Мусаси был одним из тех, кто изначально мыслил нестандартно. Немногие рождаются с этим навыком и, к сожалению, так же мало тех, кто тратит время на его развитие. Усугубляет этот вечный недостаток воображения и энтузиазма тот факт, что даже когда прилагаются усилия, понимание не приводит автоматически к применению.
Взгляните на это с другой стороны: вы можете по-настоящему ценить произведения Шекспира и Леонардо да Винчи, но это не значит, что вы можете применить это понимание и писать, как старина Уилл, или заниматься всем этим крутым искусством и изобретательством, как Леонардо.
Таким образом, хотя многие, возможно, и ценят Мусаси, не меньше людей сталкиваются с проблемой практического применения учения величайшего японского фехтовальщика в своих повседневных — современных и слишком часто обыденных — сражениях.
Но если мы больше ничему не научимся у Мусаси, мы должны помнить его главное замечание о том, что будь то на поле боя, в комнате для совещаний или даже в спальне:
“Все битвы сначала выигрываются в уме”.
Одно из девяти главных правил Мусаси гласило:
“Изучай пути всех профессий”.
Под этим Кенсей подразумевал, что мы должны не только научиться уважать различных мастеров за их уникальные навыки, но и научиться смотреть на мир их глазами.
Например, в поединке, который, пожалуй, является его самым известным поединком, Мусаси одержал победу, использовав лодочное весло, чтобы убить своего противника. Если бы Мусаси страдал “зацикленностью на предмете” — склонностью видеть только одно применение предмету или инструменту — и не был способен воспринимать возможность использования весла в качестве оружия, сомнительно, что мы знали бы имя Мусаси сегодня😎.
Мусаси учит нас, что для того, чтобы развить такое восприятие (yuku mireba, «заглянуть в сердце врага») и проницательность, наше общее отношение (то есть нашу жизненную стратегию в целом и энтузиазм в отношении конкретных начинаний в частности) должно начинаться с того, что мы сначала концентрируемся на развитии того, что он называет сенки, нашего “боевого духа”.
Сенки включает в себя, но не ограничивается этим:
1. Фокус: Куда мы смотрим.
2. Концентрация: Как (то есть, каким образом) мы смотрим.
3. Целеустремленность: Что мы ищем (смотрим).
Таким образом, какой бы ни была поставленная задача, мы должны сосредоточиться на ней с такой же интенсивностью, как если бы столкнулись лицом к лицу с самураем в схватке не на жизнь, а на смерть. Как на поле боя, так и в зале заседаний.
Прежде всего, это означает (1) вывести нашего противника из равновесия и (2) удерживать его в таком состоянии. Это правило действует независимо от того, является ли наш оппонент смертельным врагом, с которым мы сталкиваемся на поле боя, корпоративным юристом, с которым мы сталкиваемся за столом переговоров в зале заседаний, или же той милой женщиной, с которой мы просто пытаемся пообщаться лицом к лицу.
Каждый генерал выходит на поле боя с планом — нам нужно нарушить этот план. Точно так же и этот ловкий корпоративный юрист садится за стол переговоров, заранее спланировав каждый свой шаг. Наша задача - вывести его из равновесия, точно так же, как мы бы выбили ноги из-под ног противника во время поединка по карате. И чем это отличается от планов этой прекрасной женщины в баре на сегодняшний вечер? Ей тоже не помешало бы немного “вывести из равновесия”😎.
В боевых искусствах нет ничего важнее, чем сохранять равновесие. Это относится не только к вашему физическому равновесию, но и к душевному равновесию. Вот почему мы называем психически неуравновешенного человека “неуравновешенным”.