30 сентября 2024 года/
В очередном выпуске строительных новостей: эклектика студенческого кампуса Бауманки, в Марьиной роще реновация добралась до кирпичных пятиэтажек, пассажиры обходят стороной Ленинградский вокзал, улица Академика Королёва залезет на эстакаду, Большой Московский цирк всё-таки снесут.
По традиции ко Дню города приурочена сдача в эксплуатацию значимых объектов стройкомплекса и в этом году главный подарок достался студентам МГТУ имени Баумана - Владимир Путин и Сергей Собянин открыли новый кампус университета. Студенческий городок включает 14 зданий - стеклянные новостройки эклектично соседствуют с историческими зданиями, это дело вкуса, здесь важнее отметить долгожданное завершение реставрации Фанагорийских казарм (1753-1757, архитектор Дмитрий Ухтомский) и здания химической лаборатории (1899, архитектор Лев Кекушев). Обе постройки до недавнего времени относились к военному ведомству, а теперь переданы Бауманке.
К сожалению, в процессе застройки квартала не обошлось без архитектурных потерь.
Бауманская улица, 18 - звонница бывшей церкви Великомученицы Екатерины (1915, архитектор Н.Благовещенский). Старообрядческая молельня размещалась в доме купца И.Карасёва, который был снесён в 1979 году, а колокольня каким-то чудом уцелела, но без хозяйского пригляда превращалась в руину. В ходе реставрации воссозданы главки с крестами и керамика в оформлении первого яруса, здание оштукатурено.
Впрочем, по мнению одного из местных жителей, уместно было бы обойтись без новодельной красоты, а укрепить и зафиксировать руинированное состояние звонницы в качестве памятника разрушенным в советское время церквям и храмам.
В Марьиной Роще на Анненской улице готовят к сносу по программе реновации квартал кирпичных жилых домов серий I-511 и II-14, построенных в 1961 году: Анненская улица, 5, 7к1, 7к2, 9.
Смотрите старые фотографии. 10-й проезд Марьиной рощи. 1959-1962 гг.:
В пятидесятые годы окрестности Старомарьинского шоссе представляли собой провинциальный пейзаж с деревянными домиками без удобств, дровяными сараями на задворках, водоразборными колонками на улице и весенними лужами. Можно представить, каким праздником для новосёлов стал переезд в пятиэтажный кирпичный дворец. Кто-то прожил в этих домах всю жизнь, но время меняет городской ландшафт, вокруг растут многоэтажки и окраина промышленной зоны превращается в густонаселённый район. По нормам эксплуатации жилищного фонда срок службы кирпичных пятиэтажек 1955-1970 годов составляет 100 лет с проведённым капитальным ремонтом, так что дома на Анненской решили снести с некоторым опережением.
Комсомольская площадь, 3 - Ленинградский (Петербургский, Николаевский) вокзал (1849-1851, архитекторы Константин Тон и Рудольф Желязевич). Одинаковый проект вокзального здания был утверждён императором Николаем I для обоих конечных пунктов железной дороги - и для Москвы, и для Санкт-Петербурга.
За долгие годы существования вокзал пережил несколько реконструкций и в августе 2024 года вновь закрылся на очередной капитальный ремонт. РЖД и столичный департамент транспорта сохраняют интригу и не сообщают о сроках завершения работ, не раскрывают подробностей, лишь «Первый Проектный Институт» сообщил о концепции, по которой интерьеры будут светлыми, залы просторными и комфортными для пассажиров.
Смотрите старые фотографии. Николаевский вокзал. 1905-1915 гг.:
Оригинальная версия вокзала была великолепна по оформлению интерьеров, на первом этаже располагался вестибюль и пассажирские залы, на втором - императорские комнаты и служебные квартиры служащих. За торжественным фасадом скрывался длинный вантовый дебаркадер, накрывавший от непогоды железнодорожные платформы (подобную конструкцию до сих пор можно увидеть на Киевском вокзале).
Ленинградский вокзал. 1966 год:
Пассажиропоток увеличивался и в 1934 году потребовалась первая реконструкция здания с расширением билетных касс, обустройством справочного бюро, почты, телеграфа, сберкассы, а в императорском зале открылась комната матери и ребёнка. В 1948-1950 годах старорежимные интерьеры столетней давности заменили на современные по проекту архитектора Алексея Душкина с привлечением к работе художников-монументалистов.
Панно на Ленинградском вокзале. 1960 год:
Ленинградский вокзал. 1977-1981 гг.:
Лишь в 1977 году состоялась масштабная перестройка вокзала и дебаркадер заменили капитальным зданием с тремя залами ожидания, магазинчиками и кафе. После реконструкции классический памятник Ленину работы скульптора Петра Яцыно перевезли в Тимирязевскую академию, а на вокзале в центре зала поставили стелу с бюстом вождя пролетариата. Отправляясь компанией в город на Неве, мы встречались возле бюста Ленина.
Со времён Николаевского вокзала сохранилась широкая чугунная лестница каслинского литья, ведущая на административный этаж.
Смотрите старые фотографии. Камеры хранения на Ленинградском вокзале. 1960-1979 гг.:
Ещё в шестидесятые годы на вокзале появились удобные сервисы для пассажиров - автоматические камеры хранения и справочные терминалы.
Автоматическая справочная установка. 1960-1969 гг.:
Двор ленинградского вокзала с проходом к пригородным поездам. 1989 год:
Примыкающее справа к вокзалу здание Московского железнодорожного агентства (Центрального железнодорожного бюро) построено в 1964 году.
В девяностые годы в залах ожидания Ленинградского вокзала вперемешку с пассажирами отдыхали бездомные, на лестничных ступенях мутные компании пили спиртное, а лохотронщики крутили напёрстки, не опасаясь милиционеров. Со стороны метро к зданию пристроили ряд торговых палаток. Кажется, тогдашнего мэра мало интересовала атмосфера на столичных вокзалах и потребовалась отставка Лужкова, чтобы навести элементарный порядок. При Собянине последовала очередная перепланировка, появились лифты и эскалаторы, исчез бюст Владимира Ленина и появилось зловещего вида панно с изображением пассажиров в образах то ли киборгов, то ли индейцев в боевой раскраске.
Эти фотографии сделаны в день закрытия вокзала на реконструкцию.
Поезда будут приходить и отправляться по обычному расписанию, пассажиры могут воспользоваться услугами залов ожидания на Ярославском и Казанском вокзалах.
В Останкино стартовало строительство эстакады над железнодорожными путями Октябрьского направления МЖД - улица Академика Королёва плавно переходит в новую автомагистраль, которая дальше пойдёт параллельно железной дороге к трассе Московского скоростного диаметра. На строящейся автодороге предусмотрены три полосы движения в каждую сторону, эстакады-съезды построят на улице Милашенкова и Валаамской улице. Таким образом, предположительно в 2025 году магистраль свяжен несколько районов, разделённых железной дорогой, по ней планируют запустить маршруты общественного транспорта. Кажется, для жителей улицы Академика Королёва «вечер перестаёт быть томным» - всю жизнь здесь не было интенсивного движения и придётся привыкать к новым реалиям.
Для прокладки дороги на пересечении Королёва и Ботанической снесены три панельные трёхэтажки бытового городка строителей Олимпийского телерадиокомплекса АСК-3 (1975-1978). Позднее эти домики использовались для нужд телецентра, в одном из них располагалась ведомственная поликлиника.
Проспект Вернадского, 7 - Большой Московский цирк (1971, архитектор Яков Белопольский)
Инсайд о реконструкции Большого Московского цирка оказался верным и теперь подтверждается сообщением Москомархитектуры о проведении конкурса на разработку архитектурной концепции обновленного здания. «Основная идея конкурса — превратить цирк в многофункциональную площадку формата лайфстайл, где люди смогут проводить весь день, а не только пару часов,— заявил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.— Это будет культурный центр с различными образовательными и развлекательными программами».
Ещё до объявления конкурса в сети появились первые рендеры (красивые перспективные изображения), подразумевающие снос здания Якова Белопольского. Ну а новое техническое задание прямо указывает на снос: количество зрителей увеличено с 3400 зрителей до 5000, общая площадь объекта составит 80 000 кв.метров. Помимо непосредственно цирковой инфраструктуры конкурсантам предлагается предусмотреть в своих проектах торговые площади и предприятия общественного питания, а также автостоянку на 200 машиномест.
Директор Большого Московского цирка Эдгард Запашный ещё десять лет назад сетовал на то, что капитального ремонта здания не проводилось с момента его постройки, серьёзно изношены подъёмные механизмы смены манежей (в подземных помещениях установлены гигантские домкраты, которые меняют пять манежей - водный, ледовый, иллюзионный, конный и эстрадный), парковка не предусмотрена, а гардеробы с трудом справляются с обслуживанием зрителей. Тогда мэрия откликнулась на просьбу цирковых артистов - самые срочные работы по ремонту были выполнены за счёт городского бюджета, но проблема модернизации никуда не делась. Будем с интересом наблюдать за ходом архитектурного конкурса, а исторические интерьеры цирка заранее подробно отсняты и бережно сохранены в фотоальбомах «Город на память».
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
Все фотоальбомы «Город на память» в алфавитном указателе:
#городнапамять #москва #история #архитектура #москваменяется #бауманка #ленинградскийвокзал