Найти тему
Мужские Мысли

Взгляд внутрь души: «Прогулка заключённых» Винсента Ван Гога

Когда мы говорим о Винсенте Ван Гоге, перед нашим мысленным взором встают яркие подсолнухи, меланхоличные кипарисы и, конечно же, драматичные образы изнуренных трудом и страданиями крестьян и рабочих. Одной из самых известных картин, на которой запечатлены заключённые, является «Прогулка заключённых».

Винсент Ван Гог. "Прогулочный двор для заключенных". 1890. Холст, масло. 80 x 64 см. Музей имени Пушкина, Москва.
Винсент Ван Гог. "Прогулочный двор для заключенных". 1890. Холст, масло. 80 x 64 см. Музей имени Пушкина, Москва.

На этом полотне, выполненном в сине-зелёных оттенках, мы видим тюремный двор, по которому по кругу обречённо движутся заключённые. Кажется, что они давно потеряли надежду на свободу и теперь просто влачат своё существование. Ван Гог смог передать атмосферу безысходности и отчаяния, которая витает в воздухе этого мрачного места.

Интересно, что сам художник провёл в психиатрической лечебнице более полутора лет, и, возможно, в «Прогулке заключённых» он отразил свои собственные переживания и эмоции. Картина была написана в 1890 году, когда Ван Гог находился в лечебнице Сен-Поль в Сен-Реми-де-Прованс. Это было непростое время для художника, но именно здесь он создал одни из самых ярких и запоминающихся своих работ.

Интересно, что Ван Гог часто обращался к теме заключённых и тюрем в своих работах. Он видел в них не просто место лишения свободы, но и символ человеческого страдания и отчаяния. Художник стремился показать, как тяжело может быть тем, кто оказался в тюрьме, и как важно проявлять к ним сочувствие и понимание.

«Прогулка заключённых» — это картина, созданная Винсентом Ван Гогом в феврале 1890 года. Она представляет собой копию гравюры «Острог» Гюстава Доре, которая была выполнена в 1872 году для книги Б. Жерральда «Лондон».

По мнению художника, эта картина символизирует замкнутый круг жизни, который повторяется снова и снова. Центральная фигура на переднем плане выделяется своей индивидуальностью на фоне остальных заключённых, чьи лица изображены лишь несколькими мазками. В этом персонаже можно разглядеть черты самого Ван Гога.

В конце декабря 1888 года у Ван Гога случился первый приступ душевной болезни. Вскоре припадки стали повторяться, и он добровольно отправился в психиатрическую лечебницу Святого Павла, которая находилась в бывшем августинском монастыре Сен-Реми недалеко от Арля. В этой лечебнице художник провёл с мая 1889 по май 1890 года, где директор доктор Пейон вместе с братом Тео старались создать все условия для его работы.

Находясь в больнице, Ван Гог не мог рисовать с натуры, поэтому он начал использовать литографии, гравюры и чёрно-белые репродукции других художников в качестве натуры для своих произведений. В частности, в этот период он делает копии с гравюр Милле, Рембрандта, Делакруа и Домье.

Однажды он попросил брата Тео прислать ему гравюру «Каторга» Регаме, но, видимо, Тео не смог её достать. Тогда Ван Гог начал работу над картиной по сюжету гравюры «Острог» Гюстава Доре, созданной для книги Б. Жерральда «Лондон» (1872).

На гравюре Г. Доре изображён шестиугольный двор Нью-Гейтской тюрьмы, в котором происходит так называемый «парад заключенных». Суть этого «парада» заключалась в том, что преступников много раз проводили перед сыщиками, чтобы те могли хорошо запомнить их лица.

Ван Гог воспроизвёл гравюру с некоторыми изменениями:

  • Задняя стена стала гораздо уже, создавая впечатление, что стены стиснули человеческий круг.
  • На гравюре действие происходит в шестиугольном дворе, а у Ван Гога, за счёт уменьшения задней стены, двор становится четырёхугольным.
  • У Доре плиты пола и кирпичи в стенах вычерчены с предельной точностью. Ван Гог отказывается от геометричности, благодаря разнонаправленным штрихам.
  • На картине цвета из бледных вверху превращаются в густые, мрачные и холодные внизу.

