Найти тему
Несбывшиеся мечты

Вселенная Disney, которая больше никогда не будет прежней.

Оглавление

Как один из крупнейших производителей детских развлечений, Disney уже давно находится в эпицентре американских культурных споров.

Disney долгое время пропагандировал очищенный и ностальгический взгляд на американскую историю. Беттманн / Getty Images
Disney долгое время пропагандировал очищенный и ностальгический взгляд на американскую историю. Беттманн / Getty Images

Либеральные критики упрекали компанию в поддержке гендерных стереотипов и использования расистских мотивов в своих произведениях, тогда как консерваторы обвиняли её в чрезмерной прогрессивности. В частности, споры разгорелись вокруг участия темнокожих актрис в ремейках «Русалочки» и «Белоснежки» и позиции компании по законам, касающимся обсуждения гендера и сексуальности в образовательных учреждениях Флориды.

Генеральный директор Disney Боб Айгер оказался в сложной ситуации, пытаясь справиться с критикой с обеих сторон. Однако это не первый случай, когда Disney сталкивается с общественными вызовами. Вспомним историю 30-летней давности, когда руководство компании решило создать тематический парк, посвященный американской истории.

Проект Disney’s America: попытка "диснейфикации" истории

С момента своего основания Уолт Дисней стремился показывать оптимистичный и очищенный взгляд на Америку. Этот подход отразился как в анимационных фильмах студии, так и в тематических парках, таких как Диснейленд. Однако в 1993 году, когда Disney объявила о планах создания парка «Disney’s America» за пределами Вашингтона, вспыхнули ожесточённые дебаты.

Бывший генеральный директор Disney Майкл Эйснер, сидящий слева, появляется с бывшим президентом Рональдом Рейганом на параде Disney World в 1990 году. Майк Гастелла / Getty Images
Бывший генеральный директор Disney Майкл Эйснер, сидящий слева, появляется с бывшим президентом Рональдом Рейганом на параде Disney World в 1990 году. Майк Гастелла / Getty Images

Парк планировался как площадка, состоящая из девяти тематических зон, каждая из которых представляла ключевые моменты американской истории, такие как Гражданская война, индустриальная революция и Великая депрессия. На первый взгляд, идея выглядела вполне подходящей для музея. Однако критики были обеспокоены тем, как Disney намерена представить сложные и противоречивые моменты истории — от рабства до геноцида коренных народов. Особенно тревогу вызывало то, что история, рассказанная через призму развлечений, может искажать реальность.

Реакция общественности и историков

Заявление о создании парка вызвало широкий резонанс. Группа историков, возглавляемая Дэвидом Маккалоу, выступила с критикой проекта. Они опасались, что парк, находящийся вблизи исторического места битв Гражданской войны в Манассасе, станет источником упрощенных и поверхностных интерпретаций важных событий.

Планы Disney’s America предполагали создание аттракционов, которые могли бы искажать и романтизировать трудные страницы американской истории. Например, иммиграция предполагалась в форме кукольного шоу с участием Лягушонка Кермита. Такого рода развлекательные интерпретации вызывали опасения относительно исторической достоверности и уважения к тем, кто пострадал от угнетения.

Политическая реакция и отказ от проекта

Компания столкнулась с серьезным давлением со стороны общественности, политиков и активистов. Вскоре проект столкнулся с финансовыми и административными трудностями. В 1994 году Disney приняла решение отказаться от амбициозного плана, официально закрыв проект Disney’s America. Однако некоторые элементы парка позже были реализованы в других тематических парках Disney.

Disney продолжает находиться в центре культурных войн и сегодня, стараясь балансировать между традиционными ценностями и новыми вызовами общества. Попытка «диснейфикации» истории США показала, что даже самая влиятельная медиакомпания не может игнорировать критиков, особенно когда дело касается важнейших исторических тем.