Любому зданию по истечении определённого срока эксплуатации обязательно потребуется ремонт, причём если для самого здания этот срок может исчисляться многими десятилетиями, то для его внутренних помещений этот срок намного меньше и исчисляется уже просто годами. Особенно если речь идёт о здании образовательной организации – например, университета.
Учебные, служебные, подсобные и иные помещения и коридоры университетского здания эксплуатируются, можно сказать, с особой жестокостью – ежедневно его посещает очень большое количество людей, студентов, которые проводят в здании много времени, и при этом не всегда аккуратны. В течение каждого рабочего дня в здании могут многократно открываться и закрываться всевозможные двери и окна (бывает, что с применением силы), полы помещений и коридоров топчутся тысячами ног, в учебных аудиториях по полу интенсивно двигаются ножки большого количества стульев. Очень активно эксплуатируется электропроводка, водопровод, канализация, сантехника, ещё какие-то инженерные системы (например, отопление, вентиляция, кондиционирование помещений, сигнализация, лифты), и иногда характер эксплуатации, к сожалению, имеет признаки вандализма. Но и без вандализма всё равно в процессе использования время от времени что-то ломается, что-то пачкается, а что-то просто устаревает и перестаёт соответствовать современным требованиям – какие-то из этих проблем регулярно и своевременно устраняются, а какие-то начинают копиться и копятся десятилетиями.
Как известно, чтобы выбрать компанию, которая будет делать ремонт в здании университета (гос. организации) за счёт госбюджета, объявляется тендер, в котором практически всегда побеждает самый дешёвый поставщик услуг. Все понимают, что это палка о двух концах: с одной стороны, экономия бюджетных средств, а с другой стороны – очень часто скупой платит дважды, так как качество сделанного ремонта даже при формальном соблюдении всех требований заказчика оставляет желать лучшего, и потом заказчику приходится самостоятельно что-то доделывать и переделывать.
На данном месте работы я работаю февраля 2012 года – это федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования. Когда я сюда пришла, зданию, построенному в середине 1980-х годов, уже давно требовался ремонт. Было видно, что за весь этот период от момента введения здания в эксплуатацию какие-то отдельные помещения университета иногда ремонтировались, причём, по-видимому, на какие-то спонсорские средства, так как разношёрстность этих ремонтов была очевидной и наводила на мысль об их неофициальности. Например, идёшь по коридору, и среди ряда обшарпанных дверей аудиторий вдруг видишь относительно новую железную чёрную дверь с глазком, а через одну – снова железную, но совсем другую – серую с какими-то дизайнерскими завитушками и оригинальной ручкой, причём участок стены только вокруг этой двери покрашен в яркий цвет. Это как в многоэтажных жилых домах, когда жители сами делают ремонт кто во что горазд, в соответствие своим представлениям о прекрасном. На другом этаже видно, что когда-то там делали косметический ремонт кусочка коридора с четырьмя дверями аудиторий одной из кафедр – бетонный пол в этом закутке заклеен каким-то ядовито синим пластиковым покрытием, покрашены стены и потолок и заменены двери – на фоне общего убожества остального коридора этот выделяющийся кусочек выглядит чем-то инородным.
При всех этих «точечных» ремонтах общая обшарпанность и глобальная разруха бросалась в глаза. Давно не мытые стены в коридорах, покрашенные до середины масляной краской, с побелкой сверху. Старые лифты, большая часть из которых не работала, а остальные часто ломались. Туалеты, в которых работала в лучшем случае половина кабинок, были сломаны шпингалеты и вырваны крючки для сумок, а также висели обшарпанные раковины с текущими кранами. Аудитории с частично поломанной мебелью, грязными стенами, окнами, которые плохо открываются и закрываются, рваным линолеумом и батареями, забитыми пылью. В некоторых лекционных аудиториях, сделанных в форме амфитеатра, кое-где провалился деревянный пол и было холодно, так как батареи почти не грели. Пол в коридорах здания на третьем и пятом этажах был из каких-то бетонных квадратов и шевелился, когда по нему идёшь. Общее ощущение – разруха.
Примерно в 2015 году со сменой руководства потихоньку начались изменения. Сначала расширили, утеплили и застеклили атриум. Сделали ремонт в некоторых туалетах (но он оказался некачественным – очень быстро вышли из строя по 1-2 кабинки из 3-4 имеющихся и стал отваливаться кафель). На третьем этаже начали капитальный ремонт аудиторий и коридора. По очереди заменили все лифты. Совсем аварийные лекционные аудитории, где провалились полы, вывели из эксплуатации и поставили на ремонт.
Году так в 2021 руководство университета сменилось ещё раз и ремонты активизировались – на первом этаже отремонтировали наконец самые большие лекционные аудитории, а также коридоры, учебные аудитории и кабинеты на четвёртом, пятом и шестом этажах (правда не все), сделали ремонт и переоборудование в библиотеке, заново отремонтировали все туалеты. Кабинеты и многие учебные аудитории оснастили сплит-системами, а также обновили компьютерную технику и средства мультимедиа. В каких-то местах ремонт продолжается и сейчас.
Конечно, сейчас в университете стало намного лучше – комфортнее, красивее. Безусловно. Раньше даже иной раз стыдно было перед студентами за столь «брутальный» вид аудиторий, в которых приходилось проводить занятия. И иногда приходилось отвечать на вопросы, почему же всё вокруг такое убогое. Теперь такие вопросы ни у кого не возникают. Всё хорошо. Однако, есть нюансы.
Например, когда в 2018 году первые новые лифты ввели в строй, то сразу отключили. Почему? Боялись, чтоб не дай бог лифты никто не испортил, хотя они в антивандальном исполнении сделаны, там всё из нержавейки. Студентам и преподавателям не оставалось ничего иного как ходить по лестницам, либо пользоваться тогда ещё остававшимися и иногда работающими старыми лифтами. У меня тогда как раз обострился артрит коленного сустава, и я эти походы по лестницам, особенно вниз, просто ненавидела. Но эти новые лифты включали иногда, в дни мероприятий, когда в универ приезжали какие-нибудь важные посетители, а потом опять отключали. Так продолжалось до 2020 года. Потом был ковид и мы ушли на дистант, а потом ректор сменился, и лифты перестали отключать.
Когда отремонтировали и ввели в расписание первые большие лекционные аудитории, то оказалось, что после ремонта там совсем не работает вентиляция. Окна там в потолке, их не открыть никак. Вентиляционная решётка вроде бы есть, причём щели в ней, через которые должен поступать воздух, закрыты заслонками. На электрощитке с выключателями есть рычажок, подняв который, можно открыть эти заслонки. Но воздух не поступает даже при открытых заслонках – похоже, в ходе последнего ремонта там где-то перекрыли канал, по которому должен был поступать воздух. Данные аудитории имеют большую вместимость, а лекции я веду в больших потоках студентов, поэтому мне в расписании всегда ставят эти аудитории. Мучение – людей много (больше 100 человек в каждом потоке), кислород быстро заканчивается, хоть я и дверь держу всё время открытой – жарища, духотища. В одной из этих аудиторий ещё и сиденья велюровые, что дополнительно усугубляет ситуацию. Так что ремонт, конечно, был нужен, но в данном случае его провели так, что до него было лучше – мы хотя бы дышали нормально.
Во всех лекционных аудиториях до ремонта висели доски, чтобы преподавателю можно было вести записи на доске, а в некоторых помимо доски был ещё проектор и экран, чтоб можно было демонстрировать медиаматериал. Я преподаю математику, и считаю, что на математике гораздо эффективнее вести лекцию с использованием доски, чем с демонстрацией картинок на экране. Теперь, после ремонта, нормальная большая доска осталась только в одной из лекционных аудиторий. В них повесили новые проекторы и новые большие экраны взамен старых, а доски убрали и не вернули. Но мне то доска нужна! Я об этом сообщила в учебную часть, и мне в лекционную аудиторию поставили меловую доску на ножках 1м*1,5м – для моих потребностей она маленькая, да ещё и неудобная. Зачем было убирать нормальную доску, которая была в этой аудитории до ремонта, мне непонятно. Могли бы её обратно повесить, но не захотели – она, видите ли, вид портит. А то, что это не музей, а лекционная аудитория, никого из руководства не волнует. В учебной части мне посоветовали слайды показывать вместо записей на доске – я, конечно, сдержалась, но… вот я ещё у вас не спросила, как мне занятия проводить – поработайте с моё, причём с моими результатами, а потом советы раздавайте.
В общем, сделанный ремонт, как и вообще всё вокруг нас, имеет две стороны: положительную и отрицательную – диалектика, ё-моё.