Найти тему
Ярослав Кабаков

Китай: стимулы через кризис

В последние годы китайский рынок недвижимости сталкивается с серьезными трудностями, приводящими к значительному обесцениванию активов. Это обесценивание нанесло удар по экономике, и, по оценкам экономистов, домохозяйства Китая понесли убытки, превышающие 10 триллионов долларов. Для сравнения, это сопоставимо с размером экономик таких стран, как Япония или Германия. Такие колоссальные потери создают давление на китайское правительство, заставляя его искать срочные меры для стабилизации ситуации.

На прошлой неделе китайское правительство объявило о масштабном пакете стимулирующих мер. В отличие от привычной консервативной политики, которую власти КНР предпочитали в последние годы, эти меры предполагают более решительные шаги, включая повышение бюджетного дефицита до 3,8% ВВП, что превышает общепринятый «золотой стандарт» в 3%. Эти изменения предполагают выпуск государственных облигаций на сумму около триллиона юаней (137 миллиардов долларов) для финансирования программы стимулирования. Среди предложенных шагов также снижение процентных ставок, что некоторые эксперты сравнивают с американским подходом «Fed put», а также неясные обещания по фискальным стимулам. Однако ключевой вопрос заключается в том, окажутся ли эти меры эффективными для восстановления экономики Китая.

Опыт Японии в 90-х годах показывает, что снижение процентных ставок далеко не всегда приводит к восстановлению экономики, особенно в условиях рецессии баланса. Японские власти также агрессивно снижали ставки, однако это не решило проблему и не вернуло уверенность в экономике. Аналогичным образом, в Китае снижение ставок вряд ли побудит домохозяйства или корпорации снова активно использовать заемные средства, особенно после того, как многие из них уже пострадали от долгового кризиса.

Однако более интересной мерой кажется новый механизм, созданный китайскими властями, который напоминает американский BTFP (Bank Term Funding Program). Он позволяет закладывать залог (например, наличные или облигации) для получения финансирования, которое может быть использовано для покупки китайских активов, включая недвижимость. Этот шаг направлен на восстановление доверия в экономике, но вряд ли решит структурные проблемы, с которыми сталкивается Китай.

Единственным реальным решением остаются масштабные фискальные стимулы. История китайского экономического роста показывает, что в прошлом правительство использовало кредитное плечо на уровне корпораций и домохозяйств для поддержания высоких темпов роста. Сегодня, когда корпоративные и домохозяйственные рычаги исчерпаны, единственным оставшимся источником ресурсов является государственный бюджет.

Сейчас ключевым фактором становится размер фискального пакета. Недавно агентство Reuters сообщило о возможном бюджетном пакете на сумму 284 миллиарда долларов. Однако такой объем средств может оказаться недостаточным для преодоления последствий кризиса в жилищном секторе, который оценивается в 10 триллионов долларов. Фискальные стимулы должны быть значительными и целенаправленными, чтобы они могли реально изменить ситуацию.

Стоит также учитывать, что Китай традиционно предпочитает применять масштабные стимулы в моменты, когда мировая экономика находится на спаде. В таких условиях Пекин может получить лучшую рентабельность инвестиций, например, скупая дешевые иностранные активы или укрепляя свои позиции на глобальных рынках. Однако пока мировая экономика не замедлится еще больше, Китай может ограничиться лишь «контролем кровотечения», пытаясь поддерживать ситуацию, не прибегая к полномасштабным стимулам.

Таким образом, можно ожидать, что масштабы стимулов будут увеличиваться по мере дальнейшего снижения процентных ставок ФРС США и общего замедления мировой экономики. Это создаст для Китая более благоприятные условия для проведения агрессивной фискальной политики и укрепления своих позиций на глобальных рынках. Таким образом, Китай, вероятно, продолжит наращивать экономические меры, чтобы не только стабилизировать внутренний рынок, но и воспользоваться глобальными экономическими трендами для укрепления своей роли в мировой экономике.