Я много говорила о вреде блокирующих убеждений, о том, как эти вредоносные программы искажают реальность и как они возникают. Но сегодня я хочу обсудить один из самых важных шагов на пути к их преодолению — как их выявить.
#### Осознание блокирующих убеждений
Человек часто не осознает, что убеждения, которые у него в голове, становятся его блоками. Клиент сам не придет и не скажет: «Я считаю так, и от этого у меня все проблемы. Помогите». Напротив, люди обычно привязаны к своим убеждениям, так как они являются ценным результатом их воспитания и жизненного опыта.
### Как выявить блокирующие убеждения?
Первый шаг — нахождение первопричины проблемы и детальное её исследование. В процессе этого мы можем обнаружить вторичные выгоды клиента, пока не наткнемся на что-то простое, но важное.
Например, если проблема касается отношений, можно задать вопросы:
- Что для вас отношения?
- Какая конкретно проблема вас волнует?
- Что хорошего в том, что это происходит?
Если клиент затрудняется с ответом, можно использовать волшебную фразу: «А если бы вы знали?"
И дальше раскручиваем проблему, вопросами: "Почему, что в этом хорошего?", пока не дойдем до блока.Это одна из методик, которая действительно работает.
#### Тест Юнга
Другим эффективным методом, на мой взгляд, является тест Юнга. Он начинается с формулировки проблемы или желания, которые затем записываются. Далее клиент прописывает 16 ассоциаций, приходящих ему в голову. Например, если проблема — деньги, можно спросить:
- Что для вас деньги? Какие они? Деньги - это?
Затем эти 16 ассоциаций делятся на пары, которые мы называем «ассоциациями пары слов». Например, ассоциация «золото и слава».Далее у нас получается 8 слов. Эти слова также делятся на пары, оставляя 4 слова (2 пары), на которые пишутся ассоциации. Часто именно в этих двух словах скрыты блокирующие убеждения.
Последние два слова, так же объединяются в одно слово, например, «свобода». Мы можем увидеть, что для клиента деньги означают свободу. Таким образом, выявляется и блокирующее убеждение и реальная потребность клиента.
#### Важно помнить
Тем не менее, интерпретировать тест лучше всего с профессиональным психологом, так как ситуации могут быть различными. Я также считаю, что метафорические карты могут быть великолепным инструментом, особенно во второй половине прохождения теста. Это поможет клиенту увидеть более полную картину и лучше осознать свои чувства.
Эти методы действительно просты, но часто вызывают инсайты у клиентов, что позволяет взглянуть на ситуацию с новой стороны и указывает на мишени для дальнейшей работы.
---
Работа с блокирующими убеждениями — это важный шаг на пути к самосознанию и личностному росту. Понимание своих убеждений и их влияния на жизнь помогает не только улучшить качество жизни, но и наладить гармонию с собой!
Автор: Чурсина Ирина Игоревна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru