«Это одна из самых насущных проблем цивилизованного человека. Он создал цивилизацию, чтобы обеспечить себе безопасность. Безопасность от чего? От скуки? Его главная проблема, по-видимому, заключается в том, что большинству людей нужен определённый вызов, внешний стимул, чтобы не погрузиться в пустой взгляд и пустое сознание идиота». (Колин Уилсон, «Новые пути в психологии»)
На протяжении большей части истории человечества досуг был редкой роскошью. Трудиться от рассвета до заката только для того, чтобы выжить, было уделом почти всех мужчин, женщин и детей ещё несколько сотен лет назад. Английский геолог сэр Чарльз Лайелл писал, что в 1840-х годах Америка была «страной, где все, будь то богатые или бедные, трудились с утра до ночи, никогда не отдыхая».
С началом Второй промышленной революции в конце XIX века и сопровождавшей её быстрой интенсификацией разделения труда произошла «Революция досуга». Этот период быстрого промышленного развития не только вынудил многих из сельскохозяйственных угодий перебраться в крупные города в поисках работы, но и регламентированный график работы, связанный с производственным трудом, оставил массам — впервые в современную эпоху — запланированное свободное время для руководства собственной деятельностью.
Что ж, с момента этой революции досуга прошло более 100 лет, и плоды цивилизации стали более обильными, и досуга стало больше. Возможно, в большей степени, чем когда-либо в истории цивилизации, средний человек сегодня свободен от повседневной борьбы за выживание.
Но с этой новообретённой свободой перед каждым из нас встаёт важнейший вопрос: для чего мы свободны? Другими словами, как мы собираемся использовать имеющееся у нас время, которое не посвящено жизненным потребностям?
Немногие задумываются над этим вопросом. Скорее, как и во многих важных вопросах, касающихся того, как жить, большинство людей впадают в конформизм и неявно предполагают, что их свободное время лучше всего потратить на отдых, расслабленность и пассивное потребление. И в результате жизнь таких людей складывается по общему шаблону и следует курсом, аналогичным тому, который описал философ XX века Ричард Тейлор.
Большинство людей, в самом обычном смысле, очень ограничены. Они проводят своё время, день за днём, в праздных, пассивных занятиях, просто глядя на вещи — игры, телевизор, что угодно. Или они заполняют часы разговорами, в основном ни о чём существенном — о приходах и уходах, о том, кто чем занимается, о погоде, о вещах, забываемых почти сразу же, как о них упоминают.
У них нет никаких устремлений для самих себя, кроме как прожить ещё один день, делая более или менее то же, что они делали вчера. Они проходят этап жизни, оставляя всё таким, каким оно было, когда они вступили, ничего не добиваясь, ни к чему не стремясь, никогда не имея глубокой или даже оригинальной мысли.
Это то, что является обычным, типичным, действительно нормальным. Относительно немногие поднимаются выше такого унылого существования.
Некоторые могут возразить, что в таком типе «нормального» существования нет ничего плохого. Современная жизнь может быть насыщенной стрессами, а с ростом проблем с психическим здоровьем, возможно, необходимо больше времени уделять отдыху.
Однако плодовитый английский писатель XX века Колин Уилсон не согласился с этим мнением. Чрезмерная бездеятельность, вместо того чтобы способствовать укреплению психического здоровья, приводит к несчастью и множеству психологических проблем.
Уилсон пришёл к этому выводу в раннем возрасте. В своей автобиографии «Мечтая о какой-то цели» он отмечает, что подростком боролся с приступами депрессии и сочувствовал «мудрости», содержащейся в Книге Экклезиаста: «Суета сует, всё суета».
Уилсон, однако, обладал проницательным умом и был полон решимости выяснить, почему он всегда чувствовал себя таким мрачным. Он начал замечать, что его приступам депрессии обычно предшествовали длительные периоды пассивности.
Когда он не занимал свои дни интересными задачами, испытаниями и проблемами, требующими решения, он обнаружил, что вскоре его захлестывают депрессивные настроения, затуманивающие восприятие и делающие его пессимистом по отношению к состоянию человека.
Праздный ум — мастерская дьявола. Или, как пишет Уилсон: «Скука, пассивность, застой: это начало психического заболевания, которое распространяется само по себе, как накипь в стоячем пруду».
Продолжение в следующей статье — следите за выпусками
Берегите себя
Всеволод Парфёнов