Эта цитата из Евангелия многих сбивает с толку, вызывая недоумение. Она будто говорит об опасности со стороны родных, предупреждая об осторожными в отношении близких людей. Но разве такое возможно? Нет! Ибо Спаситель Сам для нас, христиан, является примером жертвенной любви, бесконечного милосердия и сострадания.
Выходит, фраза таит в себе какой-то иной, скрытый смысл, недоступный для нас? И самое время предоставить слово священникам и богословам – людям, которые хорошо знают Священное Писание. И, соответственно, знают, что же именно хотел сказать Христос.
Но прежде, чем вы, друзья, узнаете их мнения, считаю правильным процитировать стих из Евангелия дословно:
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня…». (Мф. 10:34—37).
Митрофорный протоиерей, церковный и общественный деятель Димитрий Смирнов (1951 – 2020):
«...Нередко люди, пришедшие к Господу, стараются совершенствоваться в вере, однако их родственники (или умышленно, или по незнанию) могут стараться им препятствовать. В таком случае родной человек может и впрямь стать “врагом” - не в прямом смысле этого слова, но для процесса поисков истины.
Преданность христианской вере может казаться таким людям подобием какого-то фанатизма или даже помешательства. Они не понимают, зачем тратить свободное время на посещения храма и молитвы - разве это разумно, когда дома и без того полно дел?
Кроме того, они не могут уразуметь, для чего Марией была избрана “благая часть”. Другое дело - Марфа. Она и за порядком в доме следит, и не пренебрегает готовкой и иными бытовыми делами.
К сожалению, не каждый способен постичь материи духовные и возвышенные. Мы ведь взираем на жизнь с высоты собственного опыта и руководствуемся личными убеждениями. А потому и родные наши, как показывает практика, порой учиняют нам препятствия на пути к Царствию Божьему.
И в такие моменты очень важно оставаться мудрыми и терпеливыми: не переставайте любить своих ближних и заботиться о них, но, в то же время, не забывайте и о духовном развитии. Это, конечно, непросто - иногда и до ругани доходит, и тогда становится очень сложно не обижаться и не злиться.
Но иногда происходит иначе - например, один член семьи продвинулся в духовном плане немного выше, а второй всё ещё “топчется на месте”, а потому раздражается и завидует. И это раздражение может подтолкнуть его к определённому воздействию: он начинает выражать собственное недовольство, предъявляет претензии и специально ищет конфликта…
Потому-то Спаситель и предупреждает о том, что нашими “врагами могут стать домашние наши”. Это, можно сказать, некая духовная закономерность, подготавливающая нас к возможной неприятности».
Учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия Алексей Осипов:
«...В тот момент, когда человек открывает своё сердце христианской вере, его семья, исповедующая иную религию или настроенная атеистически, зачастую реагирует на это негативно. С подобной реакцией не раз сталкивались и наши верующие предки, и это, с какой-то стороны, вполне естественно.
Я слышал очень много подобных историй. Например, один молодой человек вырос в атеистической семье, но в какой-то момент решил жить Богоугодно, в согласии с Православным вероучением.
Естественно, его родителям это не понравилось и они тотчас принялись его “вразумлять”, ведь, по их мнению, атеизм - это единственно верное и научно-обоснованное мировоззрение. А потому слова Христа о “врагах” я советую толковать как подобие мудрого предсказания или даже пророчества.
Представим себе и иной пример: живёт себе на свете верующая семья, и всё у неё, в общем-то, хорошо. Но тут вдруг кто-то решает по-настоящему воцерковиться. И это решение нередко воспринимается с возмущением.
Одна знакомая христианка как-то раз рассказала мне о том, что постоянно слышит упрёки от собственной матери - мол, зачем ты каждое воскресенье в церковь бегаешь? Ладно бы только на Рождество или в период Пасхальных праздников, но каждое воскресенье - это уже перебор…
Естественно, эти упрёки были причиной постоянных конфликтов и споров. Именно в этом свете наши домашние и могут становиться для нас “врагами”. Не личными недругами, конечно, но теми, кто не позволяет нам жить Богоугодно».
Священнослужитель Иваново-Вознесенской епархии Русской Православной Церкви Макарий Маркиш:
«...Иногда приходят ко мне добрые люди, и, округлив глаза, говорят:
“Отец Макарий, а ведь Сам Господь говорит, что наши родные - это наши враги! Вы что же, не знаете? Так ведь в Евангелии написано!”.
Я-то, конечно, об этих словах знаю, Евангелие я перечитывал множество раз. Но я настоятельно рекомендую всем тем, кто знакомится со Священным Писанием, не вырывать отдельных фраз из общего контекста. При этом под “контекстом” очень важно понимать не только отдельную главу, например, но и помнить о происхождении того или иного текста.
Старайтесь выяснять, почему Спаситель произносит именно эти слова и как они связаны с общей полнотой Святого Писания. Тут на помощь могут прийти и грамотно дополненные издания, и пояснения, и даже советы Вашего батюшки.
Давайте постараемся понять, почему Христос вообще произносит эту фразу о врагах. Первым эти слова изрёк Ветхозаветный пророк Михей, а не Спаситель, и звучали они следующим образом:
“...Не осталось в мире милосердных людей, как не осталось и правдивых; каждый строит ковы, помышляя о кровопролитии; каждый думает, как заполучить собственного брата в сети обмана.
Руки свои они обращают к злым и жестоким деяниям; начальники требуют даров, а судьи судят их, принимая взятки… Остерегайтесь веры по отношению к другим людям, не доверяйте даже собственным друзьям… Потому как сыновья позорят отцов, дочери восстают против матерей, а невестки - против свекровей; и главный враг для человека - это домашние его”.
Мы видим, что пророк рассуждает о кризисных ситуациях, в которые попадали наши предки. При этом он не призывает людей поступать таким образом - напротив, он подчёркивает ненормальность подобного поведения, призывая грешников раскаяться и встать на путь исправления.
Сын Божий цитирует фразу из этого изречения, как бы говоря нам:
“Обратите внимание на то, как может быть”.
А потому мы ни в коем случае не должны относиться к этим словам, как к норме жизни. Это ведь чистейший абсурд.
Тем не менее, человек невежественный, самодовольный и самоуверенный может по глупости исказить эти слова, посчитав чёрное белым. Добро, которое ниспосылает нам Небесный Отец, ему кажется абсолютным злом, а Его мудрая Воля - нагромождением каких-то цветистых, но бессмысленных повелений. А потому, очень Вас прошу, старайтесь избегать подобных досадных ошибок».
- Теперь, когда всё встало, как говорится, на свои места, мы понимаем, друзья, как порой искажается – сознательно или из-за недостатка знаний – Священное Писание. И особенно – противниками православия, жаждущими камня на камне не оставить от учения Христа.
- Вот почему священники просят и умоляют верующих регулярно читать Евангелие. Простите за сравнение, но ведь христианин, не знающий Священного Писания, это все равно, что математик без знаний о математике. Или юрист без знаний законов.