В мире искусства есть произведения, которые становятся настоящими вехами, меняя представление о живописи и оставляя неизгладимый след в истории. Одним из таких шедевров является картина Пабло Пикассо «Кружка пива (Портрет Хайме Сабартеса)», написанная в 1901 году.
Пабло Пикассо, гениальный испанский художник, известен своими инновационными подходами к живописи и смелыми экспериментами с формой и цветом. Он не боялся выходить за рамки традиционного искусства, создавая произведения, которые вызывали смешанные чувства у публики и критиков. Однако «Кружка пива» стала настоящим прорывом, который потряс мир искусства.
На портрете изображён Хайме Сабартес, друг и соратник Пикассо, который был не только поэтом, но и важным источником вдохновения для художника. Пикассо запечатлел Сабартеса в непринуждённой позе, держащим в руках кружку пива. Новаторство этого произведения заключается в том, что Пикассо отказался от традиционных канонов портрета, создавая нечто совершенно новое и уникальное.
Вот что писал о нём Сабартес в своих воспоминаниях:
«Пикассо изобразил меня таким, каким он увидел меня в кафе. Когда я приехал, холст стоял лицом к стене. Ставя его на мольберт, я был поражён, увидев себя таким, каким он запечатлел меня в какой-то краткий миг моей многогранной жизни. Я пристально вглядываюсь в холст и понимаю, почему мой друг был обеспокоен: это спектр моего одиночества, видимый извне. Мой взгляд растворяется во тьме, которую я не могу преодолеть, моя мысль ускользает. Мысль и взгляд сливаются в пустоте, чтобы потеряться в ней, потому что мой взгляд — взгляд близорукого человека, и мысль моя не может преодолеть это...»
Вместо того чтобы сосредоточиться на деталях лица и фигуры, Пикассо сконцентрировался на передаче атмосферы и настроения. Он использовал яркие цвета и смелые мазки кисти, создавая динамичный и экспрессивный образ. Лицо Сабартеса на портрете выглядит живым и эмоциональным, словно художник стремился передать не только внешний облик, но и внутренний мир своего друга.
«Кружка пива» стала настоящим вызовом для публики, привыкшей к более традиционным портретам. Она вызвала бурные дискуссии и споры, но в то же время привлекла внимание к таланту Пикассо и его новаторскому подходу к искусству.
Эта картина, написанная в начале голубого периода, некоторое время находилась в мастерской на улице Клиши, а затем переходила из рук в руки, пока не оказалась в коллекции Щукина. Часто копируемая, она иногда носит название «Кружка пива» (Le bock).
Пикассо, который не любил видеть себя ни в зеркале, ни на фотографии, с удовольствием смотрит на этот портрет. Он утверждал, что это его первый портрет, написанный маслом.
Рентгенологическое исследование показало, что для работы над портретом Пикассо использовал один из своих старых холстов с изображением сидящего ребёнка.
Этот портрет стал отправной точкой для дальнейшего развития Пикассо как художника. Он продолжал экспериментировать с формой и цветом, создавая всё более смелые и инновационные произведения. Но «Кружка пива» остаётся одним из самых значимых и влиятельных портретов в истории искусства, демонстрируя, как можно выйти за рамки привычного и создать нечто уникальное и потрясающее..
О нём
Будущий художник Пабло Пикассо родился в 1881 году в Малаге. Его полное имя при крещении было Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано (Криспиниано) де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо. Фамилия Пикассо, которую он приобрёл известность, имеет итальянские корни. Его прадед по материнской линии, Томмасо, переехал в Испанию из Сори, что в провинции Генуя, в начале XIX века.
В доме на площади Мерсед в Малаге, где родился Пикассо, сейчас находится музей и фонд его имени.
Пикассо начал рисовать с раннего детства, и его первые уроки рисования он получил от своего отца, Хосе Руиса Бласко. Вскоре он стал проявлять большой талант в этом деле. В 8 лет он написал свою первую серьёзную картину маслом под названием «Пикадор», с которой он не расставался на протяжении всей своей жизни.
В 1891 году его отец получил должность преподавателя рисования в Ла-Корунье, и семья переехала на север Испании, где Пикассо начал обучение в местной школе искусств (1894-1895).
Затем семья переехала в Барселону, и в 1895 году Пикассо поступил в школу изящных искусств Ла-Лонха. Несмотря на то, что ему было всего 14 лет, он был слишком молод для поступления в школу, но его отец настоял на том, чтобы он сдал вступительные экзамены на конкурсной основе. Пикассо успешно сдал все экзамены и был принят в школу. Сначала он подписывался своим именем по отцу, Ruiz Blasco, но затем выбрал фамилию матери, Picasso.
В начале октября 1897 года Пикассо уехал в Мадрид, где поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. В Мадриде он использовал своё время в основном для изучения коллекции музея Прадо, а не для учёбы в академии с её классическими традициями, которые ему казались скучными.
В Барселону Пикассо вернулся в июне 1898 года, где он вступил в художественное общество «Els Quatre Gats», известное своим богемным кафе с круглыми столами. В этом кафе в 1900 году прошли его первые персональные выставки. В Барселоне он сблизился со своими будущими друзьями Карлосом Касагемасом и Хайме Сабартесом, которые впоследствии стали персонажами его полотен.
В детстве мать Пикассо рассказывала ему сказки, которые она придумывала, используя эмоции от прошедшего дня. Пикассо говорил, что эти сказки пробудили в нём желание творить, используя эмоции одного дня.
В 1900 году Пикассо со своим другом, художником Касагемасом, отправился в Париж, где посетил Всемирную выставку. Именно там он познакомился с творчеством импрессионистов. Его жизнь в это время была сопряжена со многими трудностями, а самоубийство Касагемаса в 1901 году глубоко потрясло молодого Пикассо.
В этих обстоятельствах в начале 1902 года Пикассо начал писать в стиле, который впоследствии был назван «голубым» по периоду его творчества в Барселоне в 1903-1904 годах. В работах этого времени ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали. Движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя. В палитре мастера преобладают оттенки синего цвета. Отображая человеческие страдания, Пикассо в этот период рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток. Их бледные, отчасти удлинённые тела на картинах напоминают работы испанского художника Эль Греко.
Произведение переходного периода от «голубого» к «розовому» — «Девочка на шаре».
В 1904 году Пикассо поселяется в Париже, где он находит пристанище в общежитии для бедных художников Бато-Лавуар. Начинается «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменяются образами из более живого мира театра и цирка. Художник отдаёт предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами становятся бродячие артисты — клоуны, танцовщики и акробаты. Картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов.
От экспериментов с цветом и передачи настроения Пикассо обратился к анализу формы. Сознательная деформация и деструкция натуры, односторонняя интерпретация системы Сезанна и увлечение африканской скульптурой приводят его к новому жанру. Вместе с Жоржем Браком, которого он встретил в 1907 году, Пикассо становится родоначальником кубизма — художественного направления, отвергающего традиции натурализма и изобразительно-познавательную функцию искусства.