На Первом канале резонансная премьера: вышел остросюжетный сериал "Противостояние", который является ремейком одноименного советского многосерийного фильма.
"Семнадцать мгновений весны", "Место встречи изменить нельзя" и "Противостояние" – стоит ли трогать легендарную советскую классику?
Сериал ждали со смешанным чувством: картина 1985 года с Олегом Басилашвили и Андреем Болтневым в главных ролях является одной из самых любимых в народе, наряду с легендарными "Семнадцать мгновений весны" и "Место встречи изменить нельзя".
Когда шли три этих фильма, улицы городов пустели, а милицейские сводки фиксировали аномально низкий уровень преступности: законопослушные граждане и не столь правильные прилипали к экранам телевизоров.
Переснимать шедевры советского кинематографа сейчас – значит сильно рисковать репутацией, потому что делать это нужно либо гениально, либо никак. Иначе снесет шквалом народной нелюбви.
Константин Эрнст рискнул, да еще и обозначил личное присутствие на проекте. В начале каждой серии современного варианта на экране выведены буквы: "Автор идеи Константин Эрнст".
Оправдался ли риск или нет, узнаем, когда посмотрим все серии нового "Противостояния". Пока мне так не кажется.
Смотрим две экранизации параллельно и сравниваем
Чтобы понять, в чем заключается идея современной версии, я решила смотреть серии параллельно друг другу. Далее будет обзор второй серии в сравнении с советским "Противостоянием". Ссылку на первый отзыв оставлю внизу.
Метод себя оправдал: разбираться в тонкостях съемок и сюжета оказалось очень интересно. Давайте начнем.
Достоинства современной версии "Противостояния"
Сразу скажу: вторая серия современного "Противостояния" мне понравилась больше первой.
Уровень съемок в сериале "Противостояние"
Во-первых, фильм очень красиво снят. К работе оператора Юрия Кокошкина не возникает вопросов.
«Мы максимально старались сделать стильно, в духе современного времени, использовали ускоренный монтаж, определенную оптику, снимали широким кадром, выбирали интересные локации, потому что история — она самодостаточна, но нужно было еще ее красиво снять и красиво представить», — рассказывал в интервью режиссер Тимур Алпатов.
Другое дело, что рваный, нервный стиль съемок в советской картине преследовал определенную цель: важна была не обертка, а то, что внутри – все было подчинено единой идее. Подробнее обсуждалось при разборе первой серии.
И это тоже тенденция последнего времени: при хорошем бюджете у отечественного кино получается прекрасная картинка.
Когда смотришь многие современные работы, испытываешь настоящую гордость за создателей, которым хорошо удаются съемки природы, городских пейзажей - да хоть космических! Сколько в их проектах умения видеть красоту, подмечать интересные детали и передавать все это по ту сторону экрана - словно самого экрана не существует.
Обратной стороной красивых съемок является то, что часто они маскируют неумение работать с сюжетом. Привлекательная обертка оказывается пустышкой.
Построение сюжета в сериале "Противостояние"
И здесь мы переходим ко второму пункту нашего сравнения и к следующему достоинству второй серии: мне понравилось, как выстроен сюжет. Конкретно здесь красивая обертка не пустая.
Расследование развивается логично, у зрителей остается ощущение четкой последовательности действий.
Интересно решены некоторые сцены, знакомые по первому сериалу. Например, когда оказывается, что Дерябин, которого сначала считали жертвой, жив, к нему направляются следователи. В советском "Противостоянии" это небольшой эпизод, хоть и яркий: полковник Костенко с помощниками добираются до Дерябина на вертолете, прорываются сквозь пургу. Дорога до прииска оказывается не менее важной, чем встреча со свидетелем.
В современной сцене знакомства с Дерябиным акцент переносится на саму встречу, а дорога служит фоном для вступительных титров. Следователи находят его на старательской делянке в магаданской тайге – там Дерябин моет золото. Место колоритное, тема любопытная – съемочной команде есть, где развернуться, а зрителю – на что поглазеть.
Подбор актеров в современной версии "Противостояния"
Понравился также подбор актера на роль Дерябина: Артур Иванов больше похож на лихого контрабандиста, чем более интеллигентный по типажу Александр Казаков из советского фильма.
В отличие от фильма 1985 года в современной картине зрители знакомятся с жертвой Кротова с первых же кадров. Во второй серии флешбэки продолжаются: действие кинокартины часто построено на сценах из прошлого с участием убитого Миши Гончарова.
И снова удачная актерская работа – Игорь Хрипунов отлично справляется со своей ролью. Когда его Миха Гончак входит в кадр, сцена словно наполняется светом: настолько он живой, естественный. Веришь, что такого персонажа все любили, а те, кто не был раньше знаком, запоминали даже после короткой случайной встречи.
На этом разговор о достоинствах второй серии закончим, перейдем к недостаткам.
Что не понравилось в современной версии "Противостояния"
Для меня во второй серии недостаток один, но огромный: мне не нравится, как создатели лепят образ главного героя. Первое негативное впечатление в продолжении только усугубляется.
Герой Владимира Вдовиченкова проигрывает герою Олега Басилашвили по всем пунктам. Это совершенно разные персонажи по характеру и, видимо, разные по масштабу актеры.
По отношению к современному полковнику Костенко, к сожалению, не возникает главного – симпатии и сопереживания. В то время как от главного героя Олега Басилашвили не оторвать глаз: с каждым кадром все сильнее подпадаешь под силу его ума и обаяния.
Особенно хорошо это понимаешь, например, при сопоставлении сцены допроса Дианы и Романа Журавлевых. Содержание разговора между полковником и знакомыми убитого в советском и современном варианте осталось почти без изменений, а вот впечатление складывается диаметрально противоположное.
Вдовиченков играет неуравновешенного персонажа, которого можно легко вывести из себя. Не щадя чувств возможной любовницы Гончарова, он чуть ли не в истерике тычет в нее фотографиями расчлененного трупа. В советском фильме фотографии показывает майор Жуков и делает это спокойно, без наезда.
Диана Журавлева обладает тем еще характером, общаться с ней тяжело. Но герой Олега Басилашвили допрашивает ее вежливо, корректно, не позволяет себе лишних эмоций – как, впрочем, и с другими свидетелями и подозреваемыми.
Смотришь на работу столичного следователя и понимаешь, почему он дослужился до такой высокой должности – начальника отдела по особо важным делам Главного управления уголовного розыска МВД СССР.
Полковник Костенко в исполнении Олега Басилашвили – человек обходительный, интеллигентный, умный. Он не "жестит", но умеет настоять на своем.
Во второй серии советского фильма зрители впервые видят, как полковник разговаривает с женой: он заработался и забыл позвонить домой, из-за чего между супругами происходит короткая размолвка.
Герой Владимира Вдовиченкова, напротив, постоянно названивает жене, причем о сути размолвки зрителям ничего не известно – создатели тянут интригу. Вероятно, таким образом они хотели сделать образ следователя более человечным, но желаемого вряд ли добились: полковник Костенко из современного сериала пока не цепляет. Говорю осторожно, потому что мало ли – вдруг дальше все переменится, и Вдовиченков сможет реабилитировать своего героя?
Поживем – увидим.
А что скажете вы? Смотрите, нравится?
Пишите в комментариях и подписывайтесь на канал, чтобы не потеряться!
Обещанная ссылка на первый обзор:
Продолжение обзора: