Найти в Дзене

Урок химии в 8 классе «Генетическая связь между классами неорганических соединений»

Л. М. Харитонова, учитель химии, высшая квалификационная категория 2021-2022 гг. 1. Введение Методическая разработка урока химии в 8 классе «Генетическая связь между классами неорганических веществ» выполнена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования, принятой в МБОУ ШР «СОШ № 2», и Рабочей программой по химии к предметной линии учебников для 8 – 9 классов общеобразовательной школы автора О. С. Габриеляна (М.: Дрофа, 2015). На изучение раздела «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена» в 8 классе запланировано 12 часов, из них на изучение темы «Генетическая связь между классами неорганических веществ» отводится 1 час. Учебник химии для 8 класса [1, 259-261] содержит минимум теоретических сведений по данной теме и пять традиционных упражнений. Перед учителем стоит задача выбрать из содержания урока основную идею и построить учебное занятие таким образом, чтобы за один час обучающиеся в условиях реализации системно-деятельностного подхода см

Л. М. Харитонова, учитель химии, высшая квалификационная категория 2021-2022 гг.

1. Введение

Методическая разработка урока химии в 8 классе «Генетическая связь между классами неорганических веществ» выполнена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования, принятой в МБОУ ШР «СОШ № 2», и Рабочей программой по химии к предметной линии учебников для 8 – 9 классов общеобразовательной школы автора О. С. Габриеляна (М.: Дрофа, 2015).

На изучение раздела «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена» в 8 классе запланировано 12 часов, из них на изучение темы «Генетическая связь между классами неорганических веществ» отводится 1 час. Учебник химии для 8 класса [1, 259-261] содержит минимум теоретических сведений по данной теме и пять традиционных упражнений. Перед учителем стоит задача выбрать из содержания урока основную идею и построить учебное занятие таким образом, чтобы за один час обучающиеся в условиях реализации системно-деятельностного подхода смогли достичь планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты с учетом требований ФГОС.

Предлагаемая методическая разработка на примере учебной темы для 8 класса «Генетическая связь между классами неорганических веществ» позволяет увидеть, как в структуре современного урока может быть реализована система учебных заданий, направленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.

Цель методической разработки – демонстрация педагогического опыта проведения урока с применением учебных заданий, направленных на достижение планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов.

Задачи методической разработки:

¾ Раскрыть методические подходы к организации современного урока с применением учебных заданий на примере учебного занятия для 8 класса по теме «Генетическая связь между классами неорганических веществ»;

¾ Систематизировать и описать в технологической карте урока деятельность учителя и обучающихся по достижению предметных, метапредметных и личностных результатов.

Методическая разработка состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и четырех приложений.

Основная часть методической разработки состоит из двух разделов. В первом разделе представлено описание педагогической идеи урока и обоснование выбранных образовательных технологий, методов, приемов обучения, форм организации деятельности обучающихся на уроке, обеспечивающих реализацию заложенной в урок педагогической идеи. Во втором разделе представлены пояснительная записка к уроку и технологическая карта учебного занятия по теме «Генетическая связь между классами неорганических веществ».

Методическая разработка урока химии по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ»

Раздел 1. Описание педагогической идеи урока химии «Генетическая связь между классами неорганических веществ»

В уроке «Генетическая связь между классами неорганических веществ» воплощена идея применения системы учебных заданий, направленных на достижение планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов. Выбор учителем образовательных технологий, методов и приемов обучения, форм организации деятельности обучающихся обеспечивает реализацию в уроке ведущей педагогической идеи – обучение и воспитание через систему учебных заданий. Единство тематического содержания урока позволяет реализовать воспитательный потенциал урока.

1.1. Система учебных заданий, направленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов

Урок «Генетическая связь между классами неорганических веществ» включает в себя несколько учебных заданий разных типов, направленных на формирование ценностно-смысловых установок, навыков рефлексии, коммуникации, пополнения и приобретения знаний.

В основе данного опыта лежит единый подход к разработке системы учебных заданий, выработанный на основе сравнительного анализа учебных заданий восьми видов, предлагаемых к.п.н. О.Б.Логиновой, Е.Г.Яковлевой, разработчиками ФГОС НОО, и заданий открытого типа д.п.н. А.В.Хуторского.

Использование учебных заданий на уроке подразумевает, что каждый ученик обеспечивается текстами учебных заданий, для этого всем обучающимся выдается дидактический материал (См. Приложение 1).

При введении в урок учебных заданий, направленных на достижение предметного, метапредметного и личностного результатов, важно обращать внимание на методику работы с такими заданиями. Начинать работу с учебным заданием нужно с его чтения. Восприятие текста задания на слух поможет школьнику только получить общее впечатление. Наличие печатного текста позволяет уже сфокусировать внимание школьника и тщательно разобраться в содержании задания: над чем надо задуматься, что именно и каким образом нужно сделать, как оформить и т.д. Поверхностное и невнимательное прочтение текста учебного задания не позволит достичь ожидаемых как предметных, так и метапредметных и личностных результатов. Результат работы над учебным заданием будет зависеть от точного прочтения и полного понимания сути самого задания. [2, 10].

1.2. Образовательные технологии, используемые на уроке

Урок «Генетическая связь между классами неорганических веществ» направлен на изучение нового материала. Новые знания не сообщаются ученикам в готовом виде. В контексте технологии проблемного обучения при помощи учебных заданий когнитивного типа на уроке организуется экспериментальная деятельность по разрешению проблемного вопроса (Существует ли связь между веществами разных классов неорганических соединений? Если связь существует, то, как её можно назвать и в каком виде представить и осуществить?), связанного с новой учебной темой, в результате чего развивается познавательная активность, творческое мышление школьников.

В условиях реализации современных образовательных стандартов одной из эффективных образовательных технологий, реализующих системно-деятельностный подход, является технология эвристической образовательной ситуации А.В.Хуторского. Эта технология в сочетании с учебными заданиями продуктивного типа наиболее эффективно позволяет организовать деятельность обучающихся по открытию и присвоению новых знаний. Согласно А.В.Хуторскому, «цикл образовательной ситуации включает в себя мотива­цию деятельности, ее проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопос­тавление друг с другом и с культурно-историческими аналогами, рефлексию резуль­татов». Легко встраиваются в урок элементы технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности, где применение учебных заданий на уроке выстроено в контексте «понимание-применение». Реализацию данных технологий можно проследить в предлагаемом уроке на процессуальном этапе при работе с учебными заданиями «Каждому веществу своё место», «Объедини нас по разным признакам».

1.3. Методы и приемы обучения, используемые на уроке

В ходе урока «Генетическая связь между классами неорганических веществ» по способам передачи и усвоения информации реализуются следующие методы и приемы обучения:

¾ словесные (беседа о существовании связи на мотивационном этапе, организующая беседа на понимание содержания текста учебного задания, работа с текстом учебного задания, формирующая у школьников навыки смыслового чтения);

¾ наглядные (метод иллюстраций в сочетании со словесными методами используется на протяжении урока через применение мультимедийной презентации, содержащей тексты, фотографии, схемы, отражающие содержание урока);

¾ практические (практическая деятельность обучающихся организована через систему учебных заданий, выполнения лабораторных опытов, направленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов и);

¾ экспериментальные (выполнение практических заданий 1-3 по осуществлению генетической связи между классами соединений).

1.4. Формы работы, используемые на уроке

В рамках представленного учебного занятия «Найдите связь между веществами» используются следующие формы организации деятельности обучающихся на уроке:

¾ фронтальная: беседа по содержанию задания, опрос на этапе актуализации знаний, работа при выполнении проблемного учебного задания;

¾ индивидуальная: выполнение учебного задания «Объедини нас по разным признакам» осуществляется в индивидуальном взаимодействии школьников, что стимулирует познавательную активность, на этапе контроля знаний осуществляется в паре взаимопроверка и взаимооценка;

¾ экспериментальная: выполнение учебного задания «Вещества, постройтьесь в ряд!»;

¾ индивидуальное домашнее задание опережающего характера, направленное на осуществление цепочки химических превращений, если используемое основание и кислота нерастворимы.

1.5. Тематическое единство содержания урока

Учебное задание «Существует ли связь между веществами» на начальном этапе урока выявляет проблему незнания генетической взаимосвязи веществ неорганических соединений, что мотивирует учащихся к приобретению новых знаний.

Учебное задание «Объедини нас по разным признакам» направлено на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии.

Учебное задание «Вещества, постройтесь в ряд» направлено на формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения и интеграции знаний.

Учебное задание

План-конспект урокахимии «Генетическая связь между классами неорганических веществ»

2.1. Пояснительная записка к уроку

Класс

8

Учебник

Химия.8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Габриелян О. С. – М.: Дрофа, 2015 г.

Тема урока

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Перечень оборудования

Персональный компьютер, мультиме­дийный проектор для показа презентаций, экран.

Цель учителя

Создание условий для формирования у обучающихся представлений о генетической связи между классами неорганических соединений на основе обобщения, коррекции и систематизации знаний учащихся о классификации и химических свойствах важнейших классов неорганических соединений.

Планируемые результаты

Предметные.

Ученик научится применять правило определения генетической связи.

Ученик получит возможность научиться применять правило составления генетических рядов, иллюстрировать уравнениями химических реакций генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

Регулятивные. Развивать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, выполнять учебное задание в соответствии с заданным алгоритмом действий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Познавательные. Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; анализировать, сравнивать генетические ряды металлов и неметаллов, уметь формулировать вывод по результатам практической деятельности.

Коммуникативные. Развивать навыки смыслового чтения через работу с текстом учебного задания, участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу; сотрудничать в совместном решении проблемы.

Личностные. Формировать и оценивать собственную учебную деятельность, проявлять коммуникативную компетентность по отношению к одноклассникам.

Технологии

¾ Технология проектирования учебных заданий;

¾ Технология проблемного обучения;

¾ Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности.

Методы и приёмы

Словесный, наглядный, практический.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная.

2.2. Технологическая карта урока «Генетическая связь между классами неорганических соединений»

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивационно-целевой этап урока

Эмоциональный настрой на урок.

Урок сопровождается презентацией.

(См. Приложение 2)

Учитель обеспечивает положительный настрой и мотивацию на урок за счет следующих вопросов:

¾ Улыбнитесь, мысленно пожелайте себе и всему классу успешной работы.

¾ Что необходимо нам для успешной работы на уроке?

Приветствуют учителя, слушают, настраиваются на работу.

Записывают в тетради дату проведения урока и название формы работы.

Актуализация знаний и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии:

Работа с заданием на слайде № 2:

Эпиграф к уроку:

" … Человеку важно знать свои корни…"
В. Песков

Учитель организует чтение задания и фронтальную беседу по следующим вопросам:

¾Что нужно сделать в задании?

¾Видим ли мы связь между веществами разных классов неорганических соединений?

¾Если связь существует, то, какое название можно ей присвоить?

¾Умеем ли мы её представлять?

¾В чем затруднение в данном случае?

¾Можете ли вы выполнить задание?

¾Сформулируйте тему урока.

Обучающиеся читают текст задания и участвуют в беседе, формулируют тему урока, записывают тему в тетрадь.

Целеполагание и планирование действий обучающимися. Слайд № 3

Целеполагание   и планирование действий обучающимися. Слайд № 3
Целеполагание и планирование действий обучающимися. Слайд № 3

Учитель организует постановку целей и планирование действий обучающимися:

¾ Сформулируйте, что Вы знаете и не знаете по теме урока.

¾ С учетом своего знания или незнания сформулируйте свою цель на урок.

¾ Предложите шаги по достижению поставленной цели.

Запись цели урока на доске.

Информация на слайде появляется последовательно: сначала обучающиеся называют свои шаги по достижению цели, затем на слайде появляются шаги, предлагаемые учителем.

Ученики формулируют цель деятельности (научиться), также формулируют шаги по достижению цели (повторить, выяснить, применить)

Процессуальный этап урока

Первый шаг по достижению поставленной цели. Повторение изученного.

Устный опрос.

Учитель организует повторение через фронтальную беседу по вопросам:

¾ Познакомившись с различными классами неорганических соединений и изучив их основные свойства, предложите классификацию веществ.

¾ На какие группы можно разделить все вещества по составу?

¾ На какие две группы вы разделите простые вещества , сложные вещества…?

Ученики отвечают на вопросы, предлагая способы классификации веществ.

Повторение изученного.

Выполнение разноуровневого учебного задания «КАЖДОМУ ВЕЩЕСТВУ СВОЁ МЕСТО»

Слайд № 4, 5 появляется на этапе самопроверки.

Слайд 4
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 5

Учитель организует экспериментальную деятельность обучающихся через выполнение разноуровневого учебного задания «КАЖДОМУ ВЕЩЕСТВУ СВОЁ МЕСТО», направленного на формирование навыков рефлексии.

Работа выполняется индивидуально. Проверку осуществляем в парах. Время выполнения 5 минут.

После выполнения предметного компонента задания учитель организует самооценку обучающихся с элементами критериального оценивания, предлагая правильный ответ и критерии оценивания на слайде, заслушивает рефлексивные ответы учеников.

Учитель организует беседу по результатам выполнения учебного задания:

– На какие вещества делятся все неорганические вещества?

– Какие вещества называются простыми, какие - сложными?

– На какие группы делят простые вещества?

– На какие группы делят сложные вещества?

– Что помогло и что помешало выполнению задания?

Здесь же учитель осуществляет промежуточную рефлексию по выполнению первого действия по достижению поставленной цели на урок.

Учитель предлагает ещё раз повторить определения основных классов неорганических соединений и их химические свойства.

В ходе выполнения учебного задания обучающиеся делают образовательный выбор уровня сложности выполнения задания. Само задание выполняется на раздаточном листе, по итогам выполнения ученики сравнивают свой ответ с образцом на слайде, оценивают себя, рефлексируют по результатам выполнения задания.

Отвечают на вопросы.

Второй шаг по достижению поставленной цели.

Историческая справка Приложение 3

Слайд № 6.

Слайд № 7.

Постановка проблемного вопроса

перед изучением новой темы.

Слайд 8.

Слайд 9

Учитель предлагает заслушать результат выполнения опережающего индивидуального домашнего задания, подготовленного отдельным учеником, - историческую справку о значении термина «генезис».

Учитель организует беседу по представленной исторической справке.

– Генезис – возникновение, рождение, непрерываемая связь поколений – вот тайная нить, которая связывает день сегодняшний с днём вчерашним, с нашим прошлым. Это, прежде всего люди, наши предки, наши родные.

- Родина, родители, родственники, родные.

–Что объединяет все эти слова?

В этих словах общий корень – род.

Что общего в формулах веществ? Найдите признак по которому можно объединить эти вещества: Br2, HBr , NaBr , Ag Br ?

– - Попробуем объединить вещества с общими признаками в ряды.

– Какой элемент общий для этого ряда? Металл или неметалл?

Можно ли вещества назвать рядом веществ с общими признаками?

– Как тогда назовем эти ряды?(Ряд металла и ряд неметалла).

Родственные друг другу люди похожи, так как им передается общие гены, несущие в себе информацию.

– Как можно назвать ряды, несущие в себе «родственную» информацию?(Генетические)

-Учитель: что видели люди в кровном родстве?

Учитель формулирует проблемный вопрос перед изучением новой темы:

– Существует ли связь между веществами разных классов неорганических соединений? Если связь существует, то, как её можно назвать и в каком виде представить и осуществить?

Изучив химические свойства классов веществ, мы знаем, что из лития можно получить оксид лития. Из оксида лития можно получить гидроксид лития. Из гидроксида лития получить сульфат лития.

Какой из элементов повторяется, а значит входит в основу этого ряда? Можно ли подобный ряд веществ составить, если за основу взять неметалл, например, серу?

Заслушивают подготовленную учеником историческую справку о значении термина «генезис».

Россия всегда была крепка родами. В кровном родстве русские люди испокон веков находили надёжную защиту, спокойствие и уверенность. Наши предки видели в этом свою силу, держась друг за друга.

Ученики отвечают на вопросы.

Изучение новой темы

Выполнении учебного задания «ВЕЩЕСТВА, ПОСТРОЙТЕСЬ В РЯД!»,

(См. Приложение № 1)

Слайд 10

Ответ на проблемный вопрос, заданный перед изучением новой темы

Слайд 11.

Слайд 12

Учитель организует выполнение учебного задания «ВЕЩЕСТВА, ПОСТРОЙТЕСЬ В РЯД!», направленного на формирование навыков коммуникации.

Выполнение задания в малых группах. На выполнение задания отводится 8 минут.

1. Мотивация и проблематизация деятельности осуществляется за счет текста учебного задания, его мотивационного и предметного компонентов.

2. Организующая беседа перед выполнением задания по вопросам:

¾ Прочитайте учебное задание про себя, подчеркните, что нужно сделать.

¾ Назовите, что нужно сделать, какой результат получить?

¾ Почему задание так называется? Какую подсказку дает задание?

¾ Обсудите в группе и найдите общее решение по данной проблеме. Распределите роли.

3. Самостоятельно проведите химический эксперимент в малых группах.

4. Проявите творчество при демонстрации продукта, сформулируйте правило.

5. Сопоставление с культурно-историческим аналогом, в качестве которого выступает текст учебника п. 43 с. 259-260, выделенный жирным курсивом. Так же демонстрируется таблица «Генетическая связь между классами неорганических соединений»(См. Приложение 3)

6. Запись схем в тетради.

Постановка проблемного вопроса: Если основание возьмем нерастворимым в воде, генетический ряд останется в том же виде?

Можно из оксида металла получить нерастворимое в воде основание, действуя непосредственно на него водой? Можноли из кислотного оксида получить нерастворимую в воде кислоту действуя на неё водой? Как решить проблему? Какой ряд богаче? Почему?

Постановка проблемного вопроса: Чем различаются понятия «генетическая связь» и «генетический ряд»?

При затруднении учитель объясняет, что понятие «генетическая связь» шире (родовое), в нем взаимными превращениями могут быть связаны разные формы существования разных химических элементов. Второе понятие – видовое, так как отражает взаимопревращение различных веществ, образованных одним химическим элементом.(Демонстрация плаката Приложение 5)

Учитель осуществляет промежуточную рефлексию по выполнению второго действия по достижению поставленной цели на урок, организует деятельность по формулированию ответов на проблемный вопрос. Заслушиваются ответы обучающихся, ведется при необходимости коррекция, исправление ошибок.

Читают текст учебного задания, участвуют в беседе на понимание содержания текста задания.

Учащиеся индивидуально выполняют задание, озвучивают результат, слушают ответы других учеников.

Знакомятся с правилом в учебнике, записывают схемы в свои тетради.

Читают текст учебного задания, участвуют в беседе на понимание содержания задания, выполняют химический эксперимент, высказывают свои версии, выслушивают версии одноклассников, в раздаточном листе записывают уравнения химических реакций, выполняя все требования, предъявляемые к ним.

Третий шаг по достижению поставленной цели. Закрепление..

Слайд № 13, 14 и 15.ъ,16

Учитель организует практическую деятельность обучающихся по освоению и закреплению новой темы, возвращаясь к предложенному заданию в начале урока. После выполнения задания учитель организует самопроверку.

Текст учебного задания представлен только на слайде.

Учитель организует новый цикл образовательной ситуации при выполнении учебного задания «НАЙДИТЕ СВЯЗЬ МЕЖДУ ВЕЩЕСТВАМИ», направленного на формирование навыков самостоятельного пополнения, переноса и интеграции знаний:

Задание выполняется индивидуально, либо в парах

1. Мотивация осуществляется за счет текста учебного задания, проблематизация – за счет выполнения предыдущего задания.

2. Организующая беседа на понимание содержания задания.

3. Демонстрация продукта – озвучивание версий.

4. Сопоставление версий друг с другом.

5. Осуществление промежуточной рефлексии

После выполнения задания учитель организует самопроверку, самооценку, взаимопроверку и взаимооценку по критериям. Ответы для проверки учитель фиксирует на слайде:

Критерии оценивания:

Оцените свой результат по критериям.

Критерии

Результат

Правильно составлены два генетических ряда.

К каждому из них прописаны по три уравнения реакций. Показана связь между веществами разных форм существования разных химических элементов.

Всего 9 элементов в задании.

Отлично

Правильно записаны 7-8 элементов из названных выше.

Хорошо

Правильно записаны 5-6 элементов из названных выше.

Удовлетворительно

Правильно записаны 1-4 элемента из названных выше.

Есть над чем работать

После выполнения задания осуществляется промежуточная рефлексия.

Два ученика выполняют упражнение на закрытой доске, класс выполняет упражнения в тетради, после проверяют, исправляют ошибки в случае необходимости.

Ученики придумывают заголовки, озвучивают.

Выполняют тест в тетрадях,

После выполнения меняются тетрадями с соседом по парте, осуществляют взаимопроверку и взаимооценку по указанным критериям.

Рефлексивно-оценочный этап урока

Организация рефлексии деятельности. Слайд № 17.

Слайд 17
Слайд 17

Учитель организует подведение предметного итога и рефлексию деятельности по следующим вопросам:

¾ Что нового узнали?

¾ Достигнута ли поставленная в начале урока цель?

¾ Что помогло или помешало?

¾ Какое возможное применение имеют эти вещества в промышленности и для вас лично?

Участвуют в рефлексивной беседе.

Выставление оценок за работу на уроке

В ходе урока обучающимися осуществлялась самооценка, взаимооценка. В конце урока учитель аргументированно выставляет оценки отдельным ученикам за работу на уроке.

Выставляют оценки в дневник

Комментарий домашнего задания.

(См. Приложение 4

Слайд 18).

Учитель предлагает для домашней работы учебное задание на выбор: Задания «СДЕЛАЙ САМ» и задание «ОПРЕДЕЛИТЕ ВЕЩЕСТВО», направлены на формирование навыков приобретения новых знаний и ценностно-смысловых установок. Учитель комментирует задания.

Осуществляют выбор домашнего задания, вкладывают листы с текстами домашних заданий в дневник.

По окончанию учебного занятия учитель благодарит учеников за продуктивную работу в ходе урока.

Прощаются с учителем.

Л. М. Харитонова, учитель химии, высшая квалификационная категория 2021-2022 гг.