Найти в Дзене
Cat_Cat

Про благородного султана Салах ад-Дина и подлых крестоносцев

Хорошо известно, что при взятии Иерусалима в 1187 году мусульмане не устроили кровавой бойни на улицах города, позволив большей части его обитателей относительно спокойно покинуть пределы Святого града. Данный эпизод очень любят приводить в пример «исламского благочестия» и личного «благородства Салах ад-Дина», который не в пример варварам-европейцам, устроившим кровавую баню при взятии города в 1099 году, показал свое не только военное, но и моральное превосходство над латинянами. Все это, конечно, максимально далеко от истины.

Начнем с того, что изначально Саладин планировал сделать с христианами, засевшими в Иерусалиме примерно аналогичные июлю 1099 года действа – то бишь вырезать всех до единого. Отговорили его, скорей всего, собственные соратники, потому что никакой репутации «благородного льва Востока» у Саладина на тот момент не было. Его отношение к пленным так же сложно было назвать «гуманным», но к этому мы еще вернемся.

Иерусалим был подвергнут штурму и если бы не действия Бальяна д’Ибелена, который из говна и палок сумел организовать некое подобие обороны, то мусульмане бы взяли город, что называется с наскока. Саладин, который, разумеется, не был дураком, справедливо посчитал, что нет смысла терять людей, время и ресурсы на штурм города, в котором действительно было только 2 (!) рыцаря, если не считать самого Ибелена (все остальные либо уже кормили воронов у рогов Хаттина, либо разбежались оттуда по соседнем городам и крепостям). Тем более, что штурм Иерусалима означал смерть 3000-5000 пленных мусульман, которые находились в городе, разрушение мечети ал-Акса и других святых мест. Несомненно, Саладин сдержал свое слово, хотя мог бы спокойно перерезать франков, когда они открыли ворота города, но назвать это каким-то необычайным благородством нельзя. Иерусалим сдался на определенных условиях, а не был взят штурмом. Точно также франки спокойно отпускали жителей Арсуфа (1101) и Сидона (1110) со своим имуществом, которые сдались до взятия города. Кроме того, почему-то редко вспоминают, что жителям Иерусалима пришлось платить Саладину выкуп за свою свободу. И выкупиться смогли далеко не все. Порядка 11 000-16 000 человек оказались проданы Саладином в рабство.

Из этого, кстати, проистекает нехитрая мысль, что обвинять крестоносцев в резне после взятия Иерусалима в 1099 году довольно странно. Никаких других вариантов там просто не могло быть. Жителям Иерусалима предложили сдаться – они отказались, уверенные в том, что изрядно поредевшее после двухлетнего похода войско латинян не сможет взять хорошо укрепленный город. Мало того, защитники города всячески издевались над латинянами, когда последние совершали крестный ход около стен: улюлюкали, кричали оскорбления, стреляли из луков, мочились на самодельные кресты и занимались другим действом в духе группы pussy riot. Очень странно было после такого показательно уничижительного отношения к религии оппонента в XI веке ожидать милосердия. Разумеется, что кровавую резню после взятия города это не оправдывает, но «а что вы еще ожидали, простите меня?».

Теперь про «благородство» Саладина. Как бы придворные поэты и историки не воспевали рыцарские манеры султана («отправил коня Ричарду, когда увидел как храбро он бьется»), но реальность такова, что вам вряд ли захотелось бы оказаться в плену у этого курда. Даже не беря в расчет тот факт, что именно Саладин активно развивал религиозную вражду между мусульманами и христианами (тут вопросов нет, человеку нужно было разжечь пламя религиозной войны и выкинуть латинян обратно в Европу), то количество смертей на его совести впечатляет:

1. 23 ноября 1177 года, за два дня до своего поражения при Монжисаре, Саладин совершил рейд в окрестности Аскалона. Его воины захватили пленников, и всем им по приказу султана отрубили головы.
2. В 1178 году франки разграбили окрестности Хамы, но были разбиты и доставлены к султану. И вновь Салах ад-Дин велел их обезглавить.
3. В августе 1179 года, после взятия замка тамплиеров Шатле, султан казнил всех «вероотступников и лучников». Большинство из 700 пленников были убиты волонтерами-мусульманами. Кстати, способ казни султан выбрал весьма оригинальный: арбалетный болт в затылок.
4. В 1183 году все взятые в плен люди Рено де Шатийона (около 170) – «в наказание за их замысел против Священного дома [Каабы в Мекке]» также были казнены султаном.
5. Собственно сам Хаттин в 1187. Практически все пленные тамплиеры и госпитальеры (200-230 человек) были обезглавлены, а Саладин лично убил Рено де Шатийона.

Есть и более интересные истории, например, Бодуэн д’Ибелен (брат будущего защитника Иерусалима) был пленен в 1179 году и объяснял Саладину, что не может собрать запрашиваемый выкуп. В итоге Саладин приказал «вытащить из его рта все зубы», и уже на втором Бодуэн взмолил о пощаде и сказал, что все заплатит, а султан после такой процедуры поднял выкуп до 200 000 безантов.

В уже описываемой нами ситуации с воинами Рено де Шатийона (1183 год) пленные моряки получили от Саладина аман (гарантии безопасности) и по закону им обязаны были сохранить жизнь, но султан наплевал на это, заявив, что: «Божий приговор над людьми, подобными этим, не представляет затруднений для ученых, он вполне ясен. Пусть будет исполнено решение убить их». Тогда возмутился даже брат Саладина, ал-Малик ал-Адил.

Саладин вообще любил прибегать к помощи богословов в «легализации» очередной резни, в то время как некоторые его соратники наоборот проявляли гораздо большую гуманность к побежденным. Известна история, когда Саладина отговорили убивать пленного мальчика, позволив обменять его на мусульманина. Секретарь султана ал-Фадил, открыто заявлял, что: «Убивать пленника со связанными руками...это дурное деяние».

И это мы еще не касаемся широкого известной истории с казнью Ричардом Львиное Сердце 3000 пленных мусульман после взятия Акры в 1191 году, где Саладин принял самое активное участие в умерщвлении своих соплеменников (пусть и не напрямую).

В общем, не отменяя того факта, что Саладин, в среднем по больнице, был гораздо более толерантным правителем, чем большинство его соплеменников (все-таки до сдирания кожи, распиливания пилами, скальпирования и закапывания заживо аки Захируд Тугтегин и Илгази он не опускался), но рассматривать его противостояние с христианами как образец некой «осени Средневековья» по Хейзингу в корне неправильно.

Автор: Егор Филин