На Руси родительскому благословению всегда придавали большое значение. И по сей день эта добрая традиция продолжается. Но знаете ли вы, друзья, что многие из нас, христиан, неправильно благословляют детей? И тем самым невольно направляют их на неуспех, к проблемам и несчастьям.
Богом матери дан суд над детьми своими
И это чистая правда. В документе XIX века – он называется Троицкий лист с луга духовного – сохранился один поучительный рассказ:
«По словам благочинного церквей Волоколамского уезда протоиерея Михаила Николаевича Рождественского, в одной деревне прихода села Середы близ г. Волоколамска жили молодые супруги, у которых родился ребенок. В один из весенних дней супруги поехали в поле, где муж сеял яровое, а жена боронила. По окончании дневного труда они, усталые, возвратились домой. Поужинав, муж лег спать, а жена никак не могла успокоить малютку-сына, который плакал и нестерпимо кричал.
Мать долго успокаивала его, наконец, не вытерпела и вскричала в гневе: “Хоть бы тебе нечистый глотку завалил, хоть бы тебя нечистая сила взяла”. Малютка после этого безумного пожелания моментально умолк. Мать очень обрадовалась успокоению младенца, положила его в люльку, а сама погрузилась в глубокий сон. Прошло 3–4 часа. Мать проснулась и, не слыша плача, подошла к люльке, чтобы покормить ребенка. К своему ужасу, сына она не нашла.
Предполагая, что впросонках положила его на кровать, и думая, не придавила ли его, мать стала усиленно искать его на постели, шаря руками. Разбуженный муж спросил ее: “Что ты здесь ищешь, спать не даешь?” Жена с воплем отвечала: “Николай! Ребенок пропал”. На это муж ответил: “Глупая баба! Куда он мог деваться, зажги свет”. Оказалось, что ребенка в люльке нет, на кровати тоже нет, и когда стали осматривать все углы в комнате, то заметили вдруг: под лавкой торчат ножки, а голова ребенка просунута в подполье через скважину шириной вершка в два с половиной.
Стали супруги доставать ребенка, но не могли, они позвали соседей, которые вынули половицу. Только после этого они смогли вытащить ребеночка, личико которого уже почернело, но было еще с признаками жизни. С большим трудом он был приведен в сознание. Благочинный официально донес об этом случае митрополиту Московскому Филарету.
Митрополит потом в своей резолюции на донесении просил все духовенство того благочиния о том, чтобы священники внушали своим прихожанам быть осторожными в выражениях по отношению к детям.
Особенно матерям предписывалось помнить слово Божие, в котором говорится, что матери дан суд над своими детьми. Потому всякое слово матери имеет особенную действенную силу и непременно сбывается. Если мать своего ребенка благословит, то и Божие благословение будет почивать на нем во все дни его жизни. Если же мать проклянет его, никакая сила не сможет избавить ребенка от бедствия, пока сама мать не покается в своем безумном слове и не испросит у Господа Бога благословения своему чаду».
Христос, благословляя детей, как бы усыновляет их Себе, и сообщает им особый благодатный статус. Возможно, благословляя детей, Он употреблял в данном случае каноническую форму, известную Ветхозаветной Церкви: «Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии»; или другую, тоже имевшую литургический статус (Чис. 6:22=23) в ветхозаветные времена: «да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» (Чис. 6:24-26).
Можно ли детям насмехаться над родителями?
По этому поводу в Библии есть очень интересный пример.
Это история о том, как Ной вышел из ковчега и, не зная силы вина, выпил его. Опьянев, он лежал, раскинув свои одежды и обнажившись.
Увидев эту картину, его сын Хам начал смеяться над отцом. А насмеявшись, еще и братьев своих позвал увидеть сие жалкое зрелище в главной роли с родителем.
Однако братья, надо отдать им должное, не только постыдились смотреть на наготу отца, но и накрыли его одеждой. Им было стыдно смеяться над ним - человеком, который произвел их на свет.
А что же, спросите, было потом? Проснувшись, Ной проклял Хама и его потомство. А его братьев наоборот – благословил.
Вот, какую власть дал Бог родителю над своими детьми! Сказал – и это осталось на века.
Не ругайте детей, а благословляйте!
Самое страшное и неприятное видеть или слышать, как родитель «воспитывает» ребенка с помощью бранных и оскорбительных слов. «Идиот» и «дурак» среди них, можно сказать, самые безобидные словечки.
И вряд ли кто задумывался из этих родителей, что бранными словами своими они будто клеймо ставят на своего ребенка. Все у него потом наперекосяк идет, ничего в жизни не получается. Сначала в учебе, потом в карьере и в семье.
Так было даже у библейских героев – у Исаака, Авраама, Моисея. Казалось бы, надо на ум это всё намотать. Ан нет – и в наше время подобное практикуется сплошь и рядом.
Вот как советует благословлять протоиерей Андрей Ткачев:
«Сынок, Господь да благословит тебя! Господь да вразумит тебя! Господь да сохранит тебя!» И сохранит Господь, и вразумит Господь, и покроет Господь. Поэтому отцы и матери не имеют права ругать детей своих нехорошими словами, они не должны проклинать их, а должны благословлять. И это благословение имеет великую силу. Дай Бог, чтобы мы это поняли, почувствовали, дай Бог, чтобы наши дети были благословенны нами, а через нас — Богом, потому что в этом состоит все их счастье.
Вы спросите: а как благословлять? Я сейчас дам вам ориентир, приведу цитату: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» (Числ. 6:24-26). Такие три благословения Сам Господь дал сынам Израилевым, священникам, чтобы они благословляли так народ Божий. То есть можно это все выучить и так благословлять людей, которые находятся под вашей властью — пусть отец и мать благословляют детей, дед и бабушка — отца, мать, внуков, священник — людей.
Мы благословляем обычно именем Господним: «Именем Господним благослови, отче!» Или мы говорим: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!» Это наше стандартное благословение. При этом можно читать любую молитву. Например: «Господи Иисусе Христе, помилуй нас» или «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Любую молитву можно читать, так мы благословляем человека именем Господним. Шестая глава Книги Чисел дает нам три способа благословить человека и описание того, как Сам Господь вложил это в уста древним священникам».
В заключение хочу сообщить еще одну тонкость в процессе благословления. Дело в том, что детей крестить следует не справа налево, а наоборот – слева направо. Подробней об этом можно узнать из видео по следующей ссылке: https://dzen.ru/shorts/66dff327864fc72ad1b7abf2?from_site=mail