Найти тему

Как мама приобщала особенного ребенка к изобразительному искусству

Оглавление

Не смею утверждать, что отсутствие способностей к рисованию - это непременная черта любого ребенка с особенностями развития: в частности ребенка с ментальными нарушениями.

Бывает и наоборот! Среди людей, мягко говоря, "не очень психически стабильных", могут найтись шикарные художники, которые не только способны видеть окружающий мир очень глубоко и детально и замечать такие вещи, на которые обычный человек не обратит внимание, но и изобразить это так виртуозно и восхитительно, что люди, которые потом видят его произведения, становятся чуть ли не загипнотизированными.

Но ведь я говорю не о профессиональных художниках и не о тех, кто имеет хоть какой-то опыт в рисовании. И даже не о тех, кто хотя бы несколько раз в жизни брал в руки карандаш или кисть, прекрасно зная, для чего они нужны.

Я говорю о детях, которые, ввиду своих ментальных нарушений, попадают в стационары нашего специализированного социального учреждения для детей с ОВЗ. А за те три недели комплексного курса медицинских и психолого-педагогических "мероприятий" они также посещают различные творческие кружки (как раз в том отделе и в том кабинете, где я сама работаю).

Кружки? Творчество?

Конечно, многие мои дорогие читатели, заходя ко мне в гости, не перестают удивляться: как? Как вообще ментально тяжелые дети, которые порой и обращенную речь не понимают, и по партам с визгами скачут, и руки свои съесть пытаются - а их вдруг в кружки пихают вместо того, чтобы вплотную окружить их "чисто медицинской заботой".

Но так уж велит их программа социальных услуг. И ослушаться её - педагоги не имеют права. А что-то там менять, сокращать и упразднять - можно только с согласия родителя или любого законного представителя.

Т.е., это значит, что педагог (допустим, по лепке) не может отказать ребенку в занятиях, даже если тот ребенок только и делает, что ест пластилин или засовывает его в нос. А понять инструкцию педагога и объяснение, ЧТО вообще нужно делать с пластилином - ребенок не может ввиду ментальных нарушений. А не потому что педагог плохо объясняет или не умеет держать дисциплину! (не забудем, что при этом педагог должен оставаться гуманнейшим существом, спокойным, терпеливым и невозмутимым).

И тут единственное, что может спасти положение (и ребенка, и педагога) - это здравый смысл и мудрость его родителя, который объективно оценивает (не)способность его ребенка к творчеству… А какое, по сути, может быть там творчество, если ребенок даже не отличает ночной горшок от барабана, а тапочки - от вентилятора. Главное - все это с визгом накидать в кучу и спрятаться под стол…

Одни мамы - поймут и печально вздохнут. А другие - поведут ребенка на занятие и скажут:

- Вы не думайте! Он дома всё делает: и рисует, и лепит, и клеит, и на гитаре играет. А то, что он сейчас такой - так мы просто сегодня ночью плохо спали.

В общем, всякое бывает. И на наших кружковых занятиях - то и дело можно нарваться на нечто интересное. И вот эти "интересности" (из личного интереса, если кому-то реально интересно) я собираю и делюсь ими с дорогими читателями (здесь должен быть добрый смайлик).

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Даник

Мальчик из стационара, 5 лет, ментальные нарушения.

Не разговаривает, простые просьбы и задания - не выполняет, самостоятельно ничего делать не может: туалет, еда, одевание - всё только с маминой помощью.

Но мама - молодец.

Во-первых, Даник очень опрятный и чистенький ходит. Во-вторых, это редкие люди, которые приходят на занятия и процедуры точно по расписанию и ровно к нужному времени. Такие редкие люди, которые не будут ломиться в дверь за 10 минут до урока и кричать: "Мы уже пришли, возьмите нас прямо сейчас!" И не будут требовать возместить пропавшее занятие, если они сами проспали или прогуляли!

О, даже было такое, что мамочка однажды сама к дефектологу заранее подошла и предупредила:

- Вы уж извините, у нас через 20 минут должно быть занятие с вами, но мы не придём. Даник прямо на ходу засыпает… наверное, я уложу его сейчас, пусть лучше поспит.

Правильно! Если организм ребенка требует сна, то зачем сопротивляться? В этом случае отдых принесет здоровью ребенка гораздо больше пользы, чем вымученное занятие, которое еще больше его утомит и заставит нервничать.

А нервничает Даник довольно часто!

Хнычет, ноет, издаёт гнусавые протяжные звуки, сморщив чуть ли не всё лицо! И "стереотипяшки" сразу вылезают: кисти рук крутятся-трясутся на уровне носа. Потом (вот обязательно!) в это время его рука дёрнется ближе в сторону лица и шлёпнет по носу или по щеке. А потом, уже от боли, Даник начнет не просто хныкать, а по-настоящему плакать.

Но хоть спасибо на том, что не дерется и не кусается. И предметы не расшвыривает.

А насчет того пропавшего занятия с дефектологом? Вот, кстати, меду прочим... Именно из-за того, что мамочка сама подошла, вежливо предупредила и обратилась уважительно и по-человечески, дефектолог тоже решила ответить по-человечески: предложила прийти на занятие сразу после полдника, когда у нее будут лишние 20 минут до очередного урока.

Даник на ИЗО

Занятие - индивидуальное. Ведет моя коллега - соседка по кабинету.

По плану - рисование веселой улыбающейся груши с глазками. Акварелькой "по-сырому". Сначала намазать грушу внутри контура водой (толстой кисточкой), а потом, обмакивая кончик в разные оттенки зеленой краски, "размыть" по груше цвет. Интересно, прикольно… мне в детстве такое "заходило".

А Данику - никак не "заходит". Он-то даже не понимает, что такое "груша", что такое "краска", что вообще он здесь делает и зачем его мамка затолкала в эту странную комнату с непонятными тётками.

Кисть в руку - не берёт, со стульчика - постоянно подрывается, тряся руками. Попыталась коллега попробовать вместе с ним порисовать (рука в руке) - так он вырывает руки и плачет еще громче. На уговоры и сюсюканье - не поддается.

Где-то минут 15 поиграл в "муляжную" грушу (раз в минуту её роняя), а потом забился в уголочек и хныкал там.

Коллега поняла, что дальше "мурыжить" ребенка просто нет смысла, и вынуждена была вывести его в коридор к маме. И то, когда она его попыталась взять за ручку, он опять начал дрожать и руками трясти. И тогда она просто открыла дверь, а уже мамочка его сама позвала.

А когда они вышли в коридор, мама спросила:

- Что, не стал? Никак? Ой, жаль… а я так хотела, чтобы он хотя бы попробовал.

Потом, немного погодя, мама говорит коллеге:

- Ой, а вы знаете, как надо было? Мы обычно с его папой вот как делаем! Когда Даник начинает нервничать, надо тоненько-тоненько так сказать ему "пиии-рррр!" Вот прямо так: нежно за ручку взять, посмотреть в глаза и произнести: пиии-ррр!

Ого! Ну это все, конечно, занятно, но, блин, почему бы не предупредить об этом педагога еще перед занятием? А, хотя ладно, это я так, ворчу.

Ну, коллега всякое тоже по жизни видала, но всё равно удивилась. Спрашивает маму:

- А что за "пир" такой загадочный? И почему именно пир?

А мама - машет руками, улыбается и отвечает:

- Нет, нет, вы неправильно произносите. Не просто "пир" и своим голосом, нееет… Надо тоненько, как птичка!

И тут... мамочка "скорчивает" совершенно ангельское личико, прищуривает глаза, растягивает рот в улыбке и, чуть ли не на октаву выше собственного голоса (но негромко!) пищит:

- Пииии-ррррр!

Потом еще пару раз повторяет…

Йошкин дрын! Вот честно, если со стороны понаблюдать то можно даже испугаться и подумать: а где я вообще нахожусь? А я точно сейчас в сознании? Или вижу какой-то странный сон? Или пришла на спектакль странного жанра?

Ну, как бы объяснить…

Если посмотреть со стороны…

Две нормальные, приличные, симпатичные женщины лет сорока. Стоят и общаются. Ну, вполне себе обычное зрелище.

Если у этой "сцены" отключить звук - то вообще замечательно: можно подумать, что дамы, с такими одухотворенными, культурными лицами, обсуждают особенности вокала Л.В. Собинова во время исполнения арии Ленского.

А включишь звук - а там "пиии-рррр!" Прямо не знаешь, стоять или падать, смеяться или плакать.

Коллега - не только внешне, но и словами старается не выражать "неоднозначные" эмоции и говорит маме:

- А давайте вы на следующий урок, в среду, придете вместе с Даником. И тогда покажете мне, как ЭТО работает.

И мама - соглашается.

Испытание метода

Итак, очередное занятие по ИЗО у Даника. Пытаются "добить" эту несчастную грушу, начатую на прошлом занятии.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Мама - сдержала обещание и сидит за партой рядом с ним. Даня - ведет себя как Даня (ничего нового): такие же подпрыгивания, стоны и "стереотипия". Ноги - пляшут, руки - машут… и кисточку держать не хотят!

А мамочка - обнимает его и чуть ли не лицом к лицу к нему, тоненько-тоненько:

- Пиии-рррр! Да, да, Данечка, пиии-рррр! И-хи-хи, моя умница, пиии-ррр!

И? Ну что?

Конечно, "невероятного чуда" не произошло, и Даня - не бросился тут же писать профессиональные натюрморты с грушами всех цветов и размеров в красивых вазах…

Но зато! Он перестал хныкать и трястись, даже немножко заулыбался. А еще - будто бы расслабился и дал руки "чужой тёте" (коллеге), и она с ним, рука в руке, таки смогла раскрасить грушу! При этом, как говорила коллега, он даже кое-где сам кисть направлял, а она - уже его останавливала (чтобы за контур не вылез).

Так что, будем считать, что занятие удалось!

Кто-то, наверное, подумает: вот же ж "дурдом на выезде" - взрослым тёткам над ребенком стоять и "пиркать"!

Ну, может и дурдом, но как по мне - так лучше пару раз пропищать "пиии-рррр", чем умолять, уговаривать, плясать на столе с маракасами или и вовсе уворачиваться от зубов или летящих кубиков. И что есть это" пиииррр": пароль, ритуал, мантра, или даже волшебные слова типа "ахалай-махалай" - уже и не так важно.

Вам же, дорогие читатели, вдохновения и энтузиазма.

А я - порадуюсь Вашим верным визитам, добрым лайкам и новым подпискам