В последнее время в фокусе международной повестки вновь оказалась застарелая проблема Зангезурского коридора - маршрута, который мог бы соединить Азербайджан с Нахичеванью через Армению. Новый импульс дискуссиям по теме придал августовский визит президента России Владимира Путина в Азербайджан. И хотя лидеры стран прямо не упоминали эту проблему в ходе переговоров, но по итогам консультаций было объявлено, что стороны достигли ключевых договоренностей относительно открытия транспортных коридоров. Заявление вызвало оживление в экспертном сообществе заинтересованных сторон.
Источник фото: Пресс-служба правительства Армении
Спорный маршрут
Проблеме изоляции Нахичевани уже много лет, но решения найти пока так и не удалось.
«Процессы, связанные с обострением армяно-азербайджанских отношений в конце 1980-начале 1990-х годов, а затем распад СССР и Карабахская война привели к относительной изоляции Нахичевани от остальной части Азербайджана. Связь могла осуществляться либо воздушным путем, либо через территорию Ирана», - напоминает в беседе с редакцией «Голос СНГ» исторические нюансы к.ф.н., эксперт-политолог, старший научный сотрудник Института государства и права АН РУз Равшан Назаров.
Решить проблему стороны пытались сами и при участии заграничных партнеров. К примеру, с подачи США была выдвинута «формула двойного коридора», отметил политолог, кавказовед, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Владимир Новиков.
«Суть плана сводилась к тому, что армяне должны были получить территорию бывшей НКАО и Лачинский коридор, а также истоки горных рек, текущих в сторону Азербайджана - в обмен армянская сторона передаст Азербайджану часть Зангезура (Мегри), в результате чего Азербайджан соединяется с Нахичеванью. Однако план вызвал неприятие армянской стороны, так как в результате она была оторвана от границы с Ираном, а роль Турции усиливалась», - пояснил эксперт.
По его словам, позднее был выдвинут еще один вариант, который предполагал передачу Армении части Нахичеванской АР, граничащей с Ираном, в обмен на статус для Карабаха и дорогу через Мегри, которую получал Азербайджан. Стороны всерьез обсуждали этот план, однако договориться так и не смогли.
Кому на самом деле выгоден проект?
Актуальность и насущная необходимость Зангезурского коридора для Азербайджана не вызывает никакого сомнения. По мнению политолога Назарова, железнодорожное сообщение через Зангезур (Сюник) позволило бы не только связать две части Азербайджана, но и обеспечить выходы на транспортные магистрали России, Турции и Ирана. В Баку проект называют национальным, историческим и будущим интересом. Более того, еще в 2021 году лидер Азербайджана Ильхам Алиев обещал воплотить его в жизнь, «хочет того Армения или нет». Ситуация, однако, до сих пор остается в подвешенном состоянии.
Назаров полагает, что коридор на самом деле в интересах не только Баку, но и Армении, которая получила бы выходы на рынки Ирана и России. Последняя регулярно выступает с посредническими усилиями. Официальная позиция РФ обозначена четко - Баку должен иметь неограниченный доступ в Нахичевань через этот коридор. Ереван проект отвергает, считая, что он может привести к изменению региональных границ.
Источник фото: Пресс-служба президента России
Иранский фактор
Открытие Зангезурского коридора беспокоит и Иран, добавляет Новиков.
«В Тегеране считают, что Анкара и Баку пытаются через Зангезурский коридор объединить пантюркистский мир, устранить геополитические возможности Ирана в регионе, отстранить Иран от региональной энергетики, ограничить Китай и Россию и нанести удар по инициативе «Один пояс, один путь»», - отметил эксперт.
Политолог Назаров добавил, что если проект будет реализован, Тегеран понесет определенные потери.
«Нельзя сказать, что Иран совсем уж против проекта. Но конечно кое-что в результате он потеряет. В частности, открытие коридора позволило бы наладить прямые поставки газа из восточной части Азербайджана в Нахичевань. В настоящее время поставки «голубого топлива» по системе обмена осуществляется через территорию Ирана, который в качестве платы удерживает 15% азербайджанского транзита. Кроме того, пока Иран – это единственный маршрут, через который осуществляется сухопутная связь Армении с внешним миром», - уточнил эксперт.
Он уверен, что запуск коридора лишит Иран возможности быть единственным монополистом во внешних связях Армении.
Есть ли у проекта шанс?
Открытие Зангезурского коридора в перспективе вполне вероятно, считают эксперты. Тем более что нормативная база уже наработана - так, в трехстороннем (Азербайджан, Армения, Россия) Заявлении от 9 ноября 2020 г. Армения гарантировала безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Через год, в 2021-м, сторонами была подписана совместная декларация, в которой Баку и Ереван подчеркивали взаимную заинтересованность в Зангезурском коридоре. В том же году была достигнута договоренность о строительстве железной дороги Ерасх — Джульфа — Ордубад — Мегри — Горадиз, а в 2022-м Армения создала рабочую группу по восстановлению железной дороги на участках Ерасха и Мегри.
Поскольку в реализации проекта Зангезурского коридора заинтересованы такие серьезные геополитические игроки как Россия и Турция, возможно, что дело сдвинется с мертвой точки, считает политолог Назаров. Он не исключает, что РФ, имея достаточно большой авторитет в Иране, все же сможет убедить руководство Исламской Республики не препятствовать открытию коридора.