Найти в Дзене
УМАПАЛАТА

Кладбище гипотез: флогистон и «земли»

Сегодня мы снова заглянем в склеп гипотез и теорий. В 17-ом веке наука о материалах опиралась еще на представления о мистических эссенциях и флюидах. Не отставал от времени и незаурядный немецкий химик Иоганн Бехер. В 1669 г., работая в Мюнхене над вопросами горного дела, Бехер публикует работу «Подземная физика», в которой высказывает предположение о том, что за процессы плавления, горения и летучести ответственны универсальные элементы, «земли», соответственно, стеклующаяся, жирная и летучая. По Бехеру выходило так, что если какое-то тело способно плавиться, значит в нем содержится «стеклующаяся» земля, если горит – значит земля «жирная». Тогда получается, что, когда что-то горит, будь то дерево, смола или металлический порошок, то мы наблюдаем реакцию разложения тела, при которой его покидает субстанция, ответственная за горение. На тот момент звучало логично и в начале 18-го века теорию взялся развивать другой немецкий химик Георг Шталь. Похоже, именно он ввел для этой горючей субс

Сегодня мы снова заглянем в склеп гипотез и теорий. В 17-ом веке наука о материалах опиралась еще на представления о мистических эссенциях и флюидах. Не отставал от времени и незаурядный немецкий химик Иоганн Бехер.

В 1669 г., работая в Мюнхене над вопросами горного дела, Бехер публикует работу «Подземная физика», в которой высказывает предположение о том, что за процессы плавления, горения и летучести ответственны универсальные элементы, «земли», соответственно, стеклующаяся, жирная и летучая.

По Бехеру выходило так, что если какое-то тело способно плавиться, значит в нем содержится «стеклующаяся» земля, если горит – значит земля «жирная».

Тогда получается, что, когда что-то горит, будь то дерево, смола или металлический порошок, то мы наблюдаем реакцию разложения тела, при которой его покидает субстанция, ответственная за горение.

На тот момент звучало логично и в начале 18-го века теорию взялся развивать другой немецкий химик Георг Шталь. Похоже, именно он ввел для этой горючей субстанции термин «флогистон» (от греч. горючий).

Он систематизировал результаты наблюдений того, как флогистон покидает тела и сделал это убедительно, так что теория флогистона доминировала на протяжении почти всего 18-го века.

При этом возникает вопрос: куда же девается флогистон при горении? А он поглощается воздухом!

Это было придумано ловко. Сейчас мы знаем, что горение идет до тех пор, пока не сгорит всё тело, либо пока не сгорит весь кислород в воздухе вокруг. А в те времена, если горение заканчивалось, а тело еще не догорело, это объясняли тем, что воздух насытился флогистоном и больше в себя принять не мог. Надо нести новую порцию воздуха со склада.

Правда всё это время бельмом на глазу была одна нестыковочка.

Если мы сожгли деревянную палочку, то оставшаяся от нее зола была легче палочки, остальную массу унес флогистон, пока всё логично.

Но вот если мы прокалим в огне кусочек металла или подпалим металлический порошок, то масса этих объектов не только не уменьшится, а наоборот возрастет.

Неудобненький факт. О том, как разрешилось это затруднение, стоит сказать отдельно.