Найти тему

Дмитрий Нилов - учебные видеоматериалы

Оглавление

Это примерный перечень учебных видеороликов снятых и опубликованных Дмитрием Ниловым с 2016 года по настоящее время в рамках его Творческой Мастерской "Классика Звука". Их деление на разделы носит "чисто" условный характер и даже не согасованно с Дмитрием Ниловым. Представленные материалы дают возможность всем желающим (хотя в первую очередь они адресованы педагогам по КГ) познакомиться с "рабочей", творческой "кухней" музыканта при работе над произведениями своих концертных программ. При этом необходимо иметь ввиду, что все методические наработки ДН носят практический, прикладной характер и прошли (начиная с 2000), сначало - этап разработки и внедрения на подготовительном этапе работы ДН над музыкальными произведениями соих концертных программ. А затем, с 2003года, прошли "апробацию" концертами в ходе гастрольных поездок Дмитрия Нилова в РФ, странах ближнего зарубежья и Европы.

Если что-то непонятно рекомендуем задавать вопросы Дмитрию Нилову!

Общие принципы

Классическая постановка правой руки (Часть 1). Дмитрий Нилов

https://www.youtube.com/watch?v=mpIo-xZT7TY

10 мая 2016 г.

В последнее время всё чаще возникает такое понятие, как «современная техника звукоизвлечения», воспринимаемая подавляющим большинством педагогов как наиболее перспективная. Дмитрий Нилов не считает, что техника игры Ф. Тарреги, М. Льобета, А. Барриоса, Э. Пухоля, А. Сеговии, И. Прести и А. Лагойи, Дж. Вильямса, семьи Ромеро, К. Паркенинга и других выдающихся исполнителей XX-XXI веков — это прошлое гитарного искусства. По его мнению, она является классической, основной. От нее можно и нужно отталкиваться музыкантам в своих исполнительских поисках, и пренебрегать этим было бы неправильно. Для Дмитрия это - эталон, которому учили его самого, которому он следует, актуальность и перспективность которого кратко освещает в данном ролике, при этом не исключая права музыкантов искать новые технические приемы для раскрытия всех возможностей инструмента.

Классическая постановка правой руки (Часть 2). Дмитрий Нилов

10 мая 2016 г.

https://www.youtube.com/watch?v=9mnZ_1sCNug

Особенности классической постановки правой руки гитариста и эстетика звукоизвлечения.

https://www.youtube.com/watch?v=BUsW_2Rm5hU

12 нояб. 2021 г.

Первая часть этого видео — фрагменты разговора (мои ответы на некоторые вопросы), записанного три года назад, который не предполагался для тиражирования. Далее — отрывки из занятий, где речь идёт лишь о некоторых (но важных!) аспектах, касающихся постановки правой руки и особенностях звукоизвлечения. Часто приходилось слышать/видеть, как многие педагоги классической гитары (не только из РФ), демонстрируя «классическую постановку», говорят о её минусах, в особенности о качестве звука, который (якобы) присущ для данной постановки. У меня же иное мнение на этот счет, и с ним вы можете ознакомиться в этом видео, где я озвучил лишь НЕКОТОРЫЕ детали, касающиеся постановки правой руки и работы над звукоизвлечением. Чтобы добиться пластичности запястья, нужно четкое понимание того, что есть СВОБОДА и как над ней работать. Это возможно только в том случае, если на начальном этапе (ДМШ) учат с классической постановкой и учат КОРРЕКТНО. Но никак не с прямым запястьем, иначе ни о каком познании свободы речи быть не может! Могу сказать, что подобного результата я достиг не благодаря природным способностям и особенностям, которые связанны со строением рук, пальцев и ногтей (ногти — отдельная тема, но ничего суперсложного тут нет), а благодаря постоянной РАБОТЕ над техникой и звуком (прошу не путать технику игры и технику владения звуком с «беглостью пальчиков»). Работе над свободой и пластикой игрового аппарата, без чего не может быть рельефного, динамичного, тембрально разнообразного владения звуком, которое лишено МОНОТОННОСТИ. И это исключительно вопросы методические (школы) плюс слух.

Дополнение (ответы и комментарии ДН):

Дмитрий Нилов - искусство туше

https://dzen.ru/a/Z1QZ3UgnGRSWyxge

...Положение инструмента (что к чему приводит), поднятый (торчащий вверх) правый локоть и чрезмерно отставленный левый локоть при игре в первой позиции. Низкое запястье правой руки и т.д.

