Я ещё думал назвать эту статью «В защиту Тани Фешевой», потому что, неожиданно для себя самого, я как-то совершенно иначе взглянул на её героиню в ходе очередного пересмотра фильме «Единственная».
Давайте сразу определим вот что: для меня неверность – это неприемлемо в любом случае, вот ни при каких обстоятельствах я не могу оправдать этот поступок. Не устраивает муж или жена? Ну тогда сначала разведись, а уже потом можешь заниматься вообще чем угодно и с кем угодно, это уже твоё личное дело.
Но до тех пор, пока тебя связывают узы брака с другим человеком – последствия твоих действий всегда будут отражаться не только на тебе, но и на второй половинке. То есть, ты теперь несёшь ответственность и перед собой, и перед супругой/супругом. Этот момент, надеюсь, я донёс достаточно чётко и вряд ли со мной здесь кто-то будет спорить.
Однако, всё же Таню Фешеву в каком-то смысле можно понять по многим причинам. В своём первом разборе фильма «Единственная» я в основном категорически высказывался как о самой Тане, так и о её супруге Коле Касаткине.
Коля – это самый настоящий образец незрелого человека за 40 (ну или за 30 как минимум). Стоит ему только услышать слухи о супружеской неверности со стороны Тани, как он уже сломя голову несётся выяснять отношение и требовать переехать в другое место. Ей-богу, с таким же успехом Коля мог бы просто закрыть её дома, чтобы света белого не видела, и чтобы только он мог созерцать её красоту. Причём я даже сейчас не утрирую, потому что в этом и состоял план Касаткина.
К слову, я бы хотел отметить, что оригинальный рассказ, на котором основан сюжет фильма, ведётся от лица Николая. Очевидно, здесь можно вспомнить популярный литературный (и не только литературный) приём «эффект ненадёжного рассказчика», когда описываемые в произведении события зрителю подаются через субъективное восприятие конкретного героя.
Вот и здесь Коля, как я думаю, наверняка многое преувеличил насчёт Тани. Многие детали он просто намеренно упускает из виду, что-то явно выдумывает из головы, в общем я бы не стал полностью доверять словам такого человека, и автор Павел Нилин, как мне кажется, хотел добиться именно такого эффекта.
Таня во всей этой ситуации, как бы это не звучало сейчас противоречиво, выступает именно что заложницей обстоятельств. Во-первых, нам никак не показывают напрямую факт неверности. Нигде об этом не говорится напрямую, а вся романтическая связь Тани с персонажем Высоцкого, учителем музыки Борисом Ильичом, существует только в рамках нездорового воображения Коли.
Кстати, поговорим о причинах такого поведения со стороны Николая. Если вы меня спросите, есть ли в этом фильме «антагонист», то я скажу, что мать Николая Анна Прокофьевна, сыгранная Любовью Соколовой, лучше всех остальных подходит на эту роль.
Это идеальный пример манипулятора: сына она воспитала несамостоятельным хлюпиком, который не вылезает из-под маминой юбки, и вместе с тем установила в доме чисто свои порядки. В случае чего она тут же начнёт прикидываться «старой больной женщиной» и давить на жалость, что вообще достаточно популярный приём у таких свекровей. Таню она, естественно, на дух не переносит и была бы только рада избавиться от неё, к чему постоянно подталкивает своего сына.
Самого же Колю едва ли можно назвать мужчиной. Судя по тому, как отчаянно Фешева желает общения хоть с кем-то, в доме у неё ни с кем не удаётся нормально поговорить, а муж так вообще не обращает на неё никакого внимания. А вы уж простите меня, но любая женщина хочет чувствовать себя любимой. Если уж муж не способен дать ей этого ощущения – она будет искать его в общении с посторонними мужчинами.
Конечно, концовкой нам вроде как хотят намекнуть, что отношения Коли и Тани в скором времени наладятся, но я как-то слабо в это верю. Николай уже показал своё стремление закрыть супругу в четырёх стенах, заставить сидеть с дочерью сутки напролёт и никогда не выпускать наружу из-за своей чрезмерной ревности, а с подобным мужчиной счастья не построишь.
Добавьте к этому свекровь с невыносимым характером и вот через несколько месяцев, ну в лучшем случае через год, молодожёны в очередной раз захотят развестись, потому что Тане нужно внимание и личная свобода, а Коле с его мамой – покорная служанка.
Автор: Алексей Королёв