29 февраля 2024 года/
Театр, кино, изобразительное искусство периодически оказываются в поле зрения столичного строительного комплекса и девелоперских компаний. Прямо сейчас реализуются амбициозные проекты строительства Музея искусств в бывшей промзоне «ЗИЛ» и новых корпусов Третьяковки в Лаврушинском переулке, введены в эксплуатацию современные корпуса «Мосфильма», завершена реконструкция Театра эстрады. Этот фотоальбом посвящён трём другим событиям - открытию выставочного пространства в цехах Типографии Ивана Сытина, реконструкции Киностудии имени Горького, строительной эпопее театра «Сатирикон».
Пятницкая улица, 71с1 - главный производственный корпус типографии (1904, архитектор Адольф Эрихсон, инженер Владимир Шухов). Полиграфическое производство на Пятницкой улице было основано предпринимателем Иваном Сытиным и принадлежало Товариществу печатания, издательства и книжной торговли И.Д.Сытина.
Смотрите старые фотографии. Общий вид типо-литографии товарищества И.Д.Сытина. 1907-1908 гг.:
Главные мастерские. 1907 год:
Пятницкая улица, 71с3 - производственный корпус со складами и квартирами служащих (1912, архитектор Адольф Эрихсон)
Вспомогательные мастерские. Пятницкая улица, 71с4 - «старый» производственный корпус (1888, архитекторы Фёдор Рыбинский и Флегонт Воскресенский) расположен во внутреннем дворе. 1907 год:
Типографские рабочие принимали участие в Декабрьском восстании 1905 года, напечатали тираж первого номера газеты «Известия Советов рабочих депутатов» (в СССР «Известия» станут второй по значимости газетой после «Правды»), отстреливались из окон, а когда царские войска при поддержке артиллерии пошли в атаку, дружинники подожгли цеха и сумели скрыться. После Октябрьской революции национализированное предприятие стало известно как Первая образцовая типография, которая, прирастала новыми зданиями и стала не только крупнейшей типографией в советской Москве, но и кузницей кадров для полиграфии.
Пятницкая улица, 71с2 - производственный корпус советского времени
Последний ажиотажный спрос на полиграфические услуги случился в конце восьмидесятых годов, когда впервые большими тиражами и без цензуры издавались весь Булгаков и весь Высоцкий, Аксёнов, Галич, Набоков, Мережковский, Солженицын, а к киоскам «Союзпечати» с утра выстраивались очереди за «Огоньком» и «Собеседником». Однако с ростом цен на бумагу и другие расходные типографские материалы подорожали и книги, читательский интерес стал иссякать, а финансовые кризисы при содействии Лужкова и Лесина добивали предприятия, которые ещё держались на плаву. Большие полиграфические комбинаты уступили рынок частникам, скупившим подержанное оборудование и за копейки арендующим цеха в промзонах.
Издательская деятельность АО «Первая образцовая типография» продолжилась в филиалах Московской области, в Санкт-Петербурге, Туле, Ульяновске и Кирове. В 2017 году в конкурсе на реновацию комплекса Первой Образцовой типографии на Пятницкой улице победило архитектурное бюро Kleinewelt. Дизайнеры вспомнили, что ещё в сытинские времена в типографию захаживали знаменитые литераторы, и предложили остроумный проект обустройства четырёх исторических корпусов и одного нового по именам писателей. По их версии Толстой должен быть внушительным, Маяковский - широким, Есенин - консервативным, Гоголь - сложным, Блок - изысканным (к слову, Гоголь здесь никогда не бывал, так как скончался задолго до основания типографии). Комплекс планировался под квартиры и апартаменты премиум-класса.
Однако летом 2023 года на торгах Росимущества владельцем всех акций стал бизнесмен Денис Избрехт. Со слов его представителя, РИА сообщило, что корпуса на Пятницкой «планируется улучшить, отремонтировать и сдавать в аренду, нового строительства на их месте, скорее всего, не будет». Достоверных сведений о начале реализации какого-либо проекта пока нет, зато бывшие цеха на двух этажах главного корпуса общей площадью 4500 квадратных метров стали доступны для проведения выставочных мероприятий. Грубые индустриальные интерьеры не отпугнули их организаторов.
В декабре 2023 года в новом культурном пространстве состоялось первое крупное событие - специализированная выставка «ПРОреставрацию». Ведущие реставрационные мастерские показали свежие примеры своих работ, музеи продемонстрировали технологии исследования исторических памятников, производственные компании в рамках программы импортозамещения представили отечественные материалы для строительных работ, а молодые реставраторы участвовали в мастер-классах и соревновались в реставрации живописи, ткани, лепного декора.
Вестибюль. Готический вход сохранился со времён постройки типографии.
Лестница ведёт на второй этаж, проход выше закрыт на время ремонта здания.
Цеха располагались по обе стороны от главной лестницы.
Типография И.Д.Сытина. Наборная. 1907 год:
Типография И.Д.Сытина. Скоропечатные машины. 1907 год:
На выставке «ПРОреставрацию» особое внимание было уделено воссозданию исторического облика павильонов ВДНХ по состоянию на 1954 год. За минувшие десятилетия были утрачены не только скульптуры, витражи, люстры, но и некоторые технологии того времени, так что их пришлось осваивать заново. Реставраторам помогают учёные, например, для восстановления фонтана возле павильона «Хлопок» в лабораториях Московского химико-технологического института вычислили состав элементов, входивших в глазурь изразцов.
В 2023 году для посетителей открылись после реставрации сразу несколько павильонов ВДНХ: «Поволжье», «Узбекская ССР», «Мясная промышленность». От их некогда богатого декора мало что осталось и то убранство, которое мы видим сейчас, - это плод труда реставраторов. Они привезли на выставку некоторые сохранившиеся оригиналы, которые в интерьерах павильонов заменены на точные копии.