22 октября 2024
https://vk.com/video...13218_456239673

Раздел I. Подготовительные упражнения.

Гибкость суставов, независимость пальцев, эластичность и сила мышц. [Дмитрий Нилов]

https://www.youtube.com/watch?v=pWXSZsHRXuc

Это видео касается многих очень важных аспектов, но в основном оно посвящено технике левой руки, так как именно ей отведена лидирующая роль в исполнительской практике гитариста. Бесконечные баре во всевозможных комбинациях, мелизмы, пассажи, переходы из позиции в позицию при том, что нужно сохранять абсолютную органичность, легкость и связанность во время игры. Поэтому растяжка и независимость пальцев (левой руки), а также эластичность мышц являются главными составляющими для эффективной исполнительской деятельности. Это упражнение - в некотором роде йога. Задача следующая: в сложных условиях игры сохранить предельно естественное состояние всего организма (без сопения, излишнего давления пальцев на струны и напряжения лишних мышц) и отрегулировать контролируемую продуктивную работу пальцев и запястья левой руки.

Дополнение (ответы и комментарии ДН)

Plasticity and freedom. Пластика и свобода. [Dmitry Nilov]

https://www.youtube.com/watch?v=9DY0ziPn3ac

Раздел II. Упражнения для правой руки

Независимость и сила пальцев правой руки//Д.Нилов

https://www.youtube.com/watch?v=HA_eZGJakl8

Техника игры на классической гитаре. Независимость и сила пальцев правой руки. Комбинации (a-m-a, m-a-m, a-i-a, i-a-i) зачастую вызывают дискомфорт у исполнителя и негативно влияют на техническую свободу. Также это сказывается на некоторых приемах игры: тремоло, арпеджио, пассажи. Не секрет, что гораздо увереннее и убедительнее звучит тот или иной прием игры, если наши пальцы одинаково хорошо развиты, извлекают качественный звук и не теряют тактильный контакт со струнами. Регулярно играя данное упражнение, мы развиваем силу и независимость пальцев правой руки.

Дополнение (ответы и комментарии ДН)

RASGUEADO! Упражнения на развитие разгибателей пальцев правой руки. Свобода запястья.

18 апр. 2022 г.

https://www.youtube.com/watch?v=Q4a1QpfxDAE

Это видео - быстрый ответ человеку на вопрос "Как работать над развитием разгибателей пальцев правой руки и свободой запястья". В своё время, технику исполнения этих приёмов мне объяснял человек, который неоднократно посещал курсы Маноло Санлукара в Испании. Конечно, я не исполнитель фламенко, но периодически играю похожие упражнения. Alzapua - самый базовый уровень тут приведён в качестве примера... Но и его я тоже играю часто наряду с более сложными вариантами! Если к дискуссии подключатся гитаристы фламенко и поделятся ценной информацией, то будет замечательно! Для "классиков" приобщение к технике фламенко просто необходимо! В общем, мысль я "закинул" в гитарную среду, а дальше делайте выводы сами, обращайте внимание на то, как "включены в процесс" запястья правых рук всех гитаристов-классиков. Особенно тех, кто играет с прямым запястьем - современной постановкой правой руки.

Звукоизвлечение. The articulation of sound. [Dmitry Nilov]

https://www.youtube.com/watch?v=hMtijSq9LhQ

Preparation as a stage of the practice. Part 1//D.Nilov//"Подготовка" Часть1// Д.Нилов

https://www.youtube.com/watch?v=2KuuKli9Rsc

Preparation as a stage of the practice. Part 2D. Подготовка пальцев пр.руки.Часть2. [Dmitry Nilov]

https://www.youtube.com/watch?v=Bbsj8AcaWvw&t=21s

О вариантах посадки. Posture and its types. [Dmitry Nilov]

https://www.youtube.com/watch?v=IbjUyn1k9CI&t=9s

Постановка правой руки. The right hand's position. [Dmitry Nilov]

https://www.youtube.com/watch?v=COoRlTPZqlM

Угол атаки и звукоизвлечение. The angle of the attack and the sound. [Dmitry Nilov]

https://www.youtube.com/watch?v=ciF4FMfQhD8


Постановка правой руки, упражнение на синхронизацию, чёткость звука

15 октября 2024
https://vk.com/video...13218_456239667

Раздел III. Техника пальца «р»

