Хочется чуть лучше раскрыть тему "душевного разговора" в психотерапевтических отношениях.
Все таки, нужно учитывать, что разговор с психологом, это не то же самое, что разговор с другом.
И то, и другое взаимодействие по своему уникально и не всегда взаимозаменяемы.
Так как я не так давно повысила квалификацию в гуманистическом направлении, то и рассуждать буду исходя из положений гуманистической направленности.
Если вы пользуетесь в общении техникой активного слушания, то есть реально пытаетесь понять, что хочет до Вас донести собеседник, то Вы ближе к Карлу Роджерсу чем Вы думали.
Роджерс, собственно, является основоположником гуманистического подхода в психотерапии.
Он говорил о "необходимых и достаточных условиях" терапии:
1. Два человека находятся в психологическом контакте.
Под "психологическим контактом" подразумевается такой уровень эмоционального взаимодействия, что мы буквально можем проникнуть в эмоциональную сферу Другого и как бы к нему прикоснуться.
Опыт настоящего контакта сам по себе может быть целительным для человека хотя и пугающим (кстати, и для самого психолога в том числе)
2. Один человек (клиент) находится в состоянии неконгруэнтности.
Для дальнейшего понимания: конгруэнтность - это соответствие внутренних переживаний (или опыта человека) с внешним его выражением (в поведении)
Логично предположить, что неконгруэнтность - это несоответствие внутреннего с внешним.
Например: человек испытывает грусть, но всех и себя самого убеждает, что ему очень весело.
3. Другой человек (психотерапевт) конгруэнтен.
Мы уже поняли, что значит конгруэнтность, но поясню этот термин в отношении терапевта - чувства терапевта по отношению к клиенту соответствуют тому, как и что он выражает в контакте с клиентом.
4. Терапевт испытывает безусловное уважительное отношение к личности клиента.
Психологу важно уметь позитивно отражать личность клиента, чтобы у того в ходе бесед формировалось позитивное отношение к себе.
Все хотят хорошего отношения к себе, но не все могут его получить в ходе взросления.
Хочется отметить, что здесь говорится не про принятие вседозволенности клиента, но его самых разных переживаний и признание права на причину этих переживаний.
5. Терапевт эмпатически воспринимает систему внутренних смыслов и переживаний клиента.
В данном случае задача психолога состоит в том, чтобы максимально четко разобраться во внутренних движениях души клиента: какими смыслами руководствуется, какие эмоции испытывает, на сколько глубока боль
Как будто бы стать клиентом - обратите внимание КАК БУДТО.
Чем лучше психолог понимает клиента, тем клиент лучше понимает самого себя.
6. Клиент хотя бы в минимальной степени может воспринимать безусловное положительное отношение и эмпатическое понимание со стороны терапевта.
Здесь все просто, человеку необходимо быть готовым к исцелению. Необходимо позволить Другому помочь.
Обозначая итог: в повседневной жизни люди так не общаются в силу высокой энергозатратности данного формата общения.
Как людям стоит, на мой субъективный взгляд, более доверительно общаться друг с другом, расскажу в следующей статье😌
Автор: Лагутина Елена Сергеевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru