Найти тему

Детям о круге: 5 примеров необычных игровых математических заданий для дошкольников

Оглавление

Прорабатывать с дошкольниками тему геометрических фигур оказалось очень увлекательно. В моей дидактической копилке уже есть лэпбуки «Квадрат» и «Треугольник», а сегодня не терпится показать вам новенький математический лэпбук «Круг». Наверное, было бы неправильно сказать, что лэпбуки «Квадрат» и «Треугольник» хуже, но «Круг», появившись в этой семье третьим, по функционалу ничуть не уступает старшим братьям. Количество интерактивных элементов здесь зашкаливает, как и охват смежных тем.

Детям о круге: 5 примеров необычных игровых математических заданий для дошкольников
Детям о круге: 5 примеров необычных игровых математических заданий для дошкольников

Математический лэпбук для дошкольников "Круг и его друзья"

Я уже рассказывала о математическом лэпбуке «Квадрат» (ссылку на материал оставлю в конце статьи), где придерживалась определённой логики в изложении. Поэтому про «Круг» расскажу по этой же схеме. Начну со сборки.

Шаблон для печати сделан таким образом, что позволяет собрать пособие в папку-передвижку, книжку или использовать его в виде обычных рабочих листов. Всё зависит от технических возможностей и последующих условий использования. Мне захотелось сделать книжку. Для этого я использовала переплётчик и пластиковые пружины диаметром 8 мм — их как раз хватило.

Сборка математического лэпбука для дошкольников "Круг и его друзья"
Сборка математического лэпбука для дошкольников "Круг и его друзья"

Листы в моей книжке двусторонние, при необходимости я делала их двусторонними до ламинирования. Там, где предполагалось крепление хольнитенов или брадсов, одинарные листы сначала ламинировались, а затем уже скреплялись между собой в страницу. Удобно скреплять их двусторонним скотчем.

Обычно подвижные элементы я креплю при помощи швейного пресса на односторонние хольнитены, но в этот раз поймала бинго: мало того что купила не тот размер, так ещё и умудрилась взять двусторонние… А матрица у меня лишь одна — под односторонние «девятки».

Круг для дошкольников: как познакомить детей с геометрической фигурой

Что в первую очередь сообщается детям-дошкольникам о круге? Верно, то, что у круга отсутствуют углы. Приёмы педагогами используются разные. Наверное, самым популярным является наложение круга на квадрат и демонстрация отсутствия углов относительно квадрата. Я пошла другим путём и задумала в математическом лэпбуке следующее.

Круг катится, потому что в отличие от квадрата и треугольника не имеет углов
Круг катится, потому что в отличие от квадрата и треугольника не имеет углов

Три геометрические фигуры (круг, квадрат и треугольник) задумали прогуляться, прокатиться по дорожке. У кого затея удастся, а кому что-то помешает? Как реализовать? Конечно, можно просто посмотреть относительно линии-дорожки, по которой фигуры планируют прокатиться, но это не так интересно и не так наглядно. Ребёнку всегда хочется не столько посмотреть, сколько потрогать и совершить какое-то действие.

Я сделала дорожки выступающими над поверхностью рабочего листа. Для этого взяла коробочный картон (лучше брать от цифровой техники — он более тонкий, но при этом очень плотный). Вырезала из картона заготовки по размеру «дорожек» и с помощью двустороннего скотча приклеила их к основе. Поверх наклеила уже заламинированные «дорожки».

"Дорожки" для геометрических фигур сделаны выступающими над поверхностью рабочего листа
"Дорожки" для геометрических фигур сделаны выступающими над поверхностью рабочего листа

Дальше начинаем крепить геометрические фигуры к основе. Повторюсь, я не изменяю швейному прессу и хольнитенам, но сборка не хуже получается и на брадсы. В этот раз пришлось использовать именно их — валялись без дела лет 7, наверное. Когда-то давно заказывала с AliExpress, даже не помню для каких целей. Ещё и в тон попала, заметили?

Кстати, не с каждым материалом можно подлезть в швейный пресс. Например, крепя вертушку с четырёхугольниками в лэпбуке «Квадрат», мне не хватило свободного места в прессе, и пришлось стучать молотком, что всё-таки не то. Хольнитен закрепился, конечно, но попортился. Так что иногда брадсы — это лучшее решение, поскольку они не требуют специального инструмента для установки.

На игровой основе стрелками показано направление предполагаемого вращения, чтобы не только обеспечить ребёнку самостоятельную деятельность, но и показать, что возможность вращения (или её отсутствие) работает в обе стороны.

Закрепим представления о круге предметами круглой формы

В этом лэпбуке предметов круглой формы всего четыре (пуговица, мяч, арбуз, дорожный знак), но в жизни их можно найти множество. Ребят помладше можно попросить отыскать круглые предметы в групповом помещении или любом другом месте. Старшие с удовольствием назовут предметы из своего опыта.

Круглые предметы: пуговица, дорожный знак, мяч, арбуз
Круглые предметы: пуговица, дорожный знак, мяч, арбуз
Моё любимое: ведь арбуз имеет форму шара? Да, как и мяч, как и многие другие предметы. Однако в повседневной речи их часто называют «круглыми» из-за общего визуального сходства с кругом, особенно если их воспринимать в контексте игр или объектов, которые легко катятся. Круг в данном случае — не ошибка.

Игровое поле с множеством геометрических фигур и задачей поиска заданной

Такое поле я размещаю в каждом лэпбуке семьи геометрических фигур. Задача простая: среди множества фигур найти все круги. Можно искать их на скорость или просто для интереса, можно закрашивать найденные фигуры или маркировать условной «фишкой», например, в виде камешка марблс.

Найди круги: математический лэпбук для дошкольников
Найди круги: математический лэпбук для дошкольников

Как же без вертушки, правда? Мне очень нравятся детские активности в формате вертушек. В этот лэпбук взяла планету Земля. Вертушка эта так же собирается на брадс, как и крепления для её размещения в лэпбуке.

Вертушка для детей "Земля"
Вертушка для детей "Земля"

Ну и напоследок про всем полюбившиеся пирамидки для дошкольников

А «часть и целое» в виде яблочного пирога и страницу под названием «Круглый год» оставим на вторую часть материала. Поэтому не забудьте подписаться на блог «Методист в отставке» и активировать колокольчик — так вы не пропустите выход новой публикации.

Так вот, что такое «пирамидки»? В педагогическом понимании это та же сериация, просто визуализированная иначе. Какова задача? Сравнить величину предметов, расположив их от самого большого к самому маленькому. Это может работать и в обратную сторону — от маленького к большому, но выполнять придётся привычным способом, а именно выстраиванием традиционного сериационного ряда слева направо от маленького к большому. Собственно, кто мешает сделать так же и от большого к маленькому?

Пирамидки для дошкольников
Пирамидки для дошкольников

Но в чём всё-таки крутость «пирамидок»? В моей любимой автодидактичности. Собирая «пирамидку» от большого к маленькому, каждый последующий элемент при правильной сборке не сможет перекрыть предыдущий. И это, опять же, позволит ребёнку работать самостоятельно, анализировать результат, корректировать действия и анализировать снова, а затем делать вывод.

Я взяла для этих целей тему сладостей и положила на условную "тарелку" (так можно назвать игровое поле, оно как раз её напоминает) пончик (или донат — тут уж чем оперируют дети), печенье и пирог. Мы можем помочь кому-то накрыть стол к дню рождения. Угощений много, и наша задача — сложить их аккуратно, начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким. Вообще, изначально это может быть просто сортировка, где мы разберём угощения на группы. Выполнять работу могут и трое детей: у каждого будет своя работа и своё угощение. Ну а дальше всё по классической схеме: либо выкладываем сериационный ряд классически, а затем перемещаем угощения на "тарелку" и крепим друг к другу при помощи липучек, либо начинаем выполнять сразу же на "тарелке".

Пирамидки для дошкольников
Пирамидки для дошкольников

Желательно не забывать про развитие речи и просить детей называть размер каждого последующего предмета.

Если с пирогом и пончиком всё понятно, то в случае с печеньем речевая работа будет интересной. Здесь согласование не такое простое. Печенье — слово и единственного, и множественного числа. Но это может быть и печенинка, правда? Поэтому сначала мы положим на тарелку самую большую печенинку, а последней — самую маленькую.

Знаете, я часто делюсь с мужем своими мыслями с целью узнать "обывательское" мнение, потому как предполагаю, что материал этот может пригодиться и просто заинтересованному родителю, далёкому от педагогики. И он каждый раз недоумевает: об этом что, нужно говорить? Ага, оказывается, дошколка не так проста, как кажется на первый взгляд. Донести до ребёнка элементарное порой является тем ещё квестом.

Завершаю на сегодня. Вы можете использовать эти идеи для изготовления на их основе своего пособия или же прийти за шаблоном в моё сообщество в ВК — ссылку оставлю в закреплённом комментарии. Благодарна за лайк и репост, это позволит алгоритмам Дзена сориентироваться и показать материал большему количеству заинтересованных пользователей. Добра нам всем и до встречи в новом материале.