Техника пальца "Р" в условиях классической постановки правой руки. [Дмитрий Нилов]

https://www.youtube.com/watch?v=ApIc8jBf8AU

За основу первой части упражнения я взял этюд №1 Эмилио Пухоля. Это очень удачный пример, поскольку он даёт возможность играть "р" как на соседних басовых струнах, так и через струну, налаживая тактильный контакт и развивая подвижность этого пальца. Во второй части я уделяю внимание мышце-разгибателю. Считаю этот момент крайне важным в развитии игрового аппарата гитариста. В большинстве случаев классические гитаристы не используют подобные приёмы игры (в силу репертуара), тем самым ограничивая возможности своих технических данных. В ролике обозначен лишь вектор направления работы, но сама тема заслуживает более пристального внимания. Безусловно, это касается не только большого пальца.

Дополнение (ответы и комментарии ДН)

Техника игры пальца "р" у начинающих. Развитие слуха на раннем этапе. Лёгкость туше. https://www.youtube.com/watch?v=DCR4taxHEvU

Разница между современной и классической постановками правой руки. Элементы техники игры пальца "р".

https://www.youtube.com/watch?v=zvuEJ6hrU-U

8 июн. 2022 г.

Короткие и весьма простые по содержанию видео посвящены проблемам, связанных с НАЧАЛЬНЫМ этапом обучения игры на классической гитаре и адресованы педагогам, которые в свою очередь присылали мне вопросы (видео своих учеников и собственные видео). Мои ответы включают в себя множество весьма важных аспектов, но «красной линией» идти речь будет преимущественно о постановке правой руки, свободе, лёгкости в игре и технике игры пальца «р», так как это является основой с первого дня обучения. Для многих гитаристов-профессионалов такие задачи оказались либо невыполнимыми, либо трудновыполнимыми. Это объясняется тем, что уже не одно поколение обучалось игре на классической гитаре, где во главе угла были поставлены исполнительские принципы сильно отличающиеся от канонов классической испанской школы. Также я не упускаю возможности озвучить свои личные мысли и наработки, которые прошли проверку временем и профессиональной филармонической концертной деятельностью. Буду рад ответить на все ваши вопросы устно, письменно и..., конечно, «музыкально» (практически).

Основные принципы свободы запястья правой руки. Базовая техника игры пальца "р".

https://www.youtube.com/watch?v=Vc15T4PWXVY

Признаки свободы/несвободы. Мизинец правой руки. Высота запястья. Базовая техника пальца "р".

https://www.youtube.com/watch?v=Pr9HF-TYqTc

13 июн. 2022 г.

В этом видео речь идёт как о базовых и главных признаках свободы, так и наоборот распространённых проблемах, связанных с излишними напряжениями, которые часто встречаются на пути начинающих гитаристов. Мизинец правой руки — это один из основных показателей свободы игрового аппарата гитариста! Округлое (достаточно высокое) запястье в том числе влияет на свободу, правильность развития техники игры и звукоизвлечение. Самостоятельность (независимость) пальца «р» и растяжка (удаление пальца «р» от пальцев «i,m,a») также является необходимой составляющей при работе над базовой техникой игр

21 ноября 2024. Техника пальца "р", свобода запястья, предплечья.

https://vk.com/video...13218_456239686

Раздел IY. Ногти

Длина, форма и полировка ногтей гитариста. [Дмитрий Нилов]

Уход за ногтями. Длина, форма, профиль и полировка ногтей. Argan Elixir 8 в 1 от Eveline - средство для восстановления ногтей. Здоровые ногти (формула восстановления) 8 в 1 от Eveline . Рекомендовано тем, у кого слабые ногти от природы. Перед тем, как начать пользоваться укрепляющим средством (клеем) на основе cyanoacrylate, проконсультируйтесь со своим педагогом.

Ногти, их форма, длина, толщина и профиль. Техника ногтевого звукоизвлечения и туше.

https://www.youtube.com/watch?v=0PTD8FX97-U

Немного о ногтях. Two words about nails.[Dmitry Nilov]

https://www.youtube.com/watch?v=Faz10I0eXRI

Раздел V. Упражнения для левой руки

Левая рука. Независимость пальцев. Часть 1. [Дмитрий Нилов]

https://www.youtube.com/watch?v=WfObFY5AevM

Работа над независимостью пальцев левой руки является основным этапом в становлении исполнительской техники. Цель — развитие свободы действия каждого из пальцев, а также его скорости и четкости движений. В данном ролике приведён пример одного из наиболее эффективных упражнений.

