Найти в Дзене
Пишу сказки сам

Почему во взрослом возрасте время идёт быстрее, чем в детстве?

В околонаучной литературе, как в печатной, так и в сетевой, существует целый пласт публикаций, посвященных времени — его природе (если такая вообще есть), особенностям и, в частности, скорости течения. Среди них и те, что посвящены разной скорости течения времени в зависимости от возраста человека.

Общее утверждение: у ребенка время идёт медленно ("тянется"), а чем человек становится старше, тем больше время ускоряется (начинает "лететь").

Сальва Дали, "Утекающее время", изображение получено по запросу в поисковике "Yandex"
Сальва Дали, "Утекающее время", изображение получено по запросу в поисковике "Yandex"

Объяснения этому феномену даются разные. Есть материалистические, которое утверждает, что скорость "личного времени" зависит от особенностей восприятия окружающего мира конкретным человеком. Есть фантастические. Все объяснения в прочитанных мною публикациях сводятся к двум материалистическим и одному фантастическому.

Материалистическое объяснение 1: ребёнок ВОСПРИНИМАЕТ время не так, как взрослый в силу того, что у него мало забот и он может какому-то делу отдаваться полностью. А погружаясь, например, в игру, ребёнок не замечает времени ("Счастливые часов не наблюдают") и оно для него субъективно "растягивается". Возражение тут следующее: обычно, когда человек чем-то увлечён, время для него, наоборот, "сжимается", проходит незаметно.

Материалистическое объяснение 2: физиологические процессы в теле ребёнка проходят быстрее, чем у взрослого. И на фоне быстрого роста время как бы "замедляется", субъективно воспринимается как набор бОльшего количества отрезков с событиями, чем у "стабилизировавшегося" взрослого. Звучит достаточно убедительно.

Фантастическое объяснение: взрослый человек живёт в одном временнОм потоке, плывёт, как щепка по течению. Тогда как ребёнок живёт одновременно в "прошлом", "настоящем" и "будущем" временах, поэтому времени ("времён") у него в три раза больше. Далее приводится некое научное (из области физики) обоснование, которое я не рискну повторить в силу его крайней невнятности.

Больше теорий о том, почему дети воспринимают время "медленнее", чем взрослые, почему у взрослых время идёт быстрее, чем у детей, я не встречал.

Как я уже заметил, убедительно выглядит второе материалистическое объяснение. И я хотел бы его дополнить двумя идеями. Пусть это будут материалистические объяснения 3 и 4.

Приступим!

Материалистическое объяснение 3

В ходе взросления ребёнок непрерывно обучается. Обучение, напомню тем, кто не связан со сферой образования, это не только получение знаний в школе. Это усвоение знаний, приобретение умений и наработка навыков (ЗУН) в любой жизненной ситуации. Даже освоение нового маршрута от дома до работы или выбор и пробы нового продукта, который не присутствовал до этого в рационе — это обучение. В этом смысле человек учится всю жизнь.

Но если взрослый уже имеет солидную базу знаний, умений и навыков и, обучаясь, добавляет к ним новые элементы понемногу, то ребёнок всему учится с нуля. За то время, за которое взрослый освоит один навык, ребёнку нужно уложить в голове множество ЗУН. Казалось бы, время должно быстрее двигаться в восприятии ребёнка. Но не будем забывать, что у взрослого множество ЗУН уже есть и он ими активно пользуется — в быту, в труде, в социальном взаимодействии. Именно применение, а не освоение этих разнообразных ЗУН делает жизнь такой "быстрой".

Изображение получено по запросу в поисковике "Yandex"
Изображение получено по запросу в поисковике "Yandex"

Ребёнок, особенно в раннем возрасте, усвоение каждого отдельного знания, умения, навыка воспринимает как отдельную операцию, которая в его голове, в памяти занимает отдельный отрезок времени. И таких отрезков много. Поэтому и потраченного на усвоение и применение ЗУН времени "много", даже если эти отрезки параллельны. Например, написание буквы, её прочтение и произнесение для взрослого фактически единый процесс. Для ребенка же это сперва три не связанных между собой действия, происходящих одновременно. Вот вам и "в три раза больше" времени. Различать лица, ходить, говорить, говорить правильно, одеваться и обуваться, учитывать при одевании и обувании погоду, складывать игрушки (каждую!) в корзину после игры — каждое из этих действий занимает время и фиксируется мозгом как отдельный временной отрезок. Даже если, например, в корзину отправляются две игрушки сразу — у правой руки своё время, у левой своё. И ребёнок в эти моменты обычно не думает о чем-то ещё. Взрослый же, делая одно дело, способен думать о другом — вот вам и "ускорение" времени в два раза.

При всем при том ребёнок существует в небольшом круге общения и тратит своё время на других в малой степени. Даже в группе детского сада и в начальной школе ребёнок активно общается с тремя-пятью одногруппниками/ одноклассниками. Попросите первоклассника в конце года перечислить детей его класса без фото, по памяти. Скорее всего мальчик перечислит всех или почти всех мальчиков и забудет половину девочек. А девочка вообще перечислит только ближайших подружек, "эту придурошную" и "хулигана". С возрастом круг общения неизбежно расширяется и вместо траты времени на себя человек начинает всё больше времени тратить на других (в том числе и виртуальных "других": блогеров, персонажей фильмов, игр и книг). Так субъективное личное время укорачивается ещё сильнее. ЗУН при этом применяется всё более автоматически и потому время их применения уменьшается.

И получается в силу всех этих причин, что у ребенка субъективное время идёт медленно, формируясь в виде "суммы параллельных времён" затраченных на множество осваиваемых действий. Но чем взрослее он становится, тем сильнее время "ускоряется". Взрослый не воспринимает, не осознает время, затрачиваемое на автоматические действия, тратит своё время на других в ситуациях социального взаимодействия, усваивает меньше ЗУН в единицу времени и у него не возникает "суммы параллельных времён" в ощущениях.

Материалистическое объяснение 4


Чем старше человек становится, тем меньше доля каждого каждого прожитого года относительно всех прожитых.
У ребенка, который прожил от рождения до года, один год равен 100% жизни.
У 10-летнего 1 год = 10%
У 50-летнего 1 год = 2%. Всего двум процентам!

Изображение получено по запросу в поисковике "Yandex"
Изображение получено по запросу в поисковике "Yandex"


Неудивительно, что взрослые, а тем более пожилые оглядываясь назад говорят, что "жизнь промелькнула". Или даже, оценивая прожитый год, говорят, что он "пролетел незаметно".

НО! Так говорят именно оглядываясь назад и невольно сравнивая ОДИН год со ВСЕЙ прожитой жизнью по их длительности. Спросите этого же человека за новогодним столом, что он поставит на этот же стол через год и он ответит "До следующего Нового года ещё ДАЛЕКО! ДОЛГО ждать!". То есть прошедший год "пролетел", а предстоящий год "долгий", следующий Новый год "далёкий". Именно потому, что год ещё не прошёл и его невозможно в ощущениях сравнить со всей прожитой жизнью.

Итак, длительность времени, скорость его течения, это, вероятно, всё же никакая не физика и в очень малой степени физиология. Это чисто субъективное ощущение, зависящее от загруженности мозга деятельностью и от оценки соотношения прожитых отрезков времени с длительностью всей прожитой жизни.

А с какой скоростью идёт ваше время?

Подписывайтесь на канал, чтобы читать новые материалы о человеке и обществе.

Ставьте лайк во всплывающем окошке.

-4

Комментарии, лайки и подписки помогают продвигать и развивать канал.

Больше наблюдений по темам, связанным с обществознанием — на сайте https://ob-school.ru/