США - страна двух крайностей. С одной стороны - высокий уровень преступности, половой распущенности и всего прочего, о чём нам врала советская пропаганда и что, в конечном итоге, оказалось правдой. В том числе, в этой стране чрезвычайно развита индустрия фильмов для (очень) взрослых. (Эти фильмы обычно называют одним словом, которое очень не любят алгоритмы данного ресурса, поэтому далее в статье буду использовать сокращение П.)
Но при этом, с другой стороны, Америка - страна ультрарелигиозная и крайне консервативная, особенно южные штаты (так называемый "библейский пояс"). С этими двумя крайностями и сталкиваются героини трилогии "Икс" режиссёра Тая Уэста, которые идут к "американской мечте". А началось всё с одноимённого фильма...
"Икс"/X (2022)
1979 год. Небольшая съёмочная группа отправляется в глухомань снимать горячее П., для чего снимает жильё у парочки древних, сюрреалистически уродливых стариков. Увидев, чем занимаются гости, хозяйка усадьбы возбудилась и начала сперва домогаться, а потом и изничтожать молодёжь самым жестоким образом. Далее всё развивается по законам жанра "слэшер", с уточнением, что злодеи тут не двухметровые неубиваемые амбалы, а еле живое старичьё...
На первый взгляд, это просто очередная ностальгически-ироническая стилизация под старые ужастики, на что указывает время действия: за год до того сняли первый "Хэллоуин", через год снимут первую "Пятницу, 13-е". Как бы, кого этим удивишь в наши времена, тем более первые 50 минут вообще никаких ужасов не происходит. Хотя отлично выдержан дух эпохи, много интересных характеров... А ещё обращайте внимание на проповедника по ТВ - он здесь не просто так.
В целом, как самостоятельный фильм "Икс" не впечатляет. Так, мета-слэшер чуть выше среднего. Но в том-то и дело, что это лишь затравка для действительно шедевральной картины, которой стала...
"Пэрл"/Pearl (2022)
1918 год. Где-то в глухомани, со строгой матерью-немкой и парализованным отцом, живёт Пэрл, которая через много лет станет той самой, кхе, милой старушкой, которая разделается со съёмочной группой в фильме "Икс". Пока что она просто юная девица, мечтающая стать знаменитой танцовщицей, а в идеале - в синематографе сниматься. Но мамаша держит Пэрл в ежовых рукавицах: дескать, какие тебе танцульки, а кто будет работать, заботиться о папаше-овоще? Мне-то, как бы, всё это тоже не в кайф, а что делать, иначе не выживем.
Мамаша права, строго говоря, но Пэрл до этого нет никакого дела. Она постепенно склоняется к мысли, что препятствие в лице маменьки с папенькой пора устранять...
На сей раз Тай Уэст сотворил шедевр без кавычек - в виде путешествия во внутренний мир безумной, но по-своему симпатичной Пэрл... Что важно, на сей раз это никоим образом не ужастик, а самая настоящая драма на тему "пацан гирла к успеху шла - не получилось, не фартануло". (Финальный монолог отчаявшейся героини заслуживает "Оскара".) Что ещё важнее - это по-прежнему не сказка, а присказка. Третий фильм покажет, что это было, для чего и к чему. Неслучайно и Пэрл, и Максин, единственную выжившую в первом фильме, играет великолепная Мия Гот, вовсю эксплуатирующую образ дьяволёныша в ангельском обличие.
Важную роль в сюжете "Пэрл" сыграют всё те же фильмы в жанре П. (Да-да, тогда уже были.) Некий киномеханик заманивает героиню себе в будку, чтобы приватно показать ей "кино для сильно взрослых". Думаете, чтобы соблазнить её? Ан нет - молодой представитель богемы воспринимает эти фильмы как новаторские произведения искусства и хочет поделиться своим восторгом с любознательной девицей. Мол-де, будущее - за П.! В каком-то смысле он прав.
"Максин XXX"/Максин XXX (2024)
Итак, третий фильм. Кинокритики успели объявить его пшиком и пустышкой, по сравнению с предыдущими частями трилогии... Сдаётся мне, они просто не поняли, о чём это.
1985 год. "Финальная девушка" первого фильма, та самая Максин, стала-таки известной актрисой, но строго в рамках жанра П. Пора бы уже и в мейнстрим податься... Максин приходит на кастинг для нового ужастика "Пуританин-2" и побеждает вчистую (ведь она сама, по сути, уже побывала в настоящем хорроре, только в реальной жизни). Сцена перекликается со вторым фильмом, где Пэрл, в исполнении той же Мии Гот, проваливает прослушивание, несмотря на все свои таланты.
И обратите внимание на дату. Середина 80-х - хоррор-франшизы на пике популярности. И "Хэллоуин", и "Пятница, 13-е", и "Кошмар на улице Вязов" - всё только начинается, и худшие сиквелы ещё не сняты. Немаловажно и то, что за год до того закончился так называемый "золотой век П.". Да, была такая короткая эпоха, когда фильмы для (очень) взрослых максимально приблизились к мейнстриму... а затем потихоньку убрались обратно на обочину кинопроизводства. Собственно, этим и можно объяснить метания Максин: рыба ищет, где глубже...
И всё, вроде бы, у нашей героини получается отлично. Тем более, она поняла, чё почём в этой жизни, и может за себя постоять, даже "пушку" при себе носит. Однако Максин - совсем не положительная героиня, а совсем наоборот, на что намекают её пагубные привычки и связи с мафией в лице Густаво Фринга... точнее, конечно, не его, но актёр тот же, в привычном амплуа "опасного человека".
Так вот - у Максин всё хорошо, не считая того, что прошлое преследует её в виде воспоминаний о тех злосчастных съёмках, окончившихся бойней... Хуже того, некто неизвестный начинает шантажировать героиню, напоминая о тех событиях. А какой-то маньяк истребляет близких людей Максин...
Даже не знаю, что не устроило тех самых привередливых кинокритиков. Быть может, финал, где выяснилось, что, как бы без спойлеров... в деле замешан некоторый культ ультраконсервативного толка. Но это можно воспринимать как отсылку всё к тем же классическим хоррор-франшизам. (Вспомните "Хэллоуин": кончились идеи - надо чокнутых сектантов добавить...) А что лидер "божного" культа безбожно переигрывает - так и это легко объяснить. У него работа такая - кривляться на телеэкране и заламывать руки.
Кстати, об отсылках. Их количество просто зашкаливает. Нам даже покажут настоящий мотель Бейтсов из "Психо". Ещё будет "крик Вильгельма", куда ж без него, а вот песню Bette Davis Eyes вспомнят лишь пробитые фанаты хорроров... Точнее, песню-то все знают, а вот в каком фильме она звучала... тоже мета-ужастике, кстати.
А в сцене, где Максин встречает злодея (в шляпе и с револьвером) среди декораций вестерна, режиссёр настолько опасно прислоняется к "четвёртой стене" (напоминая зрителю: всё это - просто кино), что я даже испугался: неужели фильм ближе к концу превратится в чистый постмодерн, или хуже того - в пародийную комедию? К счастью, нет - не превратился.
Но "Максин ХХХ" - это всё-таки нечто большее, чем просто ностальгическая коллекция киноцитат. А что же? Ответ дают финальные кадры, когда камера поднимается всё выше и выше...
Да, вот так всё просто: "Через тернии - к звёздам". Старая, но не устаревшая истина, которую и демонстрирует Тай Уэст на примере судьбы двух своих героинь в исполнении одной и той же актрисы.
Ещё одна хоррор-трилогия, где каждый новый фильм непохож на предыдущий, а лучшая часть - вторая: