Найти тему

Отзыв на "Противостояние": сравниваем советский и современный сериалы. Вторая серия

Оглавление

На Первом канале резонансная премьера: вышел остросюжетный сериал "Противостояние", который является ремейком одноименного советского многосерийного фильма.

Рекламный постер сериала "Противостояние" (2024). Фото https://www.kinopoisk.ru/series/5438351/
Рекламный постер сериала "Противостояние" (2024). Фото https://www.kinopoisk.ru/series/5438351/

"Семнадцать мгновений весны", "Место встречи изменить нельзя" и "Противостояние" – стоит ли трогать легендарную советскую классику?

Сериал ждали со смешанным чувством: картина 1985 года с Олегом Басилашвили и Андреем Болтневым в главных ролях является одной из самых любимых в народе, наряду с легендарными "Семнадцать мгновений весны" и "Место встречи изменить нельзя".

Когда шли три этих фильма, улицы городов пустели, а милицейские сводки фиксировали аномально низкий уровень преступности: законопослушные граждане и не столь правильные прилипали к экранам телевизоров.

Рекламный плакат фильма "Противостояние" (1985)
Рекламный плакат фильма "Противостояние" (1985)

Переснимать шедевры советского кинематографа сейчас – значит сильно рисковать репутацией, потому что делать это нужно либо гениально, либо никак. Иначе снесет шквалом народной нелюбви.

Константин Эрнст рискнул, да еще и обозначил личное присутствие на проекте. В начале каждой серии современного варианта на экране выведены буквы: "Автор идеи Константин Эрнст".

Оправдался ли риск или нет, узнаем, когда посмотрим все серии нового "Противостояния". Пока мне так не кажется.

Рекламный плакат фильма "Противостояние" (1985)
Рекламный плакат фильма "Противостояние" (1985)

Смотрим две экранизации параллельно и сравниваем

Чтобы понять, в чем заключается идея современной версии, я решила смотреть серии параллельно друг другу. Далее будет обзор второй серии в сравнении с советским "Противостоянием". Ссылку на первый отзыв оставлю внизу.

Метод себя оправдал: разбираться в тонкостях съемок и сюжета оказалось очень интересно. Давайте начнем.

Кадр из сериала "Противостояние" (2024). Фото https://www.kinopoisk.ru/series/5438351/
Кадр из сериала "Противостояние" (2024). Фото https://www.kinopoisk.ru/series/5438351/

Достоинства современной версии "Противостояния"

Сразу скажу: вторая серия современного "Противостояния" мне понравилась больше первой.

Кадр из сериала "Противостояние" (2024). Фото https://www.kinopoisk.ru/series/5438351/
Кадр из сериала "Противостояние" (2024). Фото https://www.kinopoisk.ru/series/5438351/

Уровень съемок в сериале "Противостояние"

Во-первых, фильм очень красиво снят. К работе оператора Юрия Кокошкина не возникает вопросов.

«Мы максимально старались сделать стильно, в духе современного времени, использовали ускоренный монтаж, определенную оптику, снимали широким кадром, выбирали интересные локации, потому что история — она самодостаточна, но нужно было еще ее красиво снять и красиво представить», — рассказывал в интервью режиссер Тимур Алпатов.

Другое дело, что рваный, нервный стиль съемок в советской картине преследовал определенную цель: важна была не обертка, а то, что внутри – все было подчинено единой идее. Подробнее обсуждалось при разборе первой серии.

Кадр из сериала "Противостояние" (1985)
Кадр из сериала "Противостояние" (1985)

И это тоже тенденция последнего времени: при хорошем бюджете у отечественного кино получается прекрасная картинка.

Когда смотришь многие современные работы, испытываешь настоящую гордость за создателей, которым хорошо удаются съемки природы, городских пейзажей - да хоть космических! Сколько в их проектах умения видеть красоту, подмечать интересные детали и передавать все это по ту сторону экрана - словно самого экрана не существует.

Обратной стороной красивых съемок является то, что часто они маскируют неумение работать с сюжетом. Привлекательная обертка оказывается пустышкой.

Кадр из сериала "Противостояние" (1985)
Кадр из сериала "Противостояние" (1985)

Построение сюжета в сериале "Противостояние"

И здесь мы переходим ко второму пункту нашего сравнения и к следующему достоинству второй серии: мне понравилось, как выстроен сюжет. Конкретно здесь красивая обертка не пустая.

Расследование развивается логично, у зрителей остается ощущение четкой последовательности действий.

Интересно решены некоторые сцены, знакомые по первому сериалу. Например, когда оказывается, что Дерябин, которого сначала считали жертвой, жив, к нему направляются следователи. В советском "Противостоянии" это небольшой эпизод, хоть и яркий: полковник Костенко с помощниками добираются до Дерябина на вертолете, прорываются сквозь пургу. Дорога до прииска оказывается не менее важной, чем встреча со свидетелем.

В современной сцене знакомства с Дерябиным акцент переносится на саму встречу, а дорога служит фоном для вступительных титров. Следователи находят его на старательской делянке в магаданской тайге – там Дерябин моет золото. Место колоритное, тема любопытная – съемочной команде есть, где развернуться, а зрителю – на что поглазеть.

Кадр из сериала "Противостояние" (1985)
Кадр из сериала "Противостояние" (1985)

Подбор актеров в современной версии "Противостояния"

Понравился также подбор актера на роль Дерябина: Артур Иванов больше похож на лихого контрабандиста, чем более интеллигентный по типажу Александр Казаков из советского фильма.

В отличие от фильма 1985 года в современной картине зрители знакомятся с жертвой Кротова с первых же кадров. Во второй серии флешбэки продолжаются: действие кинокартины часто построено на сценах из прошлого с участием убитого Миши Гончарова.

И снова удачная актерская работа – Игорь Хрипунов отлично справляется со своей ролью. Когда его Миха Гончак входит в кадр, сцена словно наполняется светом: настолько он живой, естественный. Веришь, что такого персонажа все любили, а те, кто не был раньше знаком, запоминали даже после короткой случайной встречи.

На этом разговор о достоинствах второй серии закончим, перейдем к недостаткам.

Кадр из сериала "Противостояние" (1985)
Кадр из сериала "Противостояние" (1985)

Что не понравилось в современной версии "Противостояния"

Для меня во второй серии недостаток один, но огромный: мне не нравится, как создатели лепят образ главного героя. Первое негативное впечатление в продолжении только усугубляется.

Герой Владимира Вдовиченкова проигрывает герою Олега Басилашвили по всем пунктам. Это совершенно разные персонажи по характеру и, видимо, разные по масштабу актеры.

По отношению к современному полковнику Костенко, к сожалению, не возникает главного – симпатии и сопереживания. В то время как от главного героя Олега Басилашвили не оторвать глаз: с каждым кадром все сильнее подпадаешь под силу его ума и обаяния.

Кадр из сериала "Противостояние" (1985)
Кадр из сериала "Противостояние" (1985)

Особенно хорошо это понимаешь, например, при сопоставлении сцены допроса Дианы и Романа Журавлевых. Содержание разговора между полковником и знакомыми убитого в советском и современном варианте осталось почти без изменений, а вот впечатление складывается диаметрально противоположное.

Вдовиченков играет неуравновешенного персонажа, которого можно легко вывести из себя. Не щадя чувств возможной любовницы Гончарова, он чуть ли не в истерике тычет в нее фотографиями расчлененного трупа. В советском фильме фотографии показывает майор Жуков и делает это спокойно, без наезда.

Кадр из сериала "Противостояние" (1985)
Кадр из сериала "Противостояние" (1985)

Диана Журавлева обладает тем еще характером, общаться с ней тяжело. Но герой Олега Басилашвили допрашивает ее вежливо, корректно, не позволяет себе лишних эмоций – как, впрочем, и с другими свидетелями и подозреваемыми.

Смотришь на работу столичного следователя и понимаешь, почему он дослужился до такой высокой должности – начальника отдела по особо важным делам Главного управления уголовного розыска МВД СССР.

Полковник Костенко в исполнении Олега Басилашвили – человек обходительный, интеллигентный, умный. Он не "жестит", но умеет настоять на своем.

Кадр из сериала "Противостояние" (2024). Фото https://www.kinopoisk.ru/series/5438351/
Кадр из сериала "Противостояние" (2024). Фото https://www.kinopoisk.ru/series/5438351/

Во второй серии советского фильма зрители впервые видят, как полковник разговаривает с женой: он заработался и забыл позвонить домой, из-за чего между супругами происходит короткая размолвка.

Герой Владимира Вдовиченкова, напротив, постоянно названивает жене, причем о сути размолвки зрителям ничего не известно – создатели тянут интригу. Вероятно, таким образом они хотели сделать образ следователя более человечным, но желаемого вряд ли добились: полковник Костенко из современного сериала пока не цепляет. Говорю осторожно, потому что мало ли – вдруг дальше все переменится, и Вдовиченков сможет реабилитировать своего героя?

Поживем – увидим.

Кадр из сериала "Противостояние" (2024). Фото https://www.kinopoisk.ru/series/5438351/
Кадр из сериала "Противостояние" (2024). Фото https://www.kinopoisk.ru/series/5438351/

А что скажете вы? Смотрите, нравится?

Пишите в комментариях и подписывайтесь на канал, чтобы не потеряться!

Обещанная ссылка на первый обзор:

Продолжение обзора: