Часто ли вы ходите на выставки? Любите ли это дело?
Допускаю, что у вас это происходит так же, как у меня с театром. Я его как бы люблю и каждый раз выхожу из зала полный впечатлений и эмоций. Вот только выхожу я оттуда раз в несколько лет, в лучшем случае. А поговорим мы сегодня о выставках, как таковых. Меня нередко спрашивают о вернисажах. Просят приглашения. А я отвечаю, что не выставляюсь уже давно. И причин у этого несколько.
Начнем с того, что мы, как ученики средней художественной школы, регулярные экспозиции делали в процессе обучения. Девочки неумело пилили обноску (имитацию рамки). Мальчики, справившись с этим быстрее, уже торчали на стремянке с молотком в руке. Радости этот процесс не доставлял наверное, но относились мы к этому с пониманием и с юмором.
Первая зарубежная выставка ждала меня в последнем классе школы. Мы отправились в Финляндию и небольшой группой выставились в городе Иматра. Было здорово. Неплохой зал, достойные ребята-участники и уважительная заинтересованность принимающей стороны- все играло на результат.
Длительный опыт семестровых отчетных выставок в Академии вспоминать не стану. Собрались, накинулись, сделали. Благо, опыт уже был. А вот самое интересное наступает тогда, когда ты выходишь из стен учебного заведения и остаёшься с миром один на один. О том, что художнику нужна аудитория ты знаешь. Аудитория это, как правило зритель, идущий смотреть на тебя. Соответственно, участие в проектах совместных и сольных ты видишь как необходимость. Но на другой чаше весов находится юношеское безденежье и непонимание, что нужно, а что нет.
В 2010-м году я участвую в проекте «Крик в искусстве» в залах фонда Михаила Шемякина. К Шемякину у меня теплое, хоть и неоднозначное отношение. Однако, мы учились у одного преподавателя, а это дорогого стоит. Я представил свою акварель, которая стала основой для целой серии работ, посвященных птицам.
Сотрудничество с галереями- самый распространенный способ продвижения себя. Но и сейчас галереи работают весьма своеобразно, а в нулевые это, как правило, сувенирные лавки. Петропавловка на закате и лубочные сюжеты- вот он, запрос. С авторским искусством работать не хотел никто. На этом фоне неожиданностью было предложение о совместной работе от Lazarev Gallery. Расположенная в академическом квартале частная галерея была на слуху. Мы реализовали один проект, потом другой. А потом меня повезли на "ART MONACO 2012". Неожиданно, но приятно. Международной известности я не приобрел, но дела мои несколько поправились. Все таки, грамотная работа с автором- редкий, но необходимый навык галериста.
Отдельно от других стоят кураторские проекты. Если ты не ведешь постоянной осмысленной работы в одном направлении или желаешь разнообразия, то это неплохой вариант. Я поучаствовал во многих историях и не жалею об этом. Комфортной такую работу не назовешь, потому как кураторы редко замышляют что то за год. Обычно тебя предупреждают за несколько недель о готовящейся выставке и ты либо имеешь что то, либо создаешь в авральном режиме. Но в тонусе будешь по любому. Самым ярким проектом пожалуй были "Кресты". Куратор Артём Магалашвили озвучил суть замысла и предложил группе художников участие. А темой проекта, как несложно понять, стал следственный изолятор в Санкт-Петербурге. Артем устроил нам посещение. Причем, изолятор на тот момент был действующим, что создавало необходимую атмосферу. Далее у нас был месяц на реализацию.
Я горжусь результатом, так как мне удалось придумать интересное решение- девять портретов знаменитых сидельцев Крестов и один пустой холст. И все это в форме зданий изолятора- крестов. От сумы, да от тюрьмы... Финалом проекта была крупная выставка в Эрарте, частном музее современного искусства в Санкт- Петербурге.
На каком то этапе ты понимаешь, что готов к выставке персональной. Об этом говорит и скопившаяся коллекция работ, и желание подытожить определенный период в творчестве. В течении нескольких лет я организовывал персональные выставки под названием "Навстречу солнцу". Начав со скромного фойе института имени А. П. Карпинского, через маленькие зальчики музеев-квартир дошел я до родной Академии. В 2012 году, в стенах Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств прошла выставка, посвященная моей работе в живописи. А четыре года спустя я показал там свою графику в рамках проекта "Бумага-акварель".
Возвращаясь к вопросу необходимости выставочной деятельности не могу не сказать следующее. В моей практике, с выставки у меня никогда не было продаж. А теперь давайте прикинем. Сначала определяемся с площадкой. Бесплатно можно выставиться только в коридоре дома культуры на окраинах. Все приличные залы стоят денег. Для организации даже скромного вернисажа вам потребуется порядка 30-ти картин. Их, в свою очередь, нужно отобрать из 40-50 работ. Победителей отбора нужно обрамить. Хорошо если вы "современный" художник и выкрашенных торцов вам будет достаточно. А если по классике? В дереве- дорого дико. В пластике- тоже, но сносно. Оформленную коллекцию нужно упаковать и перевезти на место. Распаковать, сформировать экспозицию и развеситься часто приходится самому.
Теперь приятная часть- несколько ящиков шампанского и фрукты, заботливо купленные вами, скрасят мероприятие открытия. Вы узнаете от немногочисленных поклонников и друзей о том, какой вы молодец и как они за вас рады. Цветы и улыбки в студию! Далее неделя-другая и пора вывозиться. Запаковка, перевозка, опустошение...
Из вышесказанного вы поняли, что персональная выставка на приличном уровне, это жест доброй воли со стороны художника. Но на него не всегда есть ресурсы. Замечательный вариант, когда в таком деле возникает спонсор. Вот тут никаких вопросов. И каталог можно заодно выпустить.
Если же все эти мучения автора пугают, то всегда на помощь придут совместные выставки в рамках творческих союзов и пр. Только отдачи от них еще меньше. Нагнал я скепсиса видимо. Давайте вместе подумаем, нужны ли выставки художникам, зрителям? Как их проводить? Как остаться довольным?