К сожалению, как я уже говорил ранее в статье про Бургундию (https://dzen.ru/a/ZvaheIiEvxDQwlH5), школьный или общевузовский курс истории физически не способен вместить в себя знания и данные, помимо основных регионов и действующих лиц. Или пришлось бы расширять часы истории и убирать всякие странные предметы, вводимые ныне, но это уже другой разговор.
Меж тем, далеко на западе Европы, на ее оконечности, лежит полуостров, который имеет богатейшую историю и является древнейшим регионом Франции не только в плане археологии, но и в плане палеонтологии. Он образовался еще аж до палеозойской эры, что определенно древнее всех соседних регионов. Есть множество мифов и легенд (например, легендарный лес Бросселиандр был написан с прототипа в виде Пемплонского леса, огромного лесного массива на этой земле), которые берут начало именно здесь.
Бретань. Не случайно название этого региона так созвучно с Британией — когда-то бритты массово переселялись сюда с островов еще во времена Римской империи. Именно про эту почти забытую в общем курсе истории землю мы и поговорим.
ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД, ЛЕГЕНДЫ
Еще до возникновения цивилизации, письменности и надежных источников, на этой земле уже кипела разумная жизнь. Исключительно большое количество мегалитических (каменных, выполненных вручную) сооружений обнаружили в Барненесе, Гаврини, Карнаке. Есть свидетельства, что уже тогда обнаружены сходства культурных памятников Бретани и островной Британии, что лишь подтверждает статус полуострова, закрепившийся за ним в веках: он стал связующим звеном между материком и северным архипелагом.
Первые подтвержденные данные о проникновении кельтов с Британии в эти земли относят к 6-4 векам до нашей эры, поначалу слабый ручеек переселенцев превратился в полномасштабную колонизацию (в основном из-за вторжения саксов и других германцев на острова), с внедрением обработки железа и укоренением множества кельтских общин и племен. Именно тогда, как считается, возник народ бретонцев — абсолютно обособленная культура, которая имеет черты как бриттов-кельтов, так и местных покоренных мелких племен галлов, а также (позже) франков.
К сожалению, об истории полуострова с 4 века до нашей эры и вплоть до Великого переселения народов в 4-5 веках нашей эры нет никаких точных, достоверных данных, кроме мелких дрязг местных вождей и взаимных набегов, чему есть множество источников и подтверждений. Римляне слабо контролировали регион, что позволило бретонцам развиваться почти без выплаты дани, многие из местных вождей даже не знали, что по факту являются подданными Рима. Римляне называли эту землю Арморикой (от сочетания, переводимого как "по морю"), и держали здесь достаточно слабые гарнизоны.
Помимо того, что бретонские племена активно торговали с Британскими островами, а также того, что их земля была связующим узлом между континентом и Северным морем, почти ничего более о тех временах не известно.
РАНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ, ВОЗВЫШЕНИЕ
С франками у бретонцев отношения не заладились сразу же: во времена Великого переселения народов, когда франки расширяли свое влияние до непосредственно Бретани, бретонцы уже существовали как обособившиеся от кельтов с островов племена, разрозненные, однако довольно воинственные.
Поначалу франки пытались вторгнуться на полуостров, однако очень плотные, непролазные дебри, удаленность большинства племен от немногих оставшихся от римлян дорог, а также постоянные налеты местных, быстро отвадили их. Какое-то время полуостров оставался нетронутым франкской экспансией.
На протяжение 5-8 веков франки активно укрепляли границу, включая город Нант — древнее галльское поселение, укрепленное еще римлянами, в исключительно выгодном положении в устье реки Луара. Здесь же они основали Бретонскую марку, маркграфом которой, судя по всему, был известный и легендарный Роланд. Долгое время франки оборонялись от набегов "дикарей"-бретонцев, которые неоднократно пытались прорвать Бретонскую марку и вторгнуться во Франкию.
В конце концов, к концу 8 и началу 9 века нашей эры, после нескольких болезненных поражений от рук бретонцев, король франков Карл II Лысый из династии Каролингов и местный крупный вождь и землевладелец Эриспоэ заключили договор в Анже, по которому Бретань становилась признанным отдельным королевством.
После смерти Эриспоэ его наследник Саломон расширил могущество королевства, подчинив себе по Компьенскому договору 867 года часть Нормандии, западный Анже, Нант, а также продвинувшись на восток по долине Луары. Считается, что именно этот правитель был канонизирован в Бретани как святой Соломон. Однако он был убит мятежными дворянами, которые начали кровавую междоусобицу, продолжавшуюся до 874 года.
Долго мир не продлился, и уже после смерти очередного короля Алена I Бретань попала под вассальную зависимость от правителей Нормандии, которые, в свою очередь, были вассалами королей Западной Франкии (да, Франции тогда еще не было). Лишь в 930 году Бретань сумела из-за нестабильности при дворе сюзерена вновь обособиться, став де-факто независимым герцогством.
Не путайте: нормандцы — жители Нормандии, области на севере Франции, когда-то были скандинавами, но ассимилировались с местным населением; норманны — жители Скандинавии, чаще всего имеются ввиду датчане или норвежцы.
СРЕДНИЕ ВЕКА, ГЕРЦОГСТВО БРЕТАНЬ
После смерти в 907 году короля Алена I королевство Бретань пало под ударами норманнов (уже началась "эпоха викингов"), однако это были неорганизованные рейды. В 913-931 годах Бретань заняли куда более организованные норманны под предводительством вождей Рагенольда, Фелекана и Инкона. В 931 году соседние графы-франки пытались освободить Бретань, но без успеха. В 931-937 годах герцог Вильгельм Длинный Меч, правитель Нормандии, завоевал области восточной Бретани и присвоил себе титул герцога Бретани, вернув власть над этим регионом. Однако продвинуться дальше на запад ему не удалось.
В то же время на западе, на самом полуострове, новый правитель бретонцев Ален II, внук прежнего короля Алена I, пытался восстановить свои земли после разорительных набегов и рейдов викингов. Однако ему не удалось сделать этого из-за крайне ограниченных средств и сил, находившихся в его руках, так что его смерть в 952 году, а позже смерть его сына Дрого в 958 году (умер при невыясненных обстоятельствах) породила серию дрязг, кривотолков и междоусобиц.
Очень долгое время де-факто независимое герцогство Бретань участвовало в различных феодальных интригах, маневрах, союзах и увертюрах. В конце концов, знатный бретонский дом де Корнуай путем хитрой политической игры и династических браков сумел захватить власть над Бретанью в начале 11 века.
Из-за запутанной и сложной системы наследования, по которой часть земель передавалась младшим сыновьям, тогда как главный титул наследовался старшим, а также из-за вмешательства королей Англии из дома Плантагенетов, к 1156 году Бретань стала де-факто марионеточным герцогством под властью английской короны. Король Генрих II сначала женил своего сына на дочери местного герцога из дома де Корнуай, а потом вынудил герцога отказаться от престола, по факту присвоив титул себе и присоединив его к Анжуйской империи.
После того, как сын Генриха, Жоффруа, официально женился на герцогине Констанции, дочери старого низложенного герцога, Бретань перешла под его управление. Начиная с Жоффруа, герцоги Бретани приносили оммаж (феодальную клятву) королям Франции (но чаще перенося его на короля Англии, как более "законного" сюзерена), однако это продлилось не долго. В 1203 году второго и последнего герцога из Плантагенетов, Артура I, пленил и казнил родной дядя, узурпатор английского престола Иоанн Безземельный, пытаясь избавиться от любой угрозы со стороны наследия своего брата.
Воспользовавшись ситуацией, французский король Людовик VIII посадил на трон герцогства лояльного ему дворянина Пьера I Моклерка де Дрё, чей дом на долгие годы установил власть над этой землей. Путем династического брака с единственной дочерью убитого герцога Артура I, Пьер стал новым легитимным правителем Бретани.
К всеобщему удивлению, он путем хитрых интриг, военного мастерства и развития экономики вывел герцогство из-под влияния и Англии, и Франции, захватил соседнее графство Пентьевр, а также построил знаменитый замок герцогов в Нанте. Впрочем, Пьер скончался во время Седьмого крестового похода в 1250 году от ран.
Сложная ситуация и смерть последовательно нескольких законных наследников из дома де Дрё, а также смерть последнего законного герцога Жана III, не оставившего наследников, вызвали в 1341 году войну за Бретонское наследство, в которой, с одной стороны, участвовала Жанна де Пентьевр (и ее муж Жан II де Монфор), с другой же стороны — Жанна Фландрская (и ее муж Карл де Блуа).
Ситуация усугублялась еще и тем, что несколько лет назад началась Столетняя война. Эдуард III, король Англии, объявил притязания на французский престол, и потому Жан де Монфор принес оммаж (клятву верности) ему, в то время, как Карл де Блуа поклялся в верности французскому королю Филиппу VI, приходившемуся ему дядей.
Война шла с попеременным успехом, поначалу французам удалось взять в плен Жана де Монфора и усадили на трон герцогства Карла де Блуа, однако уже спустя год, в 1342, англичане высадились в Бресте и одним броском захватили герцогство, пленив Карла де Блуа и его жену Жанну Фландрскую, которая сошла с ума от потрясений и заключения.
Этот этап столкновения закончился в 1343 году перемирием, во время которого Бретань вздохнула с облегчением в мире, однако статус кво длился не слишком долго: после поражения французской армии в битве при Оре в 1364 году и заключения в 1365 первого Герандского договора к власти в герцогстве пришел сын Жана II де Монфора, Жан IV Храбрый, который сразу же подписал военный союз с Англией, силами которой и пришел к власти.
После Герандского договора и подавления ряда мелких восстаний, герцогство Бретань установило полный нейтралитет в Столетней войне, и процветало в мире в то время, как вокруг бушевал хаос. Однако ситуация повторилась вновь: в 1488 году, после почти столетия мира, умер последний законный герцог Франциск II, не оставив законных наследников мужского пола. Ему наследовала его дочь Анна... И знаете, что? Это опять случилось.
ВТОРАЯ ВОЙНА ЗА НАСЛЕДСТВО И КОНЕЦ НЕЗАВИСИМОСТИ?
Да-да, снова повторялась ситуация 1341 года, но уже спустя более чем сто лет, в 1488 году. Новая герцогиня Бретани, Анна, была обещана в жены императору Священной Римской империи Максимилиану фон Габсбургу, однако он не спешил на свадьбу далеко на запад, занятый делами в Венгрии. Его притязания на Бретань поддержали извечные враги французов, правящие дома Кастилии и Англии.
Пользуясь этим, не желая увеличения могущества соседей и злейших врагов, Анна де Божё, регент при молодом короле французов Карле VIII (который, кстати, был обручен с дочерью Максимилиана), убедила своего сына начать военный поход, который закончился в 1491 году захватом Ренна и фактически насильственным браком Анны (герцогини Бретани) с молодым королем Карлом VIII, что де-факто означало захват герцогства.
Подобный шаг вызвал волну негодования по всей Европе, а в особенности у папы Римского Иннокентия VIII, который упрекнул Карла в браке без разрешения церкви, и более того, до разрыва предыдущей помолвки. Уязвленный император Максимилиан упрекнул Карла в бесчестье и позаботился о том, чтобы эта репутация разлетелась повсеместно. Впрочем, князья Священной Римской империи отказались финансировать военный поход во Францию, так что войну устроить Максимилиану не дали.
Остановило ли это Максимилиана? Конечно же, нет. Собрав личное войско на свои средства, он выступил из подконтрольной уже ему Бургундии (см. статью про Бургундию, как так вообще вышло), и разгромил французов в битве у Санлиса в 1493 году, вернув себе область Франш-Конте, однако не сумев развить успех и заключив мир на этих границах.
Дальнейшая история Бретани исчисляется уже не как независимого герцогства, а как личной унии (по факту провинции) в составе королевства Франция. Так она и прошла весь путь вплоть до современности, но с одной существенной оговоркой...
В 1963 году (!) был создан Фронт освобождения Бретани, в 1964 была создана партия "Демократический Бретонский Союз", а в 1971 году появилась подпольная "Бретонская революционная армия". Однако большой популярностью эти движения не пользовались, так что со временем перешли в культурно-музыкальную сферу, а некоторые просто были распущены после ухода главных идеологов. Но и до сих пор бретонцы сильно выделяются на фоне вообще всех французских народностей.
ВЫВОДЫ
Бретань — не только область, регион, но и многовековая история. Начиная с древних легенд, мегалитов и племен, и заканчивая малопопулярными националистическими движениями 20 века, а также современными бретонскими музыкальными группами, она во всем отличается от окружающих ее французских земель.
У нее не было столь ярких войн и амбиций, как у Бургундии, и не было истории великих завоеваний, как у Нормандии. Она не основывала Анжуйскую империю, подобно Провансу. Однако культурно, социально, филологически и исторически Бретань — наиболее древняя, особенная часть современной Франции.
Быть может, не будь двух войн за Бретонское наследство, а также имей герцоги Бретани больше амбиций во времена Столетней войны, они сумели бы вернуть былую мощь и основать совершенно новое королевство? Кто знает. Выражайте свое мнение в комментариях!