Глядя на «Прогулку заключённых», мы можем почувствовать глубину переживаний Ван Гога и понять, что он стремился не просто запечатлеть мрачную картину тюремной жизни, но и привлечь внимание общества к проблемам заключённых. Он хотел показать, что они такие же люди, как и мы, и заслуживают уважения и понимания.

Картина «Прогулка заключённых» стала одним из самых ярких примеров творчества Винсента Ван Гога. Она напоминает нам о том, что даже в самых мрачных и безнадёжных ситуациях можно найти красоту и глубину. И, возможно, именно поэтому она продолжает привлекать внимание зрителей со всего мира.

О нём

Винсе́нт Ви́ллем ван Гог (30 марта 1853, Зюндерт, Северный Брабант — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз) — нидерландский живописец и график, один из главных представителей постимпрессионизма, оказавший влияние на живопись XX века. Создал более 2100 произведений, включая около 870 картин маслом. Среди них портреты, автопортреты, пейзажи, натюрморты и панно с изображением оливковых деревьев, кипарисов, полей пшеницы и подсолнухов. При жизни был практически обойдён вниманием критиков.

Винсент Виллем ван Гог — известный художник, родившийся в 1853 году в городе Зюндерт и ушедший из жизни в 1890 году в Овер-сюр-Уаз. За свою недолгую жизнь он создал более 2000 картин, среди которых были портреты, автопортреты, пейзажи, натюрморты, а также полотна с изображениями оливковых деревьев, кипарисов, пшеничных полей и подсолнухов. К сожалению, при жизни его работы не были оценены по достоинству.
Винсент Виллем ван Гог — известный художник, родившийся в 1853 году в городе Зюндерт и ушедший из жизни в 1890 году в Овер-сюр-Уаз. За свою недолгую жизнь он создал более 2000 картин, среди которых были портреты, автопортреты, пейзажи, натюрморты, а также полотна с изображениями оливковых деревьев, кипарисов, пшеничных полей и подсолнухов. К сожалению, при жизни его работы не были оценены по достоинству.

Родился в семье пастора Теодора ван Гога и Анны Корнелии Карбентус. Был вторым из семи детей, названным в честь деда по отцовской линии. Его брат Тео родился через четыре года, а братья Кор и Вил — через два. Домашние помнили Винсента как своенравного и трудного ребёнка со «странными манерами», за что его часто наказывали. Он был тихим, серьёзным и задумчивым, редко играл с другими детьми. Соседи, напротив, отмечали его дружелюбие, сострадательность и скромность. В детстве учился дома, затем в интернатах Зевенберген и Тилбург. В 1868 году бросил школу и вернулся домой.

В 1869 году поступил на службу в фирму Goupil & Cie в Гааге, где получил необходимое обучение в качестве продавца. В 1873 году переехал в Лондон, где влюбился в Евгению Лойер, но она отказала ему. После этого он потерял интерес к работе и обратился к Библии. В 1874 году работал в Париже, где начал пробовать свои силы в живописи. В 1876 году был уволен из-за плохой работы, несмотря на покровительство родственников.

В Англии работал учителем, затем помощником пастора, читал проповеди. В Нидерландах работал в книжном магазине, делал наброски и переводил Библию. В 1877 году уехал в Амстердам, готовился к экзамену в университет, но бросил занятия. Прошёл курс проповеди в Протестантской миссионерской школе в Лакене.

В Бельгии был миссионером в посёлке Патюраж, но отказался от обучения из-за платы. В Гааге познакомился с Христин, переехал с ней в Дренте, где жил в хижине и рисовал пейзажи. В Гааге и Дренте его ранние работы относятся к реализму.

В 1880 году переехал в Брюссель, начал учиться в Академии изящных искусств, но бросил через год. В Гааге писал портреты и натюрморты, копировал литографии Шарля Барга. В Дренте занимался живописью, рисовал крестьян и пейзажи.

В 1886 году уехал в Арль, где встретил Поля Гогена. Они жили вместе в Париже, но Гоген умер в 1891 году. В 1890 году переехал в Овер-сюр-Уаз, где написал несколько картин и умер от болезни.

Материалы по теме