Приветствую вас друзья! Расположенный у эстонского побережья Моонзундский архипелаг в ходе обеих мировых войн становился ареной ожесточенных боев, как на море, так и на суше. Дважды в 1917-м и в 1941-м острова оказывались в руках врага. Но в 1944 году советским войскам удалось взять блестящий реванш, рассчитавшись с врагом сразу за оба поражения.
Как и в годы Первой мировой острова играли важную роль в контроле над акваториями Рижского и Финского заливов. Помимо этого к 1944 году от обладания ими зависела и судьба немецкой группировки в Прибалтике - германское командование, оценивая острова Моонзундского архипелага как последние опорные пункты, обеспечивавшие использование морских сообщений для снабжения своих войск в районе Риги (33 дивизии), решило удерживать их любой ценой. Для обороны этих островов оно перебросило из Риги 23-ю пехотную дивизию (9-й, 67-й, 68-й пехотные полки, 23-й артиллерийский полк) генерал-лейтенанта Ганса Ширмера из состава 43-го армейского корпуса. В непосредственное подчинение ее командира была передана 24-я десантная флотилия. С 23-й дивизией должна была взаимодействовать 9-я дивизия охраны водного района (база в Виндаве). Все эти силы численностью 11,5 тысяч человек и 10 артиллерийских дивизионов а так же базировавшиеся здесь лёгкие силы флота (2 миноносца, 22 десантные и артиллерийско-десантные баржи, 14 тральщиков, 2 торпедных катера) представляли опасность для фланга и тыла советских войск, наступавших на Ригу, и не давали возможности советским кораблям использовать Рижский залив.
В конце августа Ставка Верховного Главнокомандования поставила задачу окончательно разгромить немецкую группу армий "Север" и полностью освободить советскую Прибалтику. План Генштаба РККА предусматривал действия войска 1-го, 2-го и 3-го Прибалтийских и Ленинградского фронтов и на Краснознаменный Балтийский флот.
Согласно замыслу операции Красная Армия должна была выйти к Балтийскому морю в районе Риги, отсечь прибалтийскую группировку противника от остальных сил, рядом мощных ударов рассечь окруженную группировку и уничтожить ее по частям. Главный удар был намечен на рижском направлении против основных сил 18-й и 16-й армий противника силами 1-го, 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов, которые должны были нанести удары по сходящимся направлениям на Ригу с юга, с востока и северо-востока. Ликвидацию нарвской группировки противника и освобождение Эстонии планировалось осуществить силами Ленинградского фронта во взаимодействии с Краснознаменным Балтийским флотом.
Сражение, вошедшее в историю как Прибалтийская наступательная операция началось в сентябре 1944 года. За время первого этапа операции с 14 по 27 сентября была освобождена вся материковая часть Эстонии и основная часть Латвии. 25—26 сентября 1944 года войска Ленинградского и 3-го Прибалтийского фронтов, разгромив группировку противника в Эстонии, вышли на побережье Моонзундского пролива и Рижского залива. Следующим этапом как раз и должно было стать освобождение Моонзундских островов.
Для этой цели были привлечены силы Ленинградского фронта (командующий - маршал Говоров) при содействии Балтийского флота (командующий - адмирал Трибуц), а именно 109-й (командир – генерал-лейтенант И.П. Алферов) и 8-й Эстонский (командир – генерал-майор Л.А. Пэрн) стрелковые корпуса 8-й армии (командующий – генерал-лейтенант Ф.Н. Стариков). Всего было задействовано около 78 000 человек. Поддержку им оказывала группировка Краснознамённого Балтийского флота (КБФ) 129 катеров и различных судов (в том числе 8 морских бронекатеров, 30 торпедных катеров, 13 сторожевых катеров, 13 катеров-тральщиков, 20 различных катеров), а также 260-я отдельная бригада морской пехоты (командир – генерал-майор береговой службы И.Н. Кузмичев). Крупным кораблям было запрещено выходить из Финского залива из-за высокой минной опасности.
Авиационную поддержку осуществляли 13-я воздушная армия (командующий – генерал-лейтенант С.Д. Рыбальченко) и авиация КБФ (командующий – генерал-лейтенант авиации М.И. Самохин). Состав десантных войск превышал силы противника в районе высадки более чем в три раза.
Планирование операции и подготовка сил велись ускоренными темпами. Сосредоточение указанных морских сил в районе операции проводилось одновременно с подготовкой операции, продолжалось и во время высадки десантов. Командующий КБФ адмирал В. Ф. Трибуц, говоря о подготовке к Моонзундской десантной операции, в своей книге "Балтийцы сражаются" отмечал:
Мы стремились с ходу овладеть островами Моонзунда. Штабами фронта и флота владела одна мысль: на плечах противника ворваться на острова или же, на крайний случай, максимально сократить паузу от момента выхода наших войск на побережье у проливов Моонзунда до высадки их на острова. Дело в том, что, используя ранее созданные укрепления противодесантной обороны и сооружая новые, противник мог рассчитывать длительное время обороняться немногочисленными сухопутными гарнизонами. Вдобавок его могли поддерживать с моря значительные надводные силы. Упустив время, освобождать Моонзундский архипелаг пришлось бы ценой огромных материальных затрат и, главное, больших людских потерь.
Замысел командующего 8-й армией предусматривал последовательный захват островов, вначале близлежащих к материку (Вормси и Моон) с последующим накоплением на них сил и нанесением удара по наиболее слабому в противодесантном отношении острову Даго, а затем – овладение наиболее сильным в противодесантном отношении островом Эзель, где находились основные силы противника.
Руководство операцией фактически было возложено на двух военачальников: действия на суше возлагались на командующего 8-й армией генерала-лейтенанта Ф. Н. Стариков, за действия на море отвечал командир Отряда легких сил контр-адмирал И. Г. Святов. Уже в ходе операции к руководству силами подключились начальник штаба Ленинградского фронта генерал-полковник М. М. Попов и командующий КБФ адмирал В.Ф. Трибуц. Им подчинялась армейская и флотская авиация. Командовать непосредственно высадкой назначили командира бригады торпедных катеров капитан 1 ранга Г.Г. Олейника.
Первой целью стал остров Вормси с которого противник контролировал проходы к Моонзунду из Финского залива. 27 сентября батальон морской пехоты майора А. О. Лейбовича, высаженный с торпедных катеров с ходу, без подготовки овладели островом. Для распыления сил противника высадка осуществлялась одновременно с трех сторон: востока, юга и севера.Единственная дорога, соединяющая все населенные пункты острова, была сразу же перерезана в нескольких местах. Именно на ней и разыгрались наиболее ожесточенные схватки. Уже к вечеру остров был в руках советских бойцов - проход к Моонзунду со стороны Финского залива для наших кораблей был открыт. Теперь можно было развить наступление на острова Моон, Даго и Эзель, не дав противнику времени привести свои части в порядок и организовать противодесантную оборону островов.
К 29 сентября в Моонзунде были сосредоточены предназначенные для высадки десанта на остров Моон торпедные катера флота и понтонные части армии. Войска, назначенные в десант, находились в Виртсу. Сухопутные артиллерийские и минометные части согласно плану операции разместились на заранее оборудованные в этом районе огневые позиции, развернули наблюдательные посты, произвели разведку целей. Серьезное внимание было уделено организации разведки острова Моон.
В ночь с 28 на 29 сентября с Виртсу на остров Моон была высажена советская разведгруппа из 20 человек, встретившая слабое сопротивление противника. Она закрепилась в районе севернее пристани Куйвастэ и установила радиосвязь с командованием. Разведка донесла, что противник еще не успел подтянуть на Моон войска и обороняет остров незначительными силами. Для уточнения и проверки сведений разведывательного отряда к вечеру 29 сентября на самолете У-2 была послана командирская разведка, которая, возвратившись, доложила, что на острове Моон обнаружены незначительные силы противника. На основании полученных разведданных, в 20 час. 30 мин. 29 сентября с торпедных катеров и автомашин-амфибий началась высадка десантников на Моон (Муху). В Куйвасту был высажен передовой отряд десанта (1150 человек), обеспечивший высадку первого эшелона десанта. При активной поддержке сухопутной артиллерии, расположенной на о. Виртсу, был быстро подавлен артиллерийский, минометный и пулеметный огонь оборонявшей этот район пехотной роты противника. Около 22 час. 30 мин. очередные части десанта высадились в бухте Суурлайд, создав тем самым для врага угрозу окружения. За 30 сентября торпедные катера совершили 181 рейс и переправили на остров свыше 5 500 человек 249-й стрелковой дивизии (командир – генерал-майор И. Я. Ломбак). К шести часам пополудни 30 сентября остров Моон был полностью освобождён. Столь быстрая потеря острова произвела в немецких штабах эффект разорвавшейся бомбы. На Эзель были спешно направлены части 218-й германской пехотной дивизии. Попутно прибыли и военные следователи - искать виновных в столь быстром разгроме.
Запланированная на утро 1 октября высадка на остров Даго (Хиума) из-за неблагоприятной погоды была перенесена на 2 октября. За это время торпедные катера произвели разведку района высадки - пристань Хельтермаа и выявили огневые средства и позиции артиллерии противника.Учтя новые разведданные командование решило произвести высадку не одновременно в двух пунктах, а последовательно: сначала под прикрытием всех выделенных сил авиации в Хельтермаа, а затем, когда противник стянет свои силы в этот район, — между мысами Сееренина — Техванина. Командир высадки имел право в случае успеха десанта в Хельтермаа высадить здесь весь остальной десант.В 8 час. 30 мин. торпедные катера, прорвавшись сквозь огонь противника, высадили на пристань Хельтермаа передовой отряд десанта (220 бойцов), который при поддержке штурмовиков Ил-2 сумел быстро овладеть ею. Используя успех на этом направлении, второй группе кораблей, направлявшейся к мысу Техванина с десантом в 415 человек, было приказано произвести высадку в Хельтермаа. В результате произошло быстрое наращивание сил десанта в этом районе. Уже через час после начала высадки весь первый бросок был на берегу. За ним последовал весь первый эшелон десанта и части усиления (артиллерийский полк).
К вечеру 2 октября на Даго был переправлен весь первый эшелон десанта — 249-я стрелковая дивизия, — и наши войска, успешно развивая наступление, вышли на рубеж Кэрдля — Нымаа — Кенла. Их продвижению успешно содействовала авиация. Утром 3 октября они овладели портом Кэрдля и в полдень достигли полуострова Дагерорт на западном побережье острова и южной оконечности острова. Советская авиация наносила непрерывные бомбовые удары по кораблям в портах Курессаре, Трииги и на подходах к ним и штурмовала отступавшие войска противника. К вечеру остров Даго был полностью очищен от противника; остатки его частей бежали через пролив Соэлавейн на остров Эзель, а отрезанные на севере части были частично эвакуированы кораблями из порта Кэрдля.
После овладения Мооном наши войска немедленно организовали разведку северо-восточного побережья острова Эзель. Высадкой разведывательных групп на автомобилях-амфибиях и рыбачьих лодках было установлено, что данный участок противник обороняет подразделениями одного полка 23-й пехотной дивизии и батальоном "Остлаид".
План захвата острова предусматривал одновременную высадку 8-го Эстонского корпуса и одной дивизии 109-го стрелкового корпуса на северное и северо-восточное побережье острова, которые затем наносили совместный удар в общем направлении на юго-запад с целью уничтожить войска противника и очистить от них территорию острова. Главным силам десанта — войскам 8-го Эстонского корпуса — предстояло наступать с острова Моон. Они должны были с рассветом 5 октября после мощного получасовой артподготовки форсировать пролив Вяйке-Вейн (частью сил по Орисаарской дамбе, частью сил на амфибиях и подручных средствах), захватить плацдарм на северо-восточном побережье и выйти на рубеж рокады мыза Карья — Пюха.
Десант на северное побережье — стрелковую дивизию 109-го стрелкового корпуса — предполагалось высадить также на рассвете 5 октября кораблями Краснознаменного Балтийского флота: в первом эшелоне два полка из порта Рохукюля и во втором эшелоне один полк с южного побережья острова Даго. Высадившись в двух пунктах на участке Таалику — Трииги, десант должен был захватить плацдарм на северном побережье и ударом во фланг и тыл орисаарской позиции содействовать главным силам в форсировании пролива Вяйке-Вейн. С этой же целью предполагалось высадить два батальона к югу от района переправы войск, наступающих с острова Моон, — в бухте Кейгустэ. Десанту приказывалось оседлать дорогу Орисааре — Курессаре, чтобы перехватить пути отступления противника и не допустить подхода его резервов к проливу Вяйке-Вейн. Высадка десанта на северное побережье должна была обеспечиваться армейской артиллерией с островов Моон и Даго.
5 октября части 8-го стрелкового корпуса овладели Ориссарской дамбой соединявшей острова Моон и Эзель. В тот же день в 6 час. неожиданно для противника непосредственной артиллерийской подготовкой и форсированием пролива Малый Зунд (Вяйкевэйн) на 70 автомашинах-амфибиях начался бой за высадку на о.Эзель. Кроме того, осуществляли переход два десантных отряда (1-й 1350 бойцов при 28 орудиях и 2-й из 1560 бойцов при 28 орудиях) из Рохукюля к пунктам высадки Талику и Трииги (в северной части острова Эзель). Первый бросок (250 человек) второго десантного отряда быстро захватил плацдарм на участке Талику. На захваченный плацдарм был высажен весь десант. Высадка десанта на широком фронте, по словам командовавшего 23-й пехотной дивизией генерал-лейтенанта Ширмера, связала такое большое количество его войск, что единственным выходом оставалось отступить из центральной части острова на полуостров Сырве (Сворбе) и обороняться там. Советские войска перешли в наступление и к 8 октября подошли к рубежу обороны противника на полуострове Сырве (Сворбе).
Здесь на узком перешейке шириной 3—3,5 км противнику удалось организовать эшелонированную оборону. Оборонявшиеся на полуострове части немцев, поддерживались сильной корабельной группировкой, состав которой включал в том числе тяжелые крейсеры "Принц Ойген", "Адмирал Шеер", "Адмирал Хиппер" и "Лютцов". Эти корабли имевшие на вооружении орудия калибром 203-280 мм создавали нашим войскам немало проблем. Действия кораблей противника прикрывала силы 1-го воздушного флота и части люфтваффе из Восточной Пруссии. Попытки с ходу прорвать ее 10 – 14 октября успехом не увенчались: для содействия удару с фронта в тыл вражеской обороны был высажен небольшой десант — на западном берегу на амфибиях, а на восточном берегу (район деревни Винтри) — на катерах и тендерах. Десант успеха не имел. Войскам фронта удалось лишь прорвать первый рубеж обороны на линии Унгру — Пагилан. Во второй половине октября овладеть узкой частью полуострова Сырве.
Противник, имея значительное количественное и качественное превосходство в кораблях, мог осуществлять не только снабжение гарнизона полуострова Сырве, но и организовать его эвакуацию. Одновременно крейсера и эсминцы нашего Балтийского флота не могли оказывать значительной помощи сухопутным войскам из-за большой минной опасности.
Противник отступил на расположенный южнее второй рубеж обороны по линии мыза Лыпе — северная окраина Тэсу — Каймри, в сильно пересеченной лесисто-болотистой местности, с густо развитой сетью минных полей и огневой поддержкой сухопутной (20 батарей) и корабельной артиллерии. Здесь немцам удалось приостановить продвижение наших войск. Борьба на полуострове Сырве приняла позиционный характер, и только 18 ноября после почти двухчасовой мощной артиллерийской и авиационной подготовки советские войска взломали оборону противника и начали развивать успех. 24 ноября остров Сарема был полностью очищен от противника. В тот же день завершилась вся стратегическая Прибалтийская операция.В ходе боев на полуострове Сырве были разгромлены 23-я, 218-я и 215-я пехотные дивизии, 531-й и 532-й артиллерийские дивизионы береговой обороны, 583-й охранный батальон и другие. Противник потерял до 7 тысяч человек убитыми и около 700 пленными. КБФ потопил или повредил около 100 судов противника.
Решение проводить высадку сходу со ставкой на внезапные и быстрые действия оказалось правильным - противник буквально не успел опомниться и подтянуть значительных сил чтобы выстроить систему обороны на островах. Благодаря быстроте действий основные цели по освобождению островов Моонзундского архипелага достигались, в основном, в ходе боя за высадку десанта. Так остров Вормси был освобожден 27 сентября за 5 часов, остров Моон – 29 сентября за 21 час 30 мин, остров Даго – 2 октября за 28 час 30 мин. Освобождение островов Вормси, Моон и Даго было осуществлено быстро и с минимальными потерями. Основная часть острова Эзель (исключая полуостров Сырве) был освобожден за 60 часов.
Также нужно отметить четко организованное взаимодействие между флотом и сухопутными войсками, на всех этапах надежно работала связь, что позволяло управлять войсками непрерывно и без сбоев. Этим операция по освобождению Моонзудских островов выгодно отличалась от предыдущих десантных операций.
На руку нашим войскам сыграл и тот факт, что немцы не создавали противодесантную оборону на восточном побережье островов - после захвата островов в 1941-м они рассматривали их глубоким тыловым районом.
Освобождение Моонзундского архипелага имело важное стратегическое значение: создавалась непосредственная угроза левому флангу войск противника. Наш Балтийский флот получил возможность контролировать Финский и Рижский заливы, развернуть активные действия на немецких коммуникациях в средней и южной части Балтийского моря.
Источники: В.И. Жуматий Моонзундская десантная операция (27.9 — 24.11.1944 г.)/ сайт Минобороны России, В.Ф. Трибуц "Балтийцы сражаются", Ачкасов В. Моонзундская десантная операция. // "Военно-исторический журнал". № 4-1973, Ачкасов В. И., Вайнер Б. А. "Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне", материалы в открытом доступе в сети Интернет.
Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. И до новых встреч на "Историческом броневичке"