Начали изучать с 1 курсом законы и средства композиции. Это тот фундамент, на который затем кладутся кирпичики и соединяются в дом. Метафора, конечно, дом, но на этом примере лучше всего понятно о чем речь! Если мы на его примере захотим рассмотреть все законы, то мы всему найдем подтверждение.
Начнем с того, что дом является продуктом сочинения автора. В нем есть задумка, главная мысль, разные эскизы воплощения этой мысли и конечный результат.
И так обратимся к законам композиции.
1. Целостность
Целостность - внутреннее единство композиции.
Если изображение или предмет целиком охватываются взглядом как единое целое, явно не распадается на отдельные самостоятельные части, то мы можем говорить о целостности. Целостность создаётся с помощью объединения, группировки элементов в некое целое и создает ощущение при котором ничего нельзя прибавить или убрать без потерь, ничего не хочет распадаться на отдельные случайные пятна или предметы, фигуры.
Говоря о целостности композиции, подключается качество такое как гармоничность. Сгармонированные элементы находятся между собой в неразрывной связи, во взаимной соразмерности. Каждый элемент проявляется не только в собственном значении, но и в своей подчиненности целостной форме. В связи с этим форма приобретает единство в малом и большом. В ней отсутствуют случайные элементы и случайные связи.
Основными признаками целостности являются связность, ограниченность, полнота, компактность, устойчивость.
Связность – определяется степенями связей, удерживающих от распада целого.
Ограниченность – это разделение объекта и среды, фона и фигуры (например, зависимость от вписывания объекта в круг, эллипс, куб и т.п.).
Полнота целостного объекта – является носителем информации.
Компактность – может определить количество одновременно воспринимаемых частей и т.д.
Устойчивость - каждый элемент композиции не стремится нарушить целое и "выйти за его пределы".
#композиция
2. Подчиненность второстепенного главному (наличие доминанты)
Главный элемент композиции обычно сразу бросается в глаза, именно ему, главному, служат все другие, второстепенные, элементы, оттеняя, выделяя или направляя взгляд при рассматривании произведения. Это смысловой центр композиции.
Ни в коем случае понятие центра композиции не связано только с геометрическим центром картины. Центр, фокус композиции, ее главный элемент может быть и на ближнем плане, и на дальнем, может оказаться на периферии или в прямом смысле в середине картины - это неважно, главное, что второстепенные элементы подводят взгляд к кульминации изображения, в свою очередь соподчиняясь между собой.
Соподчиненность частей в целом служит для объединения частей на основе характеристики главного и второстепенного. Главное может быть выделено его большей величиной, массой или расположением относительно других элементов, формой, цветом, фактурой и т.д.
Соразмерность частей и целого служит для согласования частей в целом на основе масштабных видов соотношений.
#композиция
3. Закон контрастов.
Термин «контраст» обозначает резкую разницу между характеристиками элементов формы друг от друга.
Контраст бывает следующих типов:
- Тональный контраст (светлый--темный).
- Цветовой контраст (теплый-холодный).
- Контраст величин (маленькое-большое). То есть большое на фоне маленького всегда будет более контрастным, чем, например, все предметы в рисунке, живописи имели бы одинаковый размер.
- Смысловой контраст. Например, когда даются сравнения между положительными и отрицательными героями.
Использование контрастов делает произведение гармоничным, интересным. Так как гармония включает в себя всё многообразие и разнообразие форм, то здесь и подключается закон контрастов.
Умелое использование контрастов позволяет добиваться выразительности художественного произведения.
Когда мы говорим о контрастах, то хочется привлечь к разговору и нюанс.
Нюанс является антиподом контраста и представляет собой небольшое различие свойств. И по-хорошему в одном произведении присутствует и контраст и нюанс. Даже, когда говорю о наборе пятен в произведений, то присутствует большое пятно, контрастное к нему малое, но и среднее тоже необходимо. Другой вопрос в выборе нужного сочетания, а здесь мы обращаемся к первоисточнику - это наша главная мысль, которую мы изобразительными средствами выражаем.