Найти тему

Открытый урок для молодых специалистов по теме "Водород"

Оглавление

Харитонова Лариса Магомедовна, учитель химии

Цель: изучение свойств химического элемента и вещества водорода.

Задачи:

  • Обучающие: формирование первоначальных понятий о химическом элементе водороде, его простом веществе, нахождении в природе, изучении физических свойств, получении в лаборатории и промышленности; продолжить формирование умения составлять формулы веществ, записывать уравнения реакций.
  • Развивающие: развивать мышление учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать, работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль; формировать общеучебные умения и навыки.
  • Воспитательные: воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнительной деятельности: дисциплинированности, ответственности, творческой деятельности: активности, увлечённости, наблюдательности, сообразительности, способности к самооценке.

Методы, методические приёмы. Беседа с учащимися, работа с инструктивными картами и материалами слайдов, демонстрационный эксперимент, частично-поисковый метод.

Реактивы. Цинк, соляная кислота, оксид меди (II).

Оборудование. Раздаточный дидактический материал, таблица химических элементов Д.И. Менделеева, шкатулка, компьютер, медиапроектор; спиртовка, спички, пробирки, лабораторные штативы, кристаллизатор.

Ход урока

Ход урока.

I. Организационный этап. Приветствие учащихся

II. Актуализация знаний учащихся. На прошлом уроке мы изучали состав ______(воздуха).

1. Устные вопросы для учащихся. Охарактеризуйте состав воздуха. Какой газ поддерживает горение простых и сложных веществ?

2. Задание 1. Я разобрался в теме «Горение сложных веществ»

3. Проверка усвоения материала прошлого урока. Напишите уравнения реакций горения газа пропана, содержащегося в газовых баллонах, горелках и в зажигалках и расставьте коэффициенты:

1 уровень. С3Н8 + О2 = СО2 + Н2О

2 уровень. Напишите уравнение реакции горения бензина С8Н18 и расставьте коэффициенты.

Правильность выполнения сверьте со слайдом. Вызвало ли задание затруднение? В чем затруднение?

Критерии оценки: задание выполнено верно для 1 уровня 3 балла; для второго уровня 5 баллов; задание выполнено для любого уровня неверно 0 баллов.

III. Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе. Мотивация. Актуализация знаний

Если кислород самое распространенное вещество на планете Земля, то другой очень важный элемент самый распространенный в Космосе. Много ли этого вещества на Земле и в чем он содержится? В космосе _______это главный элемент. Ближайшая к нам звезда нашей галактики – Солнце на 70 % своей массы состоит из _____. Горение этого газа на Солнце способствует обогреву и освещению нашей планеты. Даже его брат по периоду гелий содержится на Солнце в пять раз меньше, чем ______. Этот элемент образует простое вещество _____. Он входит в состав самого распространенного вещества на планете Земля. _______ содержится в нефти, в природном газе и горных породах. ______ намного легче воздуха, поэтому он содержится в верхних слоях атмосферы. С его помощью получают чистые металлы. Вы знаете, как его получить в лаборатории? А в промышленности? Вы можете записать уравнения реакций получения этого вещества и расставить коэффициенты?

Это затруднение мы сегодня должны преодолеть.

Историческая справка. Учитель: Этот газ был открыт в 1766 году английским химиком Генри Кавендишем, который установил, что при взаимодействии металлов с разбавленными кислотами выделяется некий «горючий воздух». Наблюдая за горением этого газа на воздухе, Кавендиш установил, что в результате реакции выделяется вода. Это было в 1782 году. Годом позже Антуан Лоран Лавуазье продувал струю водяного пара через нагретый до красного каления… ружейный ствол и выделил этот газ! А в 1789 году он был выделен при разложении воды электрическим током. Эта реакция каждый раз протекает когда молния ударяет в воду реки, озера, моря. Выделяясь с поверхности воды, он сгорает со взрывом! Вот почему нельзя купаться в водоемах во время грозы.

Учитель: И этот газ? _______Ученики:(водород)

Учитель: Сформулируем тему нашего урока. Ученики: Водород.

Учитель: Что будет целью урока? Ученики: Изучить свойства водорода.

Учитель: Задачи урока?

1. Дать общую характеристику.

2. Физические свойства.

3. Способы получения водорода в промышленности и в лаборатории.

4. Химические свойства.

5. Применение.

IV.Этап усвоения новых знаний и способов действий

Задание № 2. «Мой портрет» Откройте учебник на стр. 93. Дайте общую характеристику водороду по плану:

а) Химический знак элемента- ? ; б) Латинское название -?; в) Аr (Н)=? ; г)Химическая формула молекулы: ? д) Мr(Н2)= ? е) Валентность элемента = ?

Критерии оценивания: Запишите сумму баллов. За верный ответ 1 балл. Все ответы верные 6 баллов.

Задание 3. «Самый удивительный газ». Откройте учебник на стр. 97 . Дайте общую характеристику водороду по плану:

А) Цвет газа; б) Во сколько раз водород легче воздуха? в) масса 1 литра водорода; г) растворимость водорода в воде; д) при какой температуре водород становится жидким?

Учитель: В каком виде водород находится в природе?

Задание 4. «Как водород родился» или Способы получения водорода в промышленности и в лаборатории.

В промышленных масштабах водород получают из пока еще самого недорогого вещества воды. Через воду пропускают электрический ток, при этом она разлагается на два газообразных вещества. Запишите схему реакции разложения воды под действием электрического тока:

Н2О - Н2 + О2

Расставьте коэффициенты в этом уравнении. Какого газа выделится больше и во сколько раз? Откройте страницу учебника стр. 25 рис. 14. Схема электролизера. В какой трубке водород, в первой или во второй?

Какой прибор используют для получения водорода в лаборатории? Стр. 94 рис. 33

Проведение эксперимента: Демонстрация опыта получения водорода методом вытеснения воздуха.

Почему пробирка расположена вверх дном?

Почему водород можно собрать не только методом вытеснения воздуха, но и методом вытеснения воды?

Запишите уравнения реакций и расставьте коэффициенты:

Zn + HCl - ZnCl2 + H2

Критерии оценки:

1

Расставлены коэффициенты в уравнении разложения воды под действием электрического тока

2 балла

2

Не расставлены коэффициенты или неверно расставлены

0 баллов

3

Верно указан ответ на вопрос стр. 25 рис. 14

2 балла

4

Правильный ответ на вопрос: Какой прибор используют для получения водорода в лаборатории?

1 балл

5

Правильный ответ на вопрос: Почему пробирка расположена вверх дном?

1 балл

6

Правильно расставлены коэффициенты в уравнении реакции цинка с кислотой

2 балла

Задание 5. Кто мои друзья? Или химические свойства водорода

Слайд 12. Получение водорода в лаборатории
Слайд 12. Получение водорода в лаборатории

1. Задание на естественнонаучную грамотность. Водород – топливо будущего. В результате горения водорода образуется только одно соединение – водяной пар:

Н2 + О2 - Н2О

Сейчас же используют бензин, который сгорает до углекислого газа и угарного газа. Угарный газ является ядовитым веществом.

Вопрос: какое топливо не загрязняет окружающую среду? А) Бензин; Б) Водород

Дайте письменный обоснованный ответ.

При работе с водородом необходимо соблюдать правила техники безопасности! Чистый водород горит со спокойным хлопком. Водород в смеси с кислородом взрывается со свистящим звуком и называется «гремучий газ».

2. Водород горит в атмосфере хлора: Н2 + Cl2 - HCl

3. Водород реагирует с расплавленной серой: Н2 + S - H2S

Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций.

Критерии оценивания:

7

Выбран ответ Б) Водород

1 балл

8

Представлено объяснение, что водород экологически чистое топливо, потому что при горении образуется вода

2 балла

9

Расставлены коэффициенты в реакции водорода с хлором

1 балл

10

Расставлены коэффициенты в реакции водорода с серой

1 балл

Применение водорода:

А) с его помощью получают чистые металлы; б) экологически чистое топливо в двигателях( в результате горения получается чистая вода); в) резка и сварка металлов; г)синтез соляной кислоты и др.

V. Этап применения знаний и способов действий

Задание 6. Тест по теме “Водород. Химический элемент и простое вещество”

1) Мr(Н2)= а) 1 б) 2 в)

2) Водород а) легче воздуха б) тяжелее воздуха

3) Первым этот газ получил а) Генри Кавендиш б) Антуан Лавуазье

4) Валентность водорода а) I ; б) II

5) В промышленных масштабах водород получают из а) воды б) воздуха

6) Водород является продуктом взаимодействия: 1) Cu + HCl; 2) Zn + HCl; 3) Cu + H2O;

7) Экологически чистым топливом является:1) бензин; 2) мазут; 3) водород.

8) 8. Водород реагирует с: 1) Н2О; 2) SO3; 3) Cl2;

Критерии оценивания: За верный ответ за каждое задание 1 балл.

Ученики: выполнив задание, меняются тетрадями друг с другом, проверяют, сверяют с образцом на слайде презентации и подсчитывают баллы. Ваша оценка за урок: От 33 -38 баллов «5»

От 26-32 баллов «4»

От 20-25 баллов «3»

Ниже 20 баллов оценка «плохо», нужно ещё раз внимательно изучить материал, прочитав параграф в учебнике по теме: «Водород»

? Вы знаете, как его получить в лаборатории? А в промышленности? Вы можете записать уравнения реакций получения этого вещества и расставить коэффициенты?

Это затруднение мы сегодня преодолели.

Рефлексия. Вызвали ли тестовые задания у вас затруднения? В чем затруднения?

Домашнее задание.

Домашнее задание: П. 28 прочитать, № 1-3 устно, № 4-5 письменно. Дополнительно для желающих: Используя электронное приложение к учебнику, куар-код на последней странице, прочитайте биографии Генри Кавендиша и Тиофраста Парацельса. Просмотрите видеофрагменты к данному параграфу.

Дополнительно на оценку. РЭШ. https://resh.edu.ru/subject/lesson/3119/train/#208161

Выполните Тренировочные задания. Посмотрите видеоурок.

Литература

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна “Химия. 8 класс”/ О.С.Габриелян, А.В.Яшукова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
  2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ О.С.Габриелян. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
  3. Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна; Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой; Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004.
  4. Учебно-методическая газета для учителей “Химия” Издательский дом “ Первое сентября”: №10, 24 2008 год: № 2 2009 год.
  5. Л. Ю. Аликберова. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. –М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.–560 с.

Харитонова Лариса Магомедовна, учитель химии