Найти тему

Что не так с загородными поселениями - объясню наглядно.

История человечества - это история жизни у воды. Древнейшие цивилизации - возникли у рек.

1. Великие реки - великие цивилизации

Древние люди - шумеры жили в заболоченных низовья рек Тигр и Евфрат, они занимались земледелием, скотоводством, ремеслом и рыболовством. Египтян кормил и поил Нил. Племена, населявшие современный Китай, питала Хуанхэ. Романо-германцев и англосаксов поддерживали Рейн, Луара, Темза, Дунай и другие реки Европы.

Деревушки, где жили люди, сначала племенным образом, потом под защитой своего феодала, были целым миром для человека: границами первых домов начинался его ареал, границами окольных - заканчивался. Первые "путешествия" в иной мир - лес, прилегающий к деревне, затем паломничество, а еще вассальная обязанность по строительству дорог и мостов, принудительные военные походы, и, конечно, торговля.

1. Расселение вдоль рек.
1. Расселение вдоль рек.

2. Торговля - двигатель прогресса

Торговые пути - Великий Шелковый путь, Путь из варяг в греки и множество других способствовали расселению второго уровня, когда вдоль дорог до ближайшей межпоселковой или городской ярмарки возникала инфраструктура - караван-сараи, постоялые дворы, ямские станции, кузницы, трактиры и пр. К ним подтягивались поселенцы, и места расселения выглядели как небольшие пятна у водных, степных, горных путей, у прибрежных городов (плавание было, в основном, каботажное). Города Средиземноморья - это города близ портов.

2. Расселение вдоль торговых путей.
2. Расселение вдоль торговых путей.

Великий шелковый путь в конце II-го века до н. э. связал два мира - Запад и Восток и стал первой в истории человечества трансконтинентальной дорогой. Название "Великий Шелковый путь" хоть и связано с ходовым товаров своего времени - шелком, но по этому пути шли также караваны с другими товарами, перемещались дипломатические посольства, двигались миссионеры и паломники. Трафик на пути был таким плотным, что способствовал росту окрестных городов и деревень.

-4

3. Мануфактуры и проблемы больных городов

Рост городов тесно связан с увеличением размеров поселений. В них с течение времени возникают школы и университеты, бани, водопроводы, театры и библиотеки (пока монастырские или университетские), развиваются ремесла, наращивает обороты торговли. А когда появляются первые мануфактуры и заводы, поселения начинают уплотняться вокруг предприятий -"кормильцев", как опята облепляют пни.

3. Фабрично-мануфактурная городская фаза расселения.
3. Фабрично-мануфактурная городская фаза расселения.

Селиться непосредственно у источника воды уже необязательно - человек научился транспортировать воду из ближайшего водоема, но вода нужна также и производствам, так что города все же идут вширь, имея в виду разумно удаленную от города мощную водную артерию. Слив отходов производства и отходов жизнедеятельности в реки приводит к типичной болезни таких городов: жуткому загрязнению. Пить такую воду - во вред здоровью, стирать - обеспечить несмываемые мазутные пятна. Реки становятся, скорее, канализацией, - зловонной клоакой. На картинке середины 19 века символически изображена мать Лондон, которой жалуется на грязь и вонь отец Темза. У англичан Лондон женского рода, а Темза - мужского.

Отец Темза жалуется на загрязнение русла матери Лондону и предъявляет в доказательство больных детей - холеру, дизентерию, тиф.
Отец Темза жалуется на загрязнение русла матери Лондону и предъявляет в доказательство больных детей - холеру, дизентерию, тиф.

4. Цивилизация немыслима без цивилизации

Наконец-то до людей, - через тиф, чуму, холеру, - доходит простая истина: человеческая цивилизация выживет, если будет вести себя цивилизованно. В это время строятся первые железные дороги - не для пассажиров! - для перевозки готовой продукции с заводов и фабрик, и реки избавляются от пятен мазута, керосина, нефти. Прокладываются водопроводы и канализация.

Строительство трёх параллельных веток к одной из старейших насосных станций сточных вод в Лондоне "Abbey Mills Pumping Station".
Строительство трёх параллельных веток к одной из старейших насосных станций сточных вод в Лондоне "Abbey Mills Pumping Station".

Люди начинают жить опрятнее, успешно воюя с клопами, тараканами, крысами и пр. Не фабрики теперь становятся главными точками притяжения, а кинотеатры, театры, рестораны, стадионы, дансинги, ринги для катания на роликах, варьете и пр.

4. Город как очаг цивилизации.
4. Город как очаг цивилизации.

Пикники, лодочные прогулки, оздоровительный туризм формируют урбанистическую оппозицию - вынужденная трудовая жизнь в городе и прекрасная рекреационная жизнь за городом. Импрессионисты рисуют обед гребцов. В России вырубают "вишневые сады" и строят "пошлые дачи".

 "Le Déjeuner des canotiers" ( англ. Luncheon of the Boating Party). Огюст Ренуар, 1880—1881 гг.
"Le Déjeuner des canotiers" ( англ. Luncheon of the Boating Party). Огюст Ренуар, 1880—1881 гг.

5. "Звезды" на земле

Наконец мы подходим к типу поселений, которые нам хорошо знакомы - звездчатому. В настоящее время все крупные города образуют "созвездия" - агломерации с соседними малыми городами, селами и деревнями. Ночью с самолетов "детки" большого города выглядят как светящиеся кляксы: огромная в центре и вокруг помельче. Приток рабочей силы в города уже не требует расселения у мест работы. Метро, электрички, городской транспорт справляются с задачей перемещения людских массы из пригорода в гущу служебных учреждений, учебных центров, компаний. Заводы из центра передвигают в рабочие окраины.

5. Агломерационный тип расселения.
5. Агломерационный тип расселения.

Наверно, многие видели фильм "Служебный роман". И вы, конечно, помните, как героиня Светланы Немоляевой - дама " в ужасных розочках" Ольга Рыжова ежедневно катается в Москву из удаленного от центра района. Полжизни в давке в электричке...

-11

На каком-то этапе у любого человека наступает усталость от такого образа жизни. Накапливается недовольство ежедневным дискомфортом. После прохождения критической точки неудовлетворенности, люди выбирают жизнь поближе к дому. За этим следует обратное движение рабочей силы: сокращается движения к центру, происходит отток людских потоков в свои спальники, в свои пригороды, в свои маленькие городки. А там ограничен выбор трудового предложения и более скромная оплата труда. Все это не делает людей счастливее, и только накапливает скрытое раздражение.

Эта болезнь роста крупных городов известна всем мировым державам. В США, к примеру, такие условия сформировали великую американскую мечту - свой индивидуальный дом +высокий доход=счастливая семья, в котором много детей. Поэтому урбанисты США упирались изо всех сил в улучшение транспортной схемы: строительство хайвеев и развязок, создание инфраструктуры: закусочных, мотелей, автозаправок, позволяющих людям из пригородов, где находится их личный домик с белым штакетником и газоном, легко и просто перемещаться на авто в город, а социальную жизнь вести вблизи заправок с ресторанами, магазинами, барами.

Европейцы исторически живут в более тесных условиях: неподвигаемость стен старинных городов сковывает передвижение. Там сознавали, что автобаны решат только проблему доставки в город, но не перемещения в нем, поэтому европейцы пошли другим путем: позаботились созданием филиалов предприятий в предельной близости от субурбий (пригородных коттеджных поселений и малых городков). Кроме того, европейцы постарались вынести также крупные торговые моллы и развлекательные центры за периметр города, чтобы не создавать лишней нагрузки на городскую инфраструктуру и дороги.

Скандинавы и жители стран Бенилюкса посчитали наилучшим выходом перевод городов на параллельное велосипедное движение. Это суперздорово, и лично мне этот вариант нравится больше всего: здоровый образ жизни минус автомобиль с пробками и загрязнением городов.
Число велосипедов в Нидерландах вдвое превышает численность жителей.
Число велосипедов в Нидерландах вдвое превышает численность жителей.

Российский опыт в новых условиях "сожительства" в многоэтажном и малоэтажном личном сектора еще весьма скромен. Мы только сейчас, в настоящее время, переживаем бум загородного строительства собственных (не коммунальных!) домов, но это уже принципиально изменило картину жизни агломераций.

В советское и недолгое постсоветское время люди довольствовались общественным транспортом для проезда из спальных районов или соседних маленьких городков и поселков. Ныне пустыри за "спальниками" заполнились малоэтажной застройкой. ( Кстати, вы не забыли, что моя компания как раз строит индивидуальные дома, если что - обращайтесь!).

Люди, выбравшие для жизни личный дом в ближних кольцах частной застройки - это совсем другие люди, не имеющие с обитателями советского маргинального "частника" ничего общего, кроме генов. Они ценят комфорт и располагают средствами для поддержания уровня жизни. Многие семьи имеют несколько автомобилей для перемещения в город. Поэтому любой крупный город столкнулся с проблемами усиленной нагрузки на сообщающиеся с городом шоссе, повысилась пробочность, аварийность, растет общее раздражение нерешаемыми проблемами, которые отнимают время и здоровье у горожан.

Первыми беду осознали наши мегаполисы - Москва, Петербург, Екатеринбург, Казань и другие города. К ним приосединился и мой Краснодар... Вот типичная картинка на дорогах в нашем быстрорастущем южном городе.

-13

"Краснодар- столица российских пробок", - так грустно шутят горожане. В сезон этот титул оспаривает Сочи. Частично Москву, Питер, Новосибирск и пр. мегаполисы спасает метро. Москва соединила метро с пригородным электросообщением. Петербург расшивает проблему пробок строительством очаровательных жилых комплексов, в которых (или вблизи) есть все необходимое для жизни, - это сдерживает массы от обременительных для города перемещений.

Краснодар барахтается в проблеме, как тонущий котенок. Еще барахтается!

Так как же решить проблему?

6. На линейку становись!

Одно из решений предлагает в интересной статье журнала "Интеллектуальная Россия" Илья Лежава. Он предлагает принять на аксиому неизбежное -укрупнение городов. Огромное количество городов мира прошли эту стадию, и ничего - живы и даже прекрасно выглядят.

"Пятнистость" развития путем укрупнения агломераций рядом с крупными городами надо перевести в линейные формы, - считает Илья. Раньше люди двигались по торговым путям. Сегодня эти пути должны быть связаны с сетью дорог, помогающих легко и просто осуществить перемещение в любую точку города. Лучевые дороги, выходящие из города, должны многократно связать радиальные, а само движение города должно начаться в виде строительства вдоль магистралей с заполнением промежутков в разумном удалении от магистрали. То есть сначала города вытянутся в линейки и затем заполнят пустоши вдоль транспортных коридоров.

Но это не все! Илья предлагает переориентировать русла городов в глубь страны. Города, по его мнению, надо вытягивать в направлении Тихого океана. И назвать это движение - Сибстрим. Задача - организовать максимально быстрое и комфортное перемещение внутри страны, видимо, чтобы из Краснодара в Иркутск, например, не надо было бы лететь через Москву.

Сибстрим может пройти вблизи Петербурга, Вологды, Вятки, Екатеринбурга, Омска, Новосибирска, Томска, Красноярска, Иркутска, Улан-Удэ, Читы, Сковородино, Белогорска, Хабаровска и далее до Владивостока. С ответвлением от Тайшета через Братск, Усть-Кут, Тынду, Комсомольск-на-Амуре до Совгавани. Далее этот путь может быть продлен через Берингов пролив до Уэлена на Аляске и на юг, в стремительно развивающиеся азиатские регионы. Не говоря уже о том, что транспортный коридор можно продолжить по Европе до Гамбурга или Гавра. Таким образом вся эта система станет основой скоростного транзита из Европы к странам акватории Тихого океана. Кроме дохода от транзита людей, грузов, электроэнергии и углеводородов могут быть получены значительные прибыли от продажи земельных ресурсов вдоль Сибстрима, стоимость которых, вероятно, возрастет многократно. (из статьи Ильи Лежавы)
-14
В будущем при увеличении скорости движения до 500 км/час, пользуясь Сибстримом, станет реальным из Вологды, например, за два часа достичь Приуралья. Кроме того, вологодцам будет доступен не только Петербург с его университетами, театрами, музеями и памятниками архитектуры. С такой же легкостью они смогут посещать и великие русские озера — Онежское и Ладожское, а также дачи, рестораны и развлекательные комплексы, отстоящие от города на сотни километров. В Москве, как мы знаем, сегодня за эти два часа можно с трудом выехать из центра в ближнее Подмосковье. (из статьи Ильи Лежавы).

Мне очень захотелось поделиться вами положениями его статьи, поскольку сегодня пригородное развитие терпит максимальный дискомфорт от бардака на дорогах. Пробки задолбали, - если попросту. Я стараюсь знакомится с мнениями специалистов, которые хорошо понимают проблемы городов.

Статья Ильи привлекла доказательностью многих позиций, но и насторожила интонацией про Нью-Васюки.

Не знаю, когда там появятся стремительные Сапсаны, с помощью которых вологодцы будут по утрам кататься в Эрмитаж. Наша страна породила монстров - города-головастики, которые манят не только карьерным ростом, но и благородством исторической застройки. Едва ли когда вдруг житель Москвы решит прикупить недорого земельки у Иркутска и перебраться туда на ПМЖ. Едва ли когда-то благодатно дешевая земля у Сковородино или Лихой привлечет южан, ценящих больше всего на свете свой климат и близость к морю, и никакие скоростные магистрали и не изменят это мышление.

Так что в ближайшей перспективе 10 лет, когда вырастут дети-школьники - мы оставим им в наследство застарелые проблемы роста городов, демоверсию ада на дорогах.

Что касается Краснодара, то, на мой взгляд, его спасет:

1. Велодорога - широкая, изолированная от шоссе, проложенная так, что будет легко двигаться по всем главным направлениям города. Это должна быть линейно-радиальная дорога с простыми, оптимальными схемами доезда из одной точки города в другую. Климат Краснодара идеален для велодвижения - зима тут условная и очень короткая, все остальное время года велосипед спасет нас от пробок.

2. Электрички. Город прорезает и опоясывает нелепо и неудобно расположенная железная дорога. Она же - при наличии доброй воли - может стать альтернативой передвижения, как в Москве и Петербурге. Нам нужна новая схема пригородного электросообщения с частыми платформами-остановками и небольшими маршрутками, подвозящими к электричкам. Сегодня электрички есть, но непопулярны, так как движение пригородных электропоездов организовано нерационально, а расстояние между остановками слишком большое и добираться до остановок трудно.

3. Прекратить вопиющий бардак с парковками, которые в интересах частных лиц "отъедают" крупные куски дорог.

4. Навести порядок с городскими жлобами, которые имея сверхдорогие автомобили, паркуются как попало, и занавешивают номера намордниками, оставшимися от поры ковида.

А как в ваших городах? Какие городские проблемы есть у вас и как вы добираетесь из дома до работы - с проблемами или без? В чем, на ваш взгляд, состоит главная проблема развития российских городов?