Утраченное воссоздаётся по чертежам и старым фотографиям, как дельфины для фонтана на Северном речном вокзале.
Фигурные «стеклянные кирпичи» Гюстава Фальконье широко применялись в декоре дореволюционных зданий. Для их замены налажено производство таких стеклоблоков любой расцветки и формы. Они использованы, к примеру, при реставрации усыпальницы семейства Кноп на Введенском кладбище.
Улица Сергея Эйзенштейна, 8с1 - главный корпус киностудии имени Горького (1939)
Киностудия имени Горького считается преемницей киноателье товарищества «Русь», основанного в 1915 году купцом Михаилом Трофимовым. После Октябрьской революции на этой базе возникла студия «Межрабпом-Русь», позднее переименованная в «Союздетфильм» и Центральную киностудию детских и юношеских фильмов имени М.Горького. Среди тысячи снятых на студии кинолент есть и первый звуковой фильм «Путёвка в жизнь», и лидеры отечественного проката «Тихий Дон», «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Пираты ХХ века», и телесериал «Семнадцать мгновений весны», и, конечно, практически вся классика детского кинорепертуара. Сохранённые после съёмок артефакты можно увидеть в музее киностудии.
Киностудия имени Горького. 1948 год:
В Ростокино студия обосновалась в 1939 году, с тех времён сохранилось главное здание и котельная, позднее комплекс прирастал новыми павильонами и цехами. Нынешним летом состоялся перевод комплекса из федеральной собственности в городскую. По мнению Сергея Собянина, это обстоятельство позволит «успешно провести модернизацию и у студии откроется второе дыхание».
В главном здании три года назад открылась киношкола, предлагающая подросткам освоить основные специальности, востребованные в киноиндустрии. Кампус оснащён по последнему слову техники: в цифровых студиях учащиеся смогут реализовать различные проекты — от подготовки съёмочного процесса до создания фильма.
К историческому зданию со двора пристроен производственный корпус.
Улица Сергея Эйзенштейна, 8с3 - котельная с трубой (1937-1939)
Улица Сергея Эйзенштейна, 8с4 - съёмочные павильоны
Улица Сергея Эйзенштейна, 8с5 - мастерские, реквизиторские (бывший бутафорский цех). У входа в качестве арт-объекта сохранили старую вытяжку стружек и мусора из цеха.
Улица Сергея Эйзенштейна, 8с18 - административно-производственное здание (1961)
Хозяйственные строения
Как будет выглядеть капитальная реконструкция киностудии - увидим через какое-то время, ну а пока на киношной территории стремятся ввысь этажи жилого комплекса «Режиссёр». Эта новостройка появилась на месте проявочного цеха и одного из служебных корпусов.
Шереметьевская улица, 8 - театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина
Кинотеатр «Таджикистан». 1975 год:
В 1982 году Ленинградский театр миниатюр Аркадия Райкина переселился в Москву и получил в пользование практически новое здание кинотеатра «Таджикистан». Долгое время на боковом фасаде театра «Сатирикон» сохранялся национальный таджикский орнамент, напоминавший о его киношном прошлом. А чтобы жители Марьиной рощи не скучали без кинематографа, поблизости пришлось строить новый кинотеатр - «Гавана».
Тем временем театр обзавёлся новым корпусом и отдельной площадкой с Малой сценой, оставалось ставить новые спектакли и радоваться аншлагам. Но, как говорится, «не было у бабки забот - так купила порося», - в 2015 году художественный руководитель Константин Райкин ввязался в авантюру с очередной реконструкцией театра и возведением трёх башен с апартаментами и офисами. Затея обернулась долгостроем.
За эти годы пресса не раз писала про строительную эпопею, во всех этих цифрах и документах чёрт ногу сломит. Ценителям театрального искусства грустно наблюдать, как востребованный театр лишился своей сцены.
Вот что сказал Константин Райкин в 2023 году на сборе труппы: «Если бы знать заранее, что стройка будет длиться столько лет, я не пошёл бы на это путешествие. Мы не сошли бы с нашего огромного пассажирского лайнера, на котором ехали, и не пересели бы на плоты и шлюпки. Мы, большой репертуарный театр, так долго уже на этих плотах, что обзавелись на них хозяйством, выпускаем спектакли, празднуем юбилеи и ухитряемся быть одной командой. Такое положение заставляет многое переосмыслить и переоценить».
Городские власти свои обязательства выполняют и предоставили «Сатирикону» в аренду «Дворец на Яузе» (площадь Журавлёва, 1 - бывший Дворец культуры МЭЛЗ), который совсем недавно давал приют труппам Театра на Малой Бронной и «Современника», пока в их родных залах проводился капитальный ремонт.
Бонус: интерьеры «Дворца на Яузе»
Дворец культуры знаменит не только прекрасно сохранившимися советскими интерьерами, но и богатой историей, отчасти связанной с темой реконструкции. В 1903 году на рабочей окраине открылось образовательное учреждение под названием Введенский народный дом, а в 1947 году архитектор Борис Ефимович перестроил дореволюционный модерн в актуальном стиле сталинский ампир. Здесь ставил спектакли Театр имени Моссовета, снимались телепередачи «КВН» и «Голубой огонёк», выступали Виктор Цой и Борис Гребенщиков, проходили выставки, а великолепная акустика позволяла проводить международные музыкальные фестивали. Возможно, атмосфера этого знакового места вдохновит актёров-райкинцев на новые творческие удачи.
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
#городнапамять #москва #история #архитектура #редевелопмент #типографиясытина #реставрация #сатирикон #киностудиягорького