "На тот момент телевидение было в упадке, просто провал: не было ток-шоу, не было ничего. Не было денег на декорации, простаивали павильоны. Клип "Лондон, гуд-бай!" мы снимали в том павильоне, где сейчас снимают "Пусть говорят". Это было очень быстро, буквально за пять часов снят весь клип. Нарисовали задники с британским флагом, растянули на полу ковер – вот, собственно, и вся подготовка. Костюмы брали в аренду в каких-то театрах, тогда это можно было без проблем сделать. Ребята из "Кар-Мэн" пришли готовые, с поставленным танцем, как-то все быстро сложилось. А танцоры специально прилетели из другого города, чтобы сняться. И среди них же танцует тогдашняя жена Александра Иванова из "Рондо". Остальные актеры все – это мои друзья и сокурсники. Например, мой друг Саша Тюрин, который сейчас снимается в очень многих моих сериалах, – это была одна из его первых ролей. Он там сидит в женских очках: мужских не нашлось, и ему кто-то из женщин дал очки. Английская бабушка на скамеечке – это мой педагог; естественно, по английскому языку. Вначале так всегда происходило: снимались только друзья за какие-то копеечки. Все делалось на коленке, но было столько энергии, столько энтузиазма – и все получалось очень неплохо".

Затем, при активном содействии главного редактора "Утренней почты" Марты Могилевской на Ялтинской киностудии снимается клип на песню "Отель Сан-Мартино".

CarMan - Отель Сан-Мартино (1991) .mp4

В марте 1991 года фирма "Sintez Records" издаёт дебютный альбом "Вокруг света" на виниле. В составе "Кар-Мэн" появляются два танцора - Евгений Марченко и Руслан Таркинский.

После такого ошеломительного успеха дуэт "Кар-Мэн" начал готовить к выпуску свой второй альбом. Работа в студии началась ещё в сентябре 1990, выпуск альбома планировался на март 1991-го.

Однако не всё так ладно складывалось внутри коллектива (много позже станет известно, что обстановка в нём была не самой дружелюбной.

В апреле 1991 года Богдан Титомир покидает проект, приняв решение заняться сольной карьерой. Вопреки сложившемуся мнению, разошлись участники коллектива без грандиозного скандала.

  • Богдан Титомир: "Весь конфликт был разыгран для журналистов. Мы заранее объявили, что у нас последний концерт в Полтаве, все расстроились, пошел пиар, а нам только этого и надо. На самом деле мы просто решили, что на эстраде мы самые продвинутые и можем творить отдельно. Ничего личного".

Название "Кар-Мэн" и весь репертуар остался за Сергеем Лемохом (он автор музыки и текстов всех песен). С этого времени Лемох является единственным солистом "Кар-Мэн". С ним остались танцоры Евгений Марченко и Руслан Таркинский. Чуть позже к танцевальной труппе присоединился ещё один участник - уроженец Кубы Марио Франсиско Диас Бетенкурт.

-4

Сергей Лемох переписал все вокальные партии Титомира уже записанных песен для нового альбома, и в итоге альбом "Кармания" вышел в свет 1 августа 1991 года. Уже 9 августа композиция "Бэд рашнс" вошла в Лучшую двадцатку "Звуковой дорожки", а осенью там же оказались "Парень из Африки", "Бомбей буги" и "В Багдаде всё спокойно".

В поддержку альбома были сняты клипы "Бэд рашнс" и "Парень из Африки". Последнюю "Кар-мэн" исполнили в финале телевизионного фестиваля "Песня - 91", который снимался в начале декабря 1991 г. и поэтому его можно считать последним в советский период (25 декабря 1991 г. М. С. Горбачёв сложил с себя полномочия президента СССР, следом Великая держава развалилась - прим. автора).

Кар-Мэн — Бэд Рашнс Bad russians.mp4
Кар Мэн -''Парень из Африки'', (Песня 91)

По итогам 1991 года группа "Кар-Мэн" заняла третье место в списке "Лучших групп года" в рубрике "Звуковая дорожка" газеты "Московский комсомолец". Альбом "Кармания" занял 10 место в списке "Лучших грампластинок года" и 3 место в списке "Лучших магнитоальбомов года", а песни "Бомбей буги" (3 место) и "Бэд рашнс" (17 место) попали в список "Лучших песен года". Раскол в дуэте "Кар-Мэн" занял 5 место в списке "Событий года".

Стоит добавить, что в 1991 году Сергей Лемох написал музыку для нескольких песен Наталии Гулькиной - "Это Китай", "Айвенго", "Надо лишь мечтать" и "Прощай навек", которые вышли на альбоме "Надо лишь мечтать" группы "Звёзды". На первые две композиции были сняты видиоклипы и эти песни стали хитами певицы. А в 1992 году песня Сергея Лемоха "Американский экспресс" (другое название - "Ночной экспресс") в исполнении Игоря Селивёрстова стала лидером музыкального хит-парада молодёжной радиостанции "Юность".

Сан-Франциско - Кар-Мэн 1992 год (С. Лемох)
Кар-Мэн - В Багдаде всё спокойно
Кар-Мэн - Бомбей-буги (1991)

В январе 1992 года на первой церемония вручения премии "Овация", состоявшейся в ГЦКЗ "Россия", группа "Кар-Мэн" названа победителем в категории "Поп-группа". Через несколько дней группа выступает в спорткомплексе "Олимпийский" где принимает участие в гала-концерте "Триумф победителей" (хит-парада газеты "Вечерняя Москва" - прим. автора).

В феврале 1992 года в 20-ку лучших "Звуковой дорожки" попадает ещё одна песня с этого альбома - "Сан-Франциско". По итогам 92-го "Сан-Франциско" добирается до третьего места в списке лучших. В 20-ке "Лучших песен 92 года" также оказались "В Багдаде всё спокойно" и "Бэд рашнс". В "Звуковой дорожке" газеты "Московский комсомолец" группа "Кар-Мэн" была признана "Лучшей группой года", а их альбом "Кармания" занял второе место в списке "Лучших магнитоальбомов года".

Что было дальше:

Богдан Титомир в мае 1991 года на студии "Гала Рекордз" познакомился с Германом Витке, который написал для него текст песни "Делай как я" и, показав ему два клипа MC Hammer'a, подсказал в какую музыкальную сторону ориентироваться. Титомир загорелся идеей сделать нечто похожее.

  • Герман Витке: Я текст "Делай как я" писал прямо в студии. Честно говоря, на пустом пакете из-под молока. Или из-под кефира. Богдан почитал стихи и сказал: "Мне нужно именно это". Думаю, Богдан понимал, что эта песня позволит ему занять отдельную нишу. Ему всё с самого начала понравилось, мы даже не переделывали практически ничего. И вместе сделали первый альбом "Высокая энергия". Там порядка пяти-шести песен моих: "Секс-машина", "Кайф", "Делай как я", сейчас уже всего и не упомнишь".

Музыку к "Делай как я", а также ко всем остальным песням с дебютного альбома, написал Александр Иванов. После записи песни Титомир обратился к продюсеру Сергею Лисовскому с целью получить бюджет на свой проект "High Energy". Дебют песни состоялся в сентябре 1991 года на сборнике "Мегамикс '91" от студии "Гала", а к концу года Титомир занял второе место в списке "Лучших певцов года" в рубрике "Звуковая дорожка" газеты "Московский комсомолец". Там же его песня "Ерунда" была выбрана "Лучшей песней года". Но это всё уже другая история...

Константин Гончарук в первые годы своей карьеры в шоу-бизнесе играл на ударных в ансамбле Софии Ротару, а затем стал директором "Кар-Мэн". Потом он работал с певицей Ангел, пока не осел в отделе маркетинга фирмы "ПолиГрам Россия", а затем занимал руководящие должности на "MTV-Россия" и "Хит-FM".

Андрей Горзий взял себе псевдоним Грозный и вместе с Андреем Шлыковым работал в коллективе "4А" в ресторане "День и ночь" на "Коломенской". В 92-м году в том же ресторане Грозный познакомился с вокалистом Кристианом Рэем, который искал аранжировщика для начала сольной карьеры. Вдвоём они создают группу "МФ-3" ("МегаФорс-3"). Автором текстов песен был Рэй, а за музыку отвечал Грозный. Спустя некоторое время Грозный убедил Рэя взять в команду своего друга Шлыкова, который стал занимать в группе должность менеджера и концертного директора. Широкую известность получили композиции "Делай БЭП", дуэт с Кристиной Орбакайте "Круг луны, знак любви" и "Наше поколение".

Андрей Грозный и Андрей Шлыков
Андрей Грозный и Андрей Шлыков

Весной 1996 года Андрей Грозный вместе с Андреем Шлыковым создали женскую поп-группу "Блестящие". Грозный стал музыкальным продюсером группы, а Шлыков - её менеджером. В 1998-м Грозный и Шлыков создали группу "Амега", а затем продюсировали сольную карьеру Жанны Фриске.

Валерий Долгин с 1988 года работал гитаристом в группе Руслана Муратова "Формула-2", которая взяла призовое место на конкурсе молодых исполнителей в Ялте, после чего выступала "на разогреве" у Ларисы Долиной. В 1990 году Долгин стал гитаристом в коллективе Валерия Леонтьева, затем два года (с 1993 по 1995 гг) работал с "МФ-3", после чего снова вернулся к Леонтьеву. Также играл в группе "АндрВаландр" и записывал сольные диски. Кстати, Андрей Горзий и Андрей Шлыков игре на гитаре учились у Валерия Долгина.

Владимир Мальцев не занимался карьерой певца, пел и записывал песни "для себя". В 1991 году его песня "Стюардесса" вошла в сборник "Союз-1 (Белая магия)", а песня "Белый шарф" - в сборник "Союз-3 (Танцы на улице)".
В том же году становится ведущим телепрограммы "Рок-урок", впоследствии став её директором.
С августа 1991 по январь 1992 года Владимир Мальцев был директором группы "Фристайл". На концертах группы он работал также как конферансье и между их отделениями исполнял несколько своих песен. Песни Мальцева "Звездопад", "Стюардесса", "Париж" и "Розовая жемчужина" выходили на магнитоальбомах группы "Фристайл" "Получите! Дубль 3" и "Фристайл 4" в качестве дописок. Появление "Фристайла" в телевизионных эфирах центральных каналов - это заслуга Владимира Мальцева.

Вадим Казаченко и Владимир Мальцев
Вадим Казаченко и Владимир Мальцев

С января 1992 по октябрь 1996 года - директор Вадима Казаченко. В 1998 году Мальцев выпускает альбом "Прощай и прости". В последние годы жизни работал фотографом, делая работы для журналов, рекламных кампаний и отдельных проектов. Умер Владимир Мальцев 8 апреля 2014 года, в Москве, в возрасте 53 лет.

-8

А Сергей Лемох продолжил радовать слушателей массированной звуковой агрессией - об этом в следующий раз...

Продолжение следует...

Рождённые в СССР - Сергей Лемох (Кар-Мэн / Car-Man) (2007) https://vk.com/video-88143709_456241309?ysclid=m1nr3x2pt5816112002

Старые "Кар-Манники"
Андрей Грозный. Блестящие и в горе и в радости - 7Дней.ру

Сергей Лемох и Богдан Титомир – целый год успешной деятельности (1992 год) https://web.archive.org/web/20020323220455/http://car-man.pesni.ru/interview/199202.htm

Валерий ДОЛГИН. Музыкой меня «зажег» педагог – Учительская газета
История постсоветской поп-музыки в песнях — Кар-Мэн «Лондон, гудбай!» (1991)

Богдан Титомир. С нами Бо// журнал Rolling Stone Russia. 2006. - Май (№ 5) https://web.archive.org/web/20080710063630/http://www.rollingstone.ru/articles/112

С чего начинали звезды: Кузница кадров - «Ласковый май»