Мы живем в эпоху, когда интерес к мистике, магии, эзотерике колоссальный. Потому так важно сохранять здравомыслие. Паранормальные явления не про призраков и бесов, а про нас - нашу личность, нашу психофизилогию, наше мировоззрение. Что же говорят на эту тему ученые? Друзья, перевела для вас статью профессора психологии, неврологии, молекулярной вирусологии, иммунологии и медицинской генетики Гэри Венка.
"Посещаемость церкви резко снизилась, уменьшается число людей, интересующихся религией. Статистика по некоторым штатам демонстрирует самый низкий процент за всю историю наблюдений тех, кто сообщает о себе "я посещаю религиозные службы". Самое значительное падение посещаемости за последние 20 лет фиксируется у католиков США. В то же время вера в паранормальное становится все более распространенной: 75% верят в паранормальное, около 20% американцев утверждают, что они действительно видели привидение. Исследования показывают, что вера в паранормальное и религиозность характеризуются схожими состояниями мозга, которые также лежат в основе тревожности, склонности к внушению и фантазированию,
снижению критического мышления.
Почему атеизм и вера в паранормальное становятся все более популярными? Эволюционирует ли человеческий мозг от одной формы фантастических верований, принимая другую? Возможно. Нельзя игнорировать тот факт, что на протяжении многих тысячелетий религиозные верования, вера в потусторонний мир были устойчивой чертой мировых культур. Антропологи подсчитали: по крайней мере 18 000 различных богов, богинь, различных животных, предметов были почитаемы людьми с тех пор, как появился наш вид. Эволюция явно выбрала тот мозг, который способен принять лишенный рациональной логики мир сверхъестественных причин и существ.
Существуют атеисты, не верящие в потустороннее и не верующие в бога. Есть люди верующие. Отличается ли каким-то образом работа их мозга? Да. Есть разница в состоянии покоя (resting state brain), своеобразном "нейронном отпечатке", показывающем, какие области мозга участвуют в обработке эмоций, воспоминаний и мыслей. Результаты исследований показали, что верующие люди с большей вероятностью используют интуитивные и эвристические (основанные на практическом опыте) рассуждения. Неверующие используют более обдуманные и аналитические рассуждения, которые задействуют высшие корковые области (обработка сверху вних). Верующие с большей вероятностью интерпретируют информацию эмоциональным или интуитивным образом, называемым обработкой снизу вверх, задействуя более древние системы мозга. Точно так же (интуитивно и эмоционально) обрабатывают информацию люди, которые верят в сверхъестественную или паранормальную активность.
Последние данные свидетельствуют о том, что у религиозных фундаменталистов есть сеть областей мозга, расположенных в правом полушарии, которые могут быть повреждены травмой или просто унаследованы. Мышление верующих в паранормальное часто обусловлено интуитивными убеждениями. Анализ состояний мозга показал, что вера в паранормальное связана с пониженной мощностью альфа-, бета- и гамма-частотных диапазонов, что указывает на пониженный уровень ингибиторного контроля и критического анализа входящей сенсорной информации. Рост числа религиозных неверующих и верующих в паранормальное может быть реакцией на сдвиги в нашей культуре, когда объяснения природных явлений обрели характер научного знания, больше не связываются с вмешательством мифических существ. Сдвиг может указывать на то, что наш мозг требует некоторой формы веры в фантазию и что боги просто заменяются призраками.
References
Nash K et al (2022) Resting-state networks of believers and non-believers: An EEG microstate study. Biological Psychology, 169, https://doi.org/10.1016/j.biopsycho.2022.108283\
Narmashiri A et al (2023) Paranormal believers show reduced resting EEG beta band oscillations and inhibitory control than skeptics. Sci Rep. 13(1):12011. doi: 10.1038/s41598-023-39133-2. PMID: 37491576
Wenk, GL (2017) The Brain: What Everyone Needs to Know. Oxford University Press.
M.A. Ferguson, et al. A neural network for religious fundamentalism derived from patients with brain lesions. PNAS. 2024;121 (36):e2322399121. https://doi.org/10.1073/pnas.2322399121