В последнее время для нас уже стало обычным делом посещать территории опустевших московских больниц. Давайте вспомним, как мы осматривали Павловскую больницу (ГКБ №4), ГКБ №40 на Касаткина и больницу РЖД им.Семашко в парке "Лосиный остров".
Если вы располагаете информацией, как обстоят дела с вышеупомянутыми больницами, просьба поделиться в комментариях.
Сегодня цикл тематических прогулок дополнится еще одним медицинским учреждением, которому по ряду весомых и не очень причин пришлось закрыть свои двери для посетителей и на некоторое время превратиться в заброшенный объект. Оно расположено на западе Москвы в довольно живописном и тихом месте. Территорию под размещение больниц в свое время выбирали неспроста - для пациентов важно было не только качественное лечение, но и грамотная реабилитация. Кто-то уже узнает знакомые корпуса, которые доводилось посещать?
С первого взгляда и не скажешь, что больница опустела. Многоэтажные строения выглядят очень даже аккуратно. И лишь заросшие асфальтовые дорожки да остатки мебели на улице говорят об обратном. Но все еще теплится надежда, что мое мнение ошибочно. Что ж, придется заглянуть внутрь.
Нет, чутье и на этот раз меня не подвело. В кабинетах и коридорах царит хаос и кавардак. Ценное оборудование вывезено, инженерные коммуникации находятся в стадии демонтажа. По помещениям гуляет сквозняк, и лишь звук стучащих о пластиковую раму оконных створок изредка нарушает господствующую здесь тишину.
Сейчас я нахожусь в терапевтическом корпусе. Чего здесь только не было в свое время! В нем находились и кардиореанимационное отделение, и рентгеноперационный блок, и компьютерная томография, и приемное отделение, куда людей могли доставить прямо на карете скорой помощи, и палаты, в которых больные восстанавливались после тяжелых операций. Раньше терапия была переполнена - настолько востребованными оказались ее услуги среди местного населения. Сейчас обо всем этом напоминают лишь информационные таблички да остатки медицинского инвентаря, беспорядочно разбросанного по кабинетам.
Во времена коvidа больница была переориентирована на борьбу с коварным вирусом. По сей день в ней сохранилось множество указателей, сигнализирующих о нахождении в "зеленой" или "красной" зонах.
Из окон видны хирургический и административный корпуса. Раньше все эти постройки были связаны подземным ходом, чтобы сотрудники имели возможность оперативно перемещаться по учреждению. Действует ли ход сейчас - неизвестно.
Чуть поодаль расположен пищеблок. На завтрак здесь готовили стандартные каши, несладкие, но вкусные. На обед баловали картофельным супом, тушеными овощами и мягкими котлетами. Ужин состоял из макарон либо цветной капусты и котлеты. Питье более чем стандартное - чаи, компоты, кефир, ряженка. Хлеб для больных не жалели, поэтому одним кусочком практически никто не ограничивался.
К сожалению, ни одно подобное медицинское учреждение не застраховано от летальных исходов. Пациенты поступают с диагнозами различной степени тяжести, и спасти некоторых из них не представляется возможным. Поэтому здесь, как и во многих других крупных больницах, было патологоанатомическое отделение.
Местный морг был двухэтажным. На первом этаже находился секционный зал, где проводились вскрытия. По соседству с ним располагался ритуальный зал для прощальных церемоний.
На втором этаже была небольшая лаборатория, в которой изучали срезы тканей после вскрытия для формирования медицинских заключений.
В подвале находились холодильные камеры для хранения тел.
На одной из герметичных дверей до сих пор висит мрачный крест и предупреждение о том, что внутри содержались инфицированные тела. К счастью, сейчас здесь пусто.
Давайте немного пробежимся по истории больницы. Она была основана в далеком 1955 году и за период своего существования превратилась из небольшого школьного здания, в котором лечебные отделения соседствовали с пищеблоком, в крупный комплекс с благоустроенной территорией. В 1973 году на базе больницы было открыто совершенно новое для Союза отделение микрохирургии, в котором проводились уникальные реконструктивные операции по восстановлению поврежденных конечностей. Первые операции по восстановлению ног у литовской девочки и пальцев рук у пианиста были выполнены под руководством основоположника отечественной микрохирургии профессора Виктора Крылова. Больница постоянно совершенствовалась, из года в год в ней появлялись новые отделения: неотложной кардиологии, лазерной медицины, интенсивной терапии.
В 2022 году в больнице прошла реорганизация. Сотрудники были переведены в другие лечебные учреждения, а территория досталась Департаменту труда и соцзащиты, который после ремонта организовал в стенах бывшей больницы геронтологический центр "Фили-Давыдково" - медико-социальный комплекс для пожилых людей. Однако после того, как сюда заехали первые 150 пенсионеров, он проработал всего лишь несколько месяцев и закрылся, к большому удивлению всех тех, кто вложил немало сил и средств в его создание. Но это решение обжалованию не подлежало. К тому времени участь корпусов уже была предрешена.
Что же ждет эту территорию в дальнейшем? По информации, которой располагает интернет, после сноса старых зданий здесь разместится многопрофильный детский стационар с самым современным оборудованием для высококачественной диагностики и проведения сложных операций. Судя по данным официального портала правительства Москвы, выглядеть он будет следующим образом:
Завершение строительства планируется в 2028 году, поэтому нам остается лишь ждать результатов и надеяться, что это решение не переиграют в пользу очередного жилого квартала.
В скором времени на канале появится ролик с последнего посещения больницы, на котором вы сможете более детально увидеть ее текущее состояние. Если у вас остались воспоминания, связанные с этим местом, большая просьба поделиться ими в комментариях!
Спасибо за внимание!
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал здесь и в телеграмме. Впереди еще очень много интересного. Многие из новых публикаций не отображаются в новостной ленте, поэтому рекомендую иногда заходить на страницу https://dzen.ru/pomoskve , чтобы видеть все обновления!