Найти в Дзене
Наталья Онищенко

Шамиль Идиатулин «Бояться поздно»

Оглавление

Сюжет

Группа знакомых по чату отправляются на базу отдыха, опробовать бета-версию секретной игры, куда им посчастливилось получить приглашение. Поев шашлыков, они подключаются к игре и умирают, а главная героиня, Аля, просыпается в электричке, до того как они ещё приехали на базу.

О языке

Хронопетля — или день сурка — прекрасный ход, чтобы сломать герою все кости и пересобрать его заново. В «Бояться поздно» этого не происходит, ведь это детектив, при чем написанный ёрническим разговорным языком с ЖЖ. Одна фраза пытается перещеголять другую, а фразеологизмы автор постоянно выворачивает наизнанку.

Например, когда герой идёт куда-нибудь по улице, по снегу, вместо «идти» используется «скрипеть»: «они поскрипели по дороге». Вместо «раздеться» — «разоблачиться». Светильники «тлеют», а не «горят» и т. д. На мой вкус авторская речь в романе сбивает с толку. Каждое описание превращается в ребус. «Светляки за коваными забралами обеспечивали не столько яркость, сколько уют». Поэтому через первую половину романа я пробиралась со скрипом. Вторая шла легче — там почти одни диалоги. Вот они написаны живо, на разные голоса, хотя современный сленг в них сосуществует с вездесущим «Айда». Никогда его в живую не слышала.

-2

О персонажах

Персонажи характерные, хотя некоторым недостаёт мяса. Динамика в компании приятная. Герои все из Татарстана, что не просто указано для галочки. Например, между двумя татарами происходит такая ситуация: парень невербально хвалит девушку за отказ от шашлыка и от алкоголя, хотя она не мусульманка, и её его одобрение раздражает. Это интересная культурная, так сказать, внутрянка, и такие вот нюансы за волосы вытягивали для меня роман.

Злодей (неожиданно обозначившиеся в середине романа) странный. Отбросив хронопетлю, ситуация с планом убийства всё равно остаётся нереалистичной. Если героев, незнакомых в реале, хотят убрать, зачем их собирать в одном месте? Разве не лучше убить их по отдельности? Смерти меж собой не свяжут, да и в выборе убийства руки развязываются.

О концовке и механике

Сама механика хронопетли на таймере — интересная, но всё нагнетание сводится к тому самому последнему разу, где всё получилось без репетиций.

Финал, как я поняла, отсылает к предыдущей книге автора, с которой я не знакома. Общий мир это прикольно, однако для данной книги это ничего и никак не проясняет. Всё происходит потому что. Почему с каждой итерацией секретная игра видоизменяется? Зачем в романе кошка кроме пресловутой аллюзии на кота Шрёдингера и на состояние суперпозиции мертвых и одновременно живых героев? Непонятно.

-3

О темах

Идея того, что даже в нишевую интернет-тусовку могут просочиться чужаки, что всё сейчас отслеживается и деанонится, неплохая. Полезно напоминать, что интернет это не какая-то чёрная дыра, куда можно без последствий кидать что угодно. Впрочем, (СПОЙЛЕРЫ), что героев отследило разваленное и бандитское ЧВК наводит на мысли. Где ЧВК там и власть, где власть, следящая аки большой брат, там и наши дорогие борцуны за свободу, неведающие, что абсолютной свободы не бывает, что безопасность это контроль и ограничения, но это уже домысливания. Открыто в романе ничего такого не говориться. Дети просто размышляли о всяких мутных схемах, натолкнулись на реальную, рассекретили, и сильные мира сего их решили убрать, чтобы не мешались. Согласитесь, есть здесь душок либералов.

Итог

«Бояться поздно» имеет несколько прикольных стилистических приёмов, увлекательную завязку, но всё это будто не о чём, и вдобавок написано вычурно (хотя некоторые считают это очень лёгким языком, что мне непонятно).

Для тех, кто хотел почитать детектив в хронопетле, предлагаю «Семь смертей Эвелины Хардкасл». Объяснение аномалий там тоже невнятное, зато загадка и сюжет увлекательные.