Страны Балтии и их европейские союзники считают Россию и СССР «тюрьмой народов», но суровая реальность перечеркивает их умозаключения. Об этом рассказал экономист Михаил Хазин.
Выражение «тюрьма народов» появилось еще в XIX веке и изначально относилось к Российской империи, а после революции 1917 года распространилось в западной публицистике и на Советский Союз. Сегодня США, Евросоюз и Великобритания пытаются с помощью этого же аргумента отказывать России в праве на национальные интересы, считая ее «империей», якобы подавляющей национальные государственные образования в своем составе. Хазин называет эту логику «демагогией и враньем» и предлагает оценить, в какой же «тюрьме» жили постсоветские страны до 1991 года.
«Достаточно посмотреть на республики бывшего СССР. Ни одна из них не живет лучше России. В 1990-е годы были иллюзии про Прибалтику – сейчас уже таких иллюзий нет. Сравнимо с Россией живут Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и Белоруссия. При этом в Казахстане и Узбекистане есть риск уйти вниз. У Азербайджана была нефть, за счет которой как-то работала экономика, но, если посмотреть жизненный уровень населения, то они там живут, конечно, небогато. И потом, сравнивать большую страну с маленькой сложно. Если в маленькой стране есть нефть, ей значительно легче держать уровень жизни населения на относительно высоком уровне», - сказал Хазин.
Главные «страдальцы» от советской власти и социалистического прошлого – прибалты, – по словам экономиста, жили в достатке только за счет более продуктивных союзных республик. То же самое, как утверждает Хазин, относится и к большинству остальных получивших независимость государств, чье нынешнее положение далеко от определения счастья. Без «российского гнета» эти страны, особенно в Прибалтике, не только не сумели достичь процветания, но и оказались в глубоком кризисе.
«Не было "тюрьмы народов". А если мы посмотрим на баланс республик в составе СССР, то увидим, что было всего три республики, которые давали больше, чем получали: это Россия, Белоруссия и Азербайджан. Все остальные получали больше, чем давали, что бы там местные националисты ни говорили. Что вышло из Прибалтики, которая непосредственно управлялась Западом, мы видим. Про юг мы даже не говорим. Вот и вся картина», - заявил Хазин на Rutube-канале Metametrica.
Без России экономики стран Балтии оказались в глубоком кризисе, поскольку Евросоюз оградил себя от их продукции, защищая собственные предприятия – а потеря российского рынка сделала заводы Латвии, Литвы и Эстонии нерентабельными. Положение региона усугубляется глубокими демографическими проблемами: население всех трех стран сокращается год за годом, а молодые граждане массово уезжают в Западную Европу или США, где видят для себя намного больше возможностей.