Как и любой миф, легенда о существовании «Метро-2» — секретного правительственного метрополитена — имеет множество источников. Но ни у одного из них нет документального подтверждения, то есть они не опираются на официальные бумаги, найденные в архивах. Почти вся информация о «Метро-2» — это слухи, разрозненные высказывания и заявления в духе: «Мне кто-то сказал, а я расскажу всему миру». С чего же всё началось?
Впервые схема так называемого «Метро-2» появилась в 1991 году в отчёте министерства обороны США «Военные силы в переходный период». Американские аналитики собирали информацию не из архивов, а из «материалов и публикаций советской и российской прессы» конца 1980-х — начала 1990-х годов. И, конечно, черпали её из своего богатого воображения.
Байки о секретном метро с новой силой поддержали российские газеты и журналы. Публикации утверждали, что из Кремля на альтернативном метро можно добраться аж до правительственного терминала аэропорта Внуково. Несколько лет подряд журналисты отечественных изданий пытались выяснить, куда же вели остальные линии правительственного метро.
В опубликованной в 2021 году книге историка Дмитрия Юркова «Советские ”Секретные бункеры”» впервые стали доступны архивные документы, которые пролили свет на то, как было устроено «Метро-2» и существовало ли оно на самом деле. Что же выяснилось? Параллельное метро действительно строилось, но оно имело очень мало общего со схемами, которые три десятилетия назад рисовали американцы и домысливали отечественные исследователи.
Почти все подземные спецобъекты, которые создавались с 1930-х годов в столице, так или иначе были связаны с сетью тоннелей «обычного» метро. Метро изначально имело «второе назначение» (и транспорт, и бомбоубежище). Но руководство СССР решило не ограничиваться «общим» метро, а с самого начала задумалось о собственной подземке.
На месте нынешнего парка «Зарядье» в 1940-х годах планировалось построить ещё одно высотное здание, которое стало бы восьмой сталинской высоткой. После окончания строительства туда собирались переехать сразу несколько советских министерств. Правительственный небоскрёб, в отличие от других многоэтажных зданий, имел бы не два, а сразу четыре подвальных этажа, причём нижние — третий и четвёртый — закрывались защитным железобетонным «тюфяком». Секретный объект получил номер 101.
Не «Метро-2», а объект № 100
Именно через подземелья будущего небоскрёба в «Зарядье» проложили соединительный тоннель под кодовым обозначением «объект № 100», который стал частью особой ветки метро. В 1953 году новые руководители Комитета государственной безопасности продлили тоннель до комплекса зданий КГБ на площади Дзержинского (сейчас — Лубянская площадь).
Вскоре все правительственные специальные объекты в центре Москвы объединили в объект с номером 103. Последние рассекреченные данные о нём относятся к 1960-м годам. Оказывается, Александровский сад и Лубянку соединяет гигантская подземная подкова, к которой позже был пристроен ещё один тоннель, ведущий в Раменки.
Известно и ещё об одном подземелье, построенном на Фрунзенской набережной в комплексе зданий Министерства обороны: объект № 105 соединялся с Кольцевой линией метрополитена особым грузовым тоннелем. На месте примыкания тоннеля к метро и сегодня располагается подземный специальный объект Минобороны. Таким образом, используя тоннели метро — основные, дополнительные и специализированные, можно было добраться почти до «Лужников». А что же дальше?
А дальше — читайте книгу Леонида Кочеткова «Секретные объекты под землёй».