Независимость пальцев левой руки. Часть 2. [Дмитрий Нилов]

https://www.youtube.com/watch?v=1M7972UC35g

Восходящее и нисходящее легато. Работа над независимостью пальцев левой руки является основным этапом в становлении исполнительской техники. Цель — развитие свободы действия каждого из пальцев, а также его скорости и четкости движений. Не менее важным аспектом является работа правой руки. В данном упражнении мы задействуем все комбинации пар пальцев, обращая внимание на тембральную и динамическую ровность. Положение пальцев по отношению к струнам должно быть неизменным. Часть 1: • Левая рука. Независимость пальцев. Ча...

Дополнение (ответы и комментарии ДН)

Left hand's position. Part1. Положения левой руки. Часть1. [Dmitry Nilov]

https://www.youtube.com/watch?v=fckRlqZnuwI

Left hand. Part 2. Левая рука. Часть 2. [Dmitry Nilov]

https://www.youtube.com/watch?v=Z8pZcA1s4_w

Левая рука.Часть3. The left hand's posture.Part 3. [Dmitry Nilov]

https://www.youtube.com/watch?v=mrOzzSmzgMc

Левая рука.Часть4. Left hand.Part 4. [Dmitry Nilov]. https://www.youtube.com/watch?v=M0wTyeZVyKo

Тема призвуков (свистов) в левой руке.
https://vk.com/id301..._wall_301413218

Раздел YI. Основные приёмы звукоизвлечения

Тремоло

Техника игры на классической гитаре. Тремоло. [Дмитрий Нилов]

https://www.youtube.com/watch?v=ok9xBa6NXlM

Рекомендую совершенствовать разные варианты игры тремоло, благодаря которым вы повысите качество исполняемого приёма. Их можно отрабатывать на примере какой-либо пьесы. Обязательно в медленном темпе с четкой атакой (метроном приветствуется)! Играть произведение целиком от начала и до конца, контролируя динамическую ровность и длительность звучания каждой ноты. При игре квинтольного тремоло (piami...), после пальца "p" всегда идёт палец "i", и это дисциплинирует работу правой руки, не оставляя шанса лишним движениям.

Тремоло. Положение правой руки. Мышечная свобода. [Дмитрий Нилов]

https://www.youtube.com/watch?v=FIYZ_92xbjo

В данном ролике демонстрируются положение правой руки (запястья) в состоянии мышечной свободы, а также угол атаки каждого из пальцев относительно струн. В примере я показал, как можно управлять темпом, не прилагая ни малейшего усилия.

Какой же стороной ногтя играть и как это влияет на свободу? Элемент техники игры "Тремоло".

https://www.youtube.com/watch?v=xM4HpbQzNm8

18 июн. 2022 г.

Одна из самых часто обсуждаемых тем гитаристами - «Какой стороной ногтя играть». Казалось бы... Вроде давно играют, уже век прошёл, как эту технику активно применяют, но... по сей день тема не закрыта. У кого-то прямые ногти, у кого-то кривые, загнутые вниз, активно растущие в стороны края, тонкие ногти, ломкие и т. д. Всё это, конечно, имеет место быть, НО! Нельзя игнорировать самое основное правило исполнителя! Прежде всего должна быть СВОБОДА игрового аппарата (в данный момент речь о правой руке), и тут НОГТИ совершенно ни при чём. А многие за отправную точку берут особенности ногтей... Часто это приходится слышать от представителей (педагогов) современной школы, которые «объясняют» постановку правой руки тем, что она продиктована природным несовершенством ногтей. Предлагаю им серьёзно подумать по этому поводу ещё раз! В конце концов вы учите детей так, как удобнее для «неполноценного» (имеются ввиду ногти) исполнителя с точки зрения современного педагога. Подумайте о «полноценных» (у которых с ногтями всё в порядке).

Столкновения пальцев "р" и "i" в Тремоло

https://www.youtube.com/watch?v=kT381SUcKEA

Тремоло.Принципы и методы работы.Часть1//Tremolo. Principles and methods of training. Part I.

https://www.youtube.com/watch?v=zrxtsEi7wBg&t=114s

Тремоло.Принципы и методы работы.Часть2//Tremolo. Principles and methods of training. Part II.

https://www.youtube.com/watch?v=VAaDoMpIQz8&t=5s

Тирандо. Апояндо.Туше. Дмитрий Нилов

https://www.youtube.com/watch?v=FFESEhf1PLk

Записать этот незамысловатый ролик меня сподвигли многочисленные вопросы касательно тирандо и апояндо. Об их роли в исполнительской практике и о том, возможна ли игра без апояндо вовсе. По своему опыту (концертирующего исполнителя) могу сказать однозначно, что оба этих приёма одинаково важны и пользоваться ими нужно в равной степени умело! Тирандо и апояндо являются основными техниками в исполнительстве на классической гитаре. Практически любой приём (арпеджио, тремоло, пассажи, игра интервалов или аккордов в любых вириантах, и т.д.) базируется либо на Апояндо, либо на Тирандо. В данном ролике показаны только ключевые моменты в игре тирандо, апояндо и их индивидуальные особенности. Разумеется, их больше, но это уже отдельная тема, в которой нужно говорить о штрихах, углах атаки ногтем струны, силе атаки и т.д. Также следует уделить внимание ТУШЕ. Именно туше влияет на точность исполнения обоих приёмов, артикуляцию, динамический диапазон и умение оперировать спектром тембральных возможностей инструмента.

Гаммы и Арпеджио

Гаммы.
https://vk.com/video...13218_456239687

Арпеджио. Тактильный контакт со струнами. [Дмитрий Нилов]

https://www.youtube.com/watch?v=sBVa-TNGjwc

В этом ролике Дмитрием Ниловым представлен один из вариантов упражнений, благодаря которому совершенствуются (нарабатываются) тактильный контакт со струнами, сила пальцев правой руки и ровность арпеджио. Также здесь активно задействована пара пальцев "i","p" и их растяжка - крайне важный аспект в ряде технических приёмов для классического гитариста.

Пассажная техника

Уроки классической гитары. Элементы пассажной техники. [Дмитрий Нилов]

https://www.youtube.com/watch?v=sDLRXCIDI1g

Техника игры на классической гитаре. Примеры и пояснения. Элементы пассажной техники и оптимизация работы обеих рук (Часть 1). В этом ролике приведён пример одного из упражнений, которое включено в повседневные занятия Дмитрия Нилова. Также показаны оптимальные положения рук при игре восходящих и нисходящих пассажей.

Элементы пассажной техники. Тактильный контакт со струнами. Часть 2. [Дмитрий Нилов]

https://www.youtube.com/watch?v=sBVa-TNGjwc

Предоставляя бОльшую свободу выбора аппликатуры для правой руки, данное упражнение поможет сделать вашу пассажную технику универсальной, добиться более плотного тактильного контакта при переходах со струны на струну, а также тембральной ровности и подвижности разных пар пальцев

Элементы пассажной техники. Часть 3. [Дмитрий Нилов]. https://www.youtube.com/watch?v=28cHGkPPSTY&t=3s

1 дек. 2019 г.

Дмитрий Нилов Техника игры на классической гитаре Примеры и пояснения Элементы пассажной техники. Часть 3 Часть 1: • Уроки классической гитары. Элементы п... Часть 2: • Элементы пассажной техники. Тактильны...

Дополнение (ответы и комментарии ДН):

Вопрос о пассажной технике. Некоторые аспекты.

15 октября 2024.
https://vk.com/video...13218_456239668

Флажолеты

Как играть натуральные флажолеты ВИБРАТО! [Дмитрий Нилов]

https://www.youtube.com/watch?v=M95co1GXRTE

Натуральные флажолеты вибрато - простая и вместе с тем очень удачная находка для классических гитаристов. Используя этот приём, вы можете добавить несколько удивительных штрихов -"изюминок", которые украсят исполняемые произведения и вызовут интерес у слушателей.

3 ноября 2024. Вопрос по вибрато.
https://vk.com/video...13218_456239684

Этюды

Эмилио Пухоль. Этюд №1. Дмитрий Нилов (5 000)

Emilio Pujol. Etude№1.Dmitry Nilov 10 000

Этюд на отработку максимальной продолжительности звучания каждой ноты

Пару слов о Первом Лобоса и, конечно, технические моменты. Немного.

19 октября 2024
https://vk.com/video...13218_456239669