Сначала общая картина:
О чём говорит эта глава в целом? Во времена Исайи к Богу Израиля стали приходить на поклонение сыны иноплеменников, но ни священники, ни народ не проявили расположения к ним. Иноплеменники начали роптать и говорить, что Бог отделил их от народа и что они сухое дерево. На что Бог пообещал тем, кто в связи с этим не охладел, не отступил, не перестал держаться Господа, великую награду в будущем. И дальше описал, как выглядит эта награда и в чём она выражается.
Теперь разберём детали:
Глава начинается с призыва сохранять суд, делать правду, хранить субботу и удерживаться от зла – 1-2 стихи.
«Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ... Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла» - Ис.56:1-2
Чем вызван этот призыв? Тем, что иноплеменники стали роптать, а как следствие охладевать – 3 ст.
«Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: "Господь совсем отделил меня от Своего народа", и да не говорит евнух: "вот я сухое дерево"» - Ис.56:3
Это похоже на ситуацию Асафа:
«так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?» - Пс.72:13-14.
Другими словами, какой смысл исполнять заповеди Божьи, если мне нет от этого никакой пользы? Это же самое, звучало фактически вопросом в словах иноплеменников: не напрасно ли мы приходим к Богу Израилеву?.
Господь, чтобы показать, что их ревность не бессмысленна, даёт им обетование, что всё Он видит и воздаст им великим благословением в своё время. То, что они держаться завета и хранят субботы, получит великое воздаяние в будущем – 4-5 стих.
«Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится» - Ис.56:4-5
И они будут иметь даже преимущество перед Израильтянами, которые этого не делают – 5 стих.
«тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям…» - Ис.56:5
Но важным условием для этих иноплеменников остаётся служение Господу, любовь к Его имени, быть рабами Его, хранить субботу и твёрдо держаться завета Его – 6 стих.
«И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего» - Ис.56:6
Чтобы ещё больше убедить в этом иноплеменников, дальше Бог говорит, что Он не отказался от язычников, и у Него всегда было в мыслях и планах собрать и привести к Себе язычников – 7-9 стихи.
«Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их [будут] благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов. Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других. Все звери полевые, все звери лесные! идите есть» - Ис.56:7-9
Но в полноте это станет возможно значительно позже, так как сами Евреи, на которых возлагается эта миссия, сейчас не готовы ни морально, ни интеллектуально, ни духовно – 10-11 стихи.
«Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать. И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть» - Ис.56:10-11
Если они кого и зовут, то не с тем, чтобы привести их к Богу, а чтобы ещё больше их развратить – 12 стих.
«приходите, [говорят], я достану вина, и мы напьемся сикеры; и завтра то же будет, что сегодня, да еще и больше» - Ис.56:12
(Об этом же самом впоследствии сказал Христос: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас - Матф.23:15)
Ну и важный штрих, спасение и все благословения обещанные в Ветхом Завете станут возможными благодаря Христу (эта мысль здесь не раскрыта, но на это намекается например в 1 стихе).
«…ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей» - Ис.56:1
Сделаем выводы:
О чём весь этот разбор нам говорит, и какие выводы из этого мы можем сделать?
1) Речь в этой главе идёт об иноплеменниках, современниках пророка Исайи, которые подверглись искушению не служить Господу.
2) Господь показал, на каких условиях, Он их принимает, и что от них ожидает. И то, что Он им сказал, имеет отношение непосредственно к Ветхозаветному периоду. Речь идёт о Завете, которого они должны были держаться – 4 и 6 стихи. Можем ли мы это применить к нам сегодня? Нет, не можем, с нами сегодня заключён Новый Завет. Мы сегодня строим отношение с Господом на других условиях. То, что Бог требовал от Ветхозаветных верующих не то же самое, что Он ожидает сегодня от нас.
3) Ветхозаветные святые имеют те же обетования, что и мы, но на других условиях: они должны были приносить физические жертвы – 7ст, мы не должны приносить физических жертв, они должны были держаться Ветхого Завета – 4 и 6 стихи, мы сегодня не должны держаться Ветхого Завета, они должны были хранить субботы – 2, 4, 6 стихи, мы сегодня не должны этого делать:
«Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» – Кол. 2:16.
Если Исайя 56 глава это призыв в том числе и для нас, то мы должны помимо субботы приносить в таком случае и жертвы и держаться Ветхого Завета. Но сегодня Бог от нас этого не требует, поэтому нет никакого основания утверждать, будто 56 глава пророка Исайи имеет отношение к нам.
Весь контекст говорит о том, что речь идёт о конкретной ситуации, случившейся с современниками Исайи. По этой причине мы и читаем: Блажен муж, который делает это» - 2 стих, а не «будет делать»; «который хранит субботу» - 2стих, а не «будет хранить»; которые «крепко держатся завета Моего» - 4 стих, а не «будут держаться Завета Моего». Как видим, везде речь идёт о настоящем времени, а не о будущем.
Здесь нет указания, что и в будущем, Бог будет требовать именно эти же самые условия. Контекст данной главы на это не указывает. Значит, мы, читая эту главу, не можем заявлять, что эти же условия будут сохраняться в будущем. Эта глава такому не учит!!!
Всё что говорит эта глава о будущем, это то, что и в будущем язычники будут иметь спасение, и что те люди, которые сейчас ропщут, получат в будущем великую награду, если не ослабеют.