В настоящее время, благодаря интернету можно оказаться в любой точке мира. Можно в прямом смысле этого слова прогуляться по чужим городам, с помощью Google карт. Не смотря на такую возможность, в мире еще есть места, которые остались вдали от глобализации и это Тибет.
Тибет по прежнему остается одним из самых удивительных и загадочных мест в мире. Большую часть своего существования он был изолирован от внешнего мира и закрыт для посещения: сначала подобная политика была результатом решения тибетских властей, а после диктовалось властями Китая. Даже сегодня, любой турист не сможет разгуливать по Тибету без заранее описанного маршрута и представленного к нему гида.
1. В Тибете существует необычная и шокирующая традиция: тела умерших отдаются на съедение хищным птицам, таким как грифы и ягнятники. В начале XX века эта практика была распространена в монастырях, в то время как в городах мертвые тела служили пищей для собак.
Чтобы облегчить задачу падальщикам, тела распиливаются на части, а кости дробятся. Эту мрачную работу выполняют особые могильщики, именуемые дон-цхон-па, в специально отведенных для этого местах. Интересно, что их социальный статус может варьироваться: у монастыря Галдан есть знаменитая каменная плита, где разделывали тела состоятельных людей, в то время как бедные не имели доступа к этому месту, ведь для этого требовалось значительное подношение духовенству.
2. Тибетская медицина изобилует странными рецептами, наполненными очень специфичной логикой, ведь толченый человеческий череп тибетские целители рекомендуют использовать как средство для лечения менингита, вызывая недоумение у многих.
В арсенале тибетских медиков можно встретить множество экзотических ингредиентов, включая пепел орлиного кала, окаменелую печень слона и кровь осла, которая, как считается, помогает при ревматизме. Сушеная змея тоже нашла свое место в лечебных практиках, ведь её рекомендуют при гинекологических заболеваниях, а рвотный орех используется в самых различных целях.
Как упоминают исследователи, мясо длиннохвостых крыс, обитающих в святыне Балдан Лхамо в Лхасе и питающихся подношениями, считалось полезным при затрудненных родах. Ламы-служители с охотой продавали эти крысиные трупики богомольцам, используя суеверия в своих интересах.
Когда речь заходит об эпидемиях, тибетцы обладают собственными методами защиты. Среди них — амулеты с травяной пилюлей внутри, которые заряжаются буддийскими молитвами и защищают верующих от инфекционных заболеваний. Их следует носить на шее, чтобы они соприкасались с кожей. Некоторые ошибочно полагают, что в случае угрозы заражения пилюлю можно съесть, но не стоит воспринимать амулет как кольцо с ядовитой ампулой.
3. Начнем наше путешествие с древней легенды о происхождении тибетцев, согласно которой их предками стали демоны и обезьяны. Такая история, возможно, даже заставила бы Дарвина задуматься в своих самых смелых мечтах.
Прошу любить и жаловать — Обезьяна-бодхисаттву, величественного царя приматов или по простому предок всех тибетцев. По преданию, в давние времена на земле Тибета обитали лишь демоны и демоницы, известные как ракшасы. Чтобы населить эту страну и сделать её оплотом учения Будды, бодхисаттва Авалокитешвара (или его ученик, согласно другой версии) принял облик обезьяны и стал мужем одной из этих демониц. Хотя его мысли были заняты спасением душ, а не любовными увлечениями, ракшаса сумела обманом увлечь его своим пением.
В результате этого неожиданного союза возникли тибетцы, а их потомство, как нетрудно догадаться, унаследовало некоторые черты своих обезьяньих предков.
4. В тибетских традициях вместо привычных румян и белил женщины использовали необычный темно-коричневый состав, созданный из перекипяченного чая. Показаться на людях с невымазанным лицом считалось настоящим оскорблением. В этом обществе активно практиковались полиандрия и полигамия: идеалом родственных связей становилось объединение нескольких братьев с одной женщиной или наоборот — нескольких сестер с одним мужчиной. Даже в кратковременных отношениях братья нередко делили одну возлюбленную, а сестры — одного избранника.
Центром каждого тибетского домостроя служил очаг, топившийся, как правило, сухим пометом скота. Особое место занимала и туалетная комната, которая часто располагалась на верхнем этаже, чтобы нечистоты могли стекать вниз на улицу.
«Тибетцы не испытывают смущения при справлении естественных нужд, независимо от присутствия окружающих. Прогулка по излюбленным улицам становится настоящим испытанием: необходимо зажимать нос и внимательно следить за шагами», — с иронией подмечают очевидцы.
Что касается традиционного одеяния, то головные уборы сановников скрывали в себе глубокий смысл. Их крупные красные круги, украшенные бахромой из шерсти, символизировали статус и важность носителя.
5. Ганлин - это мистический музыкальный инструмент, традиционно создающийся из берцовой кости человека, и предпочтение отдается кости девственницы, погибшей насильственной смертью или в результате трагического несчастного случая. Флейта, изготовленная из кости правой ноги, носит название ганлин дака, тогда как левая нога дарит нам ганлин дакини. При этом строго запрещено использовать кости самоубийц и психически неуравновешенных, а рога и кости животных избегают, чтобы не разозлить духов фальшивым звучанием.
Отверстия на передней части ганлина напоминают ноздри лошади, а звуки, которые он производит, перекликаются с ржанием мистического коня, уносящего истинный ум адепта в рай Сукхавати. Практика Чод осуществляется в уединенных, порой даже заброшенных местах, зачастую на кладбищах и в ночное время. Практикующий Чод дует в ганлин, вызывая духов трех миров и предлагая им собственное тело в качестве подношения. Пройдя это испытание, адепт способен отрезать себя от привязанностей и страхов, обретая тем самым Пробуждение.