В 2010 году при подготовке доклада для семинара по экологии я случайно нашёл эту фразу: «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность». Автором этих слов являлся Мохандас Карамчанд Ганди более известный миру как Махатма Ганди.
Тогда мне очень захотелось ознакомиться с литературой по культуре и истории Индии. Довериться в этом вопросе интернету я не мог, всё-таки не доклад готовлю, поэтому написал письмо в Минкультуры России, а оно перенаправило его в Российскую государственную библиотеку. Мои слова в тексте запроса, наверное, понравились работникам учреждения, поскольку их ответ получился замечательным и мне больше ничего не пришлось искать дополнительно.
Среди трудов Махатмы Ганди, посвящённых вопросам философии, сатьяграхи и пр. есть три труда, которые я прочитал. Это книги «Моя жизнь», «Моя вера» и «Ключ к здоровью».
Я не стану углубляться в описание биографии Махатмы Ганди, но скажу, что это был невероятно скромный, мужественный и трудолюбивый человек, готовый отдать всё ради близкого. Близким же для него являлся любой человек вне зависимости от пола, национальности, религиозного мировоззрения, цвета кожи и т.д.
Как последователь индуизма Махатма Ганди считал священными не только коров, но и вообще всё живое. Он прекрасно понимал, что иногда для выживания людей (только в таких случаях), нужно, например, ставить ловушки на обезьян или бороться с вредными насекомыми. Фанатизм и другие крайности при взаимодействии с окружающим миром были ему чужды.
В исследованиях же самого себя Махатма Ганди иногда доходил до самых строгих, почти самоубийственных постов, в том числе, объявляя голодовки для усмирения народных волнений. И как бы это не казалось удивительным, люди слушали этого человека и прекращали насилие.
Махатма Ганди имел общение и знакомство с христианами и христианством, читал Библию и особенно выделял из неё Новый Завет. Для него самым важным в Евангелии стала Нагорная проповедь Иисуса Христа.
«Новый Завет стал для меня источником утешения и бесконечной радости... Если предположить, что сегодня у меня отнимут «Бхагаватгиту» и я забуду всё её содержание, но буду иметь при себе текст Нагорной проповеди, я получу от неё такое же блаженство, как и от «Бхагаватгиты» (из книги «Моя вера»).
В то же время, Махатма Ганди писал: «…я не всё принимаю безусловно и в Новом Завете (например, мне не всё близко в Посланиях апостола Павла)…» (из книги «Моя вера»).
Апостол Павел во втором послании к коринфянам (и не только) писал: «Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов: хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам» (2Кор.11:5-6).
Среди всех Апостолов, на мой взгляд, именно Павел являлся интеллектуальным лидером христианства. Он не видел Иисуса Христа во плоти, не слышал Его слов, не провёл столько времени на земле с Господом сколько «высшие апостолы» и т.д., но какие прекрасные мысли Павел нам оставил, какие великие духовные подвиги совершил: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:26).
Во втором послании к коринфянам (2Кор.12:15) Апостол Павел раскрыл суть всех своих действий, всей своей любви: «Я охотно буду издерживать своё и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами» (2Кор.12:15).
Именно эти слова позволили мне сделать следующий вывод: нет никаких сомнений, что жизнь и деяния Апостола Павла оказали далеко идущие последствия на духовные и интеллектуальные поиски, а также мировоззрение и бытие Махатмы Ганди.