Стильный фильм прошлого века с актуальными философскими вопросами. Красив, глубок, мастерски снят и гениально сыгран.
Чувственная смесь детектива и мистики в стиле нуар настоенная на этических вопросах вне времени. 1987 год - сегодня смотрится, как актуальная классика вне времени.
По сути философская притча о жизненных выборах, душевных муках, совести и сделки с самим собой против себя.
Особая непередаваемая атмосфера и эстетика фильма обеспечена не только талантливой режиссерской работой Алана Паркера. А во многом гениальной игрой ещё молодого и обоятельного Микки Рурка и Роберта де Ниро в расцвете своего творческого пути.
Фильм метафоричный и интересный с психологической точки зрения. Кладезь символов, намеков и скрытых смыслов.
Что же хотел нам сказать режиссер?
Герой вступает в сделку с дьяволом, продает душу и пытается переиграть в духе «а ничего и не было». Жертвуя молодым солдатом, он берет его личность себе.
О чем же эта метафора, если взглянуть глубже кинематографичного вымысла?
О внутреннем процессе, когда человек идет против совести ради получения благ диктуемых неумолимым Эго. Которое гонется за славой, вниманием, признанием, деньгами и успехом. Так человек попадает и перемалывается в колесе сансары - отсылка к неизбежному и непреодолимому в виде вентиляторов сопровождающих героя на протяжении всего фильма.
Душа человека страдает от этого. И тогда он решается убить в себе самое светлое «молодого невинного солдата» - убить детскую наивную часть. Чтобы не чувствовать, ни боль, ни раскаяние, ни радость, ни муки совести - ничего. И просто жить. Как-будто ни чего и не было. Заново. Как бы в новом теле, а шлейф былых грехов неумолимо тянется и накапливается. Но пока как-будто не виден.
Внутренний конфликт и скелеты в шкафу сидят тихо ожидая своего часа. И в какой-то момент всё это прорывается в лице Луиса Сайфера и требует восстановить хронологию, отследить путь, вспомнить всё и встать лицом перед «тьмой» в себе. В отчаянной попытке не увидеть себя настоящего герой повторяет как мантру в зеркало: "Я знаю кто Я." И он уже вспомнил кто Он.
И это самое сложное: увидеть, признать, принять и простить эту тьму в себе. Не стараться ее скинуть на другого и мнить себя Ангелом. В мире людей их нет.
Фильм напоминает нам, что в каждом человеке есть «свет» и «тьма». Свои Гарри Ангел и Джонни Любимчик, чью руку ведет сам Люцифер.
Чего герой не смог сделать и отправился в вечные муки. Эпичный спуск на лифте - метафора нисхождения души в нижние миры.
С психологической точки зрения здесь показано такое расщепление личности, когда новая личность полностью замещают другу в результате сильной травмы. События прошлого глубоко кремируются в дальнюю урну сознания.
Есть и более глубокие метафоры отсылающие к безнадежности и обреченности нашего мира. Говорящие, что современный человек сильно заблуждается, пологая, что идет путем развития.
Коронная цитата Луиса Сайфера: “В мире достаточно религии, чтобы люди ненавидели друг друга, но не столько, чтобы они друг друга любили”.
P.s. По-моему отличный экземпляр для осеннего вечера. Как для любителей метафор, глубины и поиска скрытых смыслов. А их в фильме полно. Можно разгадывать как кроссворд.
Так и для эстетов, которые хотят насладиться стильными кадрами, атмосферой, качественной режиссурой, проникнуться эстетикой 50-х, вспомнить 90-е и один их его символов в лице Микки Рурка. Насладиться хоть и редким, но метким появлением Роберта де Ниро, который как хороший коньяк с годами только становится